Педократия
Педокра́тия (буквально «власть детей»; от др.-греч. παῖς «ребёнок» + κράτος [kratos] «власть, государство, могущество») — доминирование молодёжи в общественной жизни или отдельном общественном движении. Термин носит негативную окраску и употребляется в публицистике консервативного направления.
Слово «педократия» родилось в контексте одной газетной мистификации. В своем фельетоне из цикла «Дома» в газете «Новое время» за 2 декабря 1901 г. регулярный автор этого издания, писатель, журналист и путешественник Сергей Николаевич Сыромятников, писавший под псевдонимом Сигма, повествовал о своей встрече с неким библиофилом, профессором П.М. Разумихиным, который показал ему фолиант из его громадной библиотеки. Автором книги якобы был малоизвестный греческий философ IV века, современник Фемистия, Ливания, Юлиана Отступника — Сергий Бирсодепсид (что есть прямая калька имени автора фельетона — Сергея Сыромятникова), а книга называлась «О пэдократии».
В 1913 г. в той же газете он публикует статью «Наши педократы», в которой прямо называет себя человеком, введшим в литературу это понятие, причём ещё «до войны и “освободительного движения”», в связи с общественной реакцией на студенческие беспорядки. В новом тексте Сыромятников указывал, что такое явление, как «педократия», распространилось уже не только в высшей, но и в средней школе.
Эта же тема была подхвачена С. Н. Булгаковым в статье «Героизм и подвижничество», опубликованной в 1909 году в сборнике «Вехи» и посвящённой развенчанию революционных идей и революционных симпатий русской интеллигенции:
Духовная педократия (господство детей) — есть величайшее зло нашего общества, а вместе и симптоматическое проявление интеллигентского героизма, его основных черт, но в подчёркнутом и утрированном виде. Это уродливое соотношение, при котором оценки и мнения «учащейся молодёжи» оказываются руководящими для старейших, перевёртывает вверх ногами естественный порядок вещей и в одинаковой степени пагубно и для старших, и для младших. Исторически эта духовная гегемония стоит в связи с той действительно передовой ролью, которую играла учащаяся молодёжь своими порывами в русской истории, психологически же это объясняется духовным складом интеллигенции, остающейся на всю жизнь — в наиболее живучих и ярких своих представителях — тою же учащейся молодёжью в своём мировоззрении. <…> наша молодёжь без знаний, без опыта, но с зарядом интеллигентского героизма берётся за серьёзные, опасные по своим последствиям социальные опыты и, конечно, этой своей деятельностью только усиливает реакцию.
К этой мысли Булгакова присоединился Ф. А. Степун в статье «Религиозный смысл революции» (1923), отмечая, что начальный этап революционного движения всегда осуществляется усилиями молодёжи.
Н. С. Трубецкой в письме П. Н. Савицкому от 12 июля 1933 г. применял этот термин к кадровым изменениям в нацистской Германии:
«В своем существе национал-социализм есть движение молодёжи, к которому примкнули люди и зрелого возраста… Убрали с места нескольких социал-демократов. Но и этим вопрос не разрешается. Остаётся вообще убрать людей старшего поколения. К этому теперь, кажется, и приступили. Во всех областях жизни устанавливается „педократия“. В таком огромном городе, как Гамбург, бургомистру нет 30 лет».
Много позже, в связи с молодёжным движением во Франции 1968 года, о завышении роли молодёжи в развитии общества резко отрицательно писал А. Д. Шмеман (на его преемственность по отношению к Булгакову указывает, в частности, С. Рассадин):
Кошмарен современный трусливый культ молодёжи. <…> Молодёжь, говорят, правдива, не терпит лицемерия взрослого мира. Ложь! Она только трескучей лжи и верит, это самый идолопоклоннический возраст и, вместе с тем, самый лицемерный.
В современной русской публицистике против «педократии» и культа молодёжи резко высказываются И. Медведева и Т. Шишова, обличая «погибельный культ „раскрепощённой“ молодёжи», связанный с «подрывом устоев христианского общества». Реже, и также в негативном смысле, как педократические характеризуются режимы, нацеленные на резкое обновление национальной правящей элиты за счёт молодых кадров (в частности, режим президента Михаила Саакашвили в Грузии). Встречается термин «педократия» в контексте отрицательной оценки проправительственных молодёжных движений в России, например, движения «Наши», которое сопоставляется с хунвейбинами в КНР.
В зарубежной традиции против педократии в общественной жизни Англии (и, в частности, против растущей самостоятельности молодёжи в системе общественного образования) высказывался ещё в 1864 году видный публицист англиканского ритуализма Дж. Э. Денисон.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Квасной патриотизм (лапотный патриотизм, ура-патриотизм) — ироничное выражение в русском языке, обозначающее безусловное восхваление всего отечественного. Противопоставляется подлинному патриотизму, допускающему признание и неприятие отрицательных черт своего государства, а также борьбу с ними.
Антипатриотизм — идеологическое направление, построенное на критике патриотизма.
«Гнилой Запад » — идеологическое клише, родившееся в XIX веке в России в ходе полемики между славянофилами и почвенниками с одной стороны и западниками с другой. Является метафорическим выражением настороженно-скептического отношения к идеям и ценностям, предлагаемым Западным миром. В связи с этим образ стал политическим клише, активно применялся в советской и российской пропаганде (часто как «загнивающий»).
Философия русского зарубежья — обозначение периода в русской философии, последовавшего после высылки ряда выдающихся русских философов из Советской России в Германию на т. н. «философском пароходе» в 1922 году. Это направление русской философии сохранило религиозный уклон (интуитивизм) и приобрело ярко выраженный антисоветизм. Одни философы русского зарубежья остались в Германии (Иван Ильин), другие перебрались во Францию (Николай Бердяев) и Чехословакию (Николай Лосский).
«Великодержавный шовинизм » — выражение, применяющееся преимущественно в социалистической, коммунистической и либеральной литературе для обозначения господствующего уничижительного отношения русского чиновника государственной власти царизма к остальным народам России, а затем и СССР (великорусский шовинизм). В ряде случаев применяется и к другим народам.
Посткоммунистическая ностальгия (постсоциалистическая ностальгия) — социальное чувство, характерное для определенных социальных общностей бывших стран социалистического лагеря, их рациональная и эмоциональная ориентация на идеализируемый и ушедший в прошлое общественный порядок (коммунистический строй).
Криптокоммунизм — это (др.-греч. κρυπτός — скрытый; от лат. commūnis — общий) теоретический общественный и экономический строй, под которым подразумевается секретная поддержка или тайное восхищение коммунизмом. Термин используется для обозначения деятельности человека или группы людей, которые, поддерживая коммунизм, стремятся избежать политического и иного преследования.
Фашизм (итал. fascismo, от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — крайне правая идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: отрицание демократии и её экономической и политической практики; создание режима, основанного на принципах авторитарно-корпоративной государственности, однопартийности; подавление противников государства и любых форм инакомыслия; создание военизированных формирований и взгляд на войну как на естественный...
Подробнее: История фашизма
Модернизм в турецкой литературе — совокупность литературных явлений модернистского толка, характерная для литературы Турции периода второй половины XX века.
«Смена вех » — сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в июле 1921 г. видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции. Полемически отталкиваясь от созданного в предшествующий исторический период аналогичного сборника «Вехи», участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской...
Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.
Подробнее: Национализм (изучение)
Анархо-пацифизм (также пацифистский анархизм или анархический пацифизм) — это направление внутри анархического движения, которое отвергает применение насилия в борьбе за социальные перемены. Основное влияние оказали идеи Генри Дэвида Торо и Льва Николаевича Толстого. Основное его развитие происходило в Нидерландах, Великобритании и Соединенных Штатах до и во время Второй мировой войны.
Термином
Особый путь Германии (нем. Deutscher Sonderweg) обозначают предположительно наблюдаемую в истории Германии неравномерность её государственной структуры и формирования демократических институтов, в отличие от европейских соседей Германии, таких как например Франция и Англия. В историографии не существует устоявшейся точки зрения, является ли это особым путём, поскольку это предполагает существование «нормального» исторического развития демократии, или же речь идёт только о собственном, а...
Внутренняя эмиграция — уклонение от участия в политической и общественной жизни государства; духовное отделение от государства; пассивная конфронтация с государственной системой, вызванная внутренним несогласием с господствующей идеологией, при невозможности это несогласие выразить. Является метафорой аномии — своеобразного бегства от действительности, неучастия в делах государства и в жизни общества по тем правилам, которые заданы политическим строем. Альтернативой внутренней эмиграции могут быть...
По́чвенничество (от рус. народная почва) — литературное течение и направление общественной и философской мысли в России 1860-х годов. Основы мировоззрения восходят к идеям и концепциям так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (1850—1856) во главе с Аполлоном Григорьевым. Приверженцы называются почвенниками. В. Н. Захаров указывает, что термин «почвенничество» является поздним — Достоевский и его единомышленники не называли себя почвенниками.
Самокритика — выявление ошибок и недостатков в себе самом, разбор и оценка отрицательных сторон в своей деятельности, своем мышлении и поведении. Самокритичность — рефлексивное отношение человека к себе, требовательность к себе, способность к самостоятельному поиску собственных ошибок и непримиримое к ним отношение; принятие всех возможных мер к их устранению.
Демонизация или дегуманизация врага (англ. demonization of the enemy, dehumanization of the enemy) — это технология пропаганды, которая продвигает идею формирования общественного мнения посредством создания образа врага как агрессора, представляющего собой угрозу и преследующего только разрушительные цели. Демонизация направлена на создание устойчивого стереотипа о личности, группе, идеологии или идее, целом государстве, а также на внушение ненависти к врагу, которая необходима для ведения борьбы...
Новое течение (латыш. Jaunā strāva) в истории Латвии ― массовое левое социально-политическое движение, существовавшее во время Первого латышского национального пробуждения (ведущую роль в котором играли младолатыши начиная с 1850-х и до 1880-х годов), высшей точкой развития которого была Революция 1905 года. Участников движения называли «новотеченцами» (латыш. jaunstrāvnieki).
Культурная гегемония — понятие марксистской философии, характеризующее господство правящего класса над культурно неоднородным обществом. Воздействуя на совокупность представлений, верований, ценностей и норм, выраженных в культуре общества, правящий класс навязывает собственное мировоззрение в качестве общепринятой культурной нормы и общезначимой господствующей идеологии. Такая идеология узаконивает социальный, политический или экономический статус-кво, на деле являющийся лишь социальным конструктом...
Моральный нигилизм (также известный как этический нигилизм) — метаэтическая позиция, согласно которой ничто по сути не может быть моральным или аморальным. Например, моральный нигилист считает, что убийство, независимо от его причин и обстоятельств, нельзя считать плохим или хорошим поступком. С точки зрения морального нигилизма, мораль — искусственное построение, сложный набор правил, придерживаясь которых можно достичь определённых выгод, психологических, социальных, экономических, но говорить...
Русский нигилизм (нигилизм) — это умонастроение в России, сформировавшееся в 50-60-е гг. XIX века. Tип pyccкогo нигилистa был изобpaжен Typгeневым в oбpaзe Базapoвa в романе «Отцы и дети» (1862). Собственно идеологом нигилизма был Писарев, а также Чернышевский и Добролюбов. В 1862 году по России прокатилась волна поджогов (Петербург и города Поволжья), в организации которых обвиняли «нигилистов» (студентов русского и польского происхождения). Своего рода рупором нигилизма стал журнал Русское слово...
Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологии, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. (см. также моральный абсолютизм).
«Три исто́чника и три составны́х ча́сти маркси́зма » — название статьи В. И. Ленина, дающей сжатый анализ исторических корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти К. Маркса. Впервые опубликована в форме статьи в легальном журнале РСДРП(б) «Просвещение» (1913, № 3).
Богоискательство — философско-религиозное движение в среде русской интеллигенции конца девятнадцатого — начала двадцатого века. Представители этого движения — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, В. Розанов, Д. Философов и др. — группировались главным образом вокруг «Религиозно-философского общества»; они издавали журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы». Основная задача этого движения было не поиск «нового Бога», а поиск «новых путей к Богу». Богоискатели критиковали...
Четыре теории прессы (или нормативные теории массовых коммуникаций) — классическая работа американских социологов Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма, созданная в 1956 году, в которой рассматриваются отношения между прессой и правительством при разных формах правления и в разный временной период. Данные теории фокусируются именно на том, «как СМИ могли бы функционировать, как им надо было функционировать, согласно определенным критериям, характерным для конкретного общества нормам и ценностям...
Богостроительство — этико-философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения.
«Политика и английский язык » (англ. Politics and the English Language) (1946) — эссе Джорджа Оруэлла, в котором он критикует «уродливость и неточность» современного ему английского письменного языка и исследует связь между официальными политическими догматами и ухудшением языка.
Социальная мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание) — это контекстуально условно истинные и аксиологически (в плане ценностей и их норм) доверительные высказывания.
Оценка творчества Фёдора Михайловича Достоевского в советскую эпоху изменилась по сравнению с оценкой современников.
Индифферентизм — постоянное равнодушие или безразличие к вопросам знания, морали, общественной жизни. Различают индифферентизм философский, этический, религиозный и политический.
Нео-авторитарность СМИ в России — отражение отношений между обществом, правительством и работниками медиа-пространства, при котором власть экономическими, правовыми и административными средствами осуществляет управление средствами массовой информации, тем самым внушая аудитории авторитарные стереотипы. При таком режиме аудитория не имеет достаточной сознательности для того, чтобы использовать СМИ как площадку для продуктивного диалога, а видит в них аппарат пропаганды. Медиа, в свою очередь, неосознанно...
Русский фашизм — период развития русского национализма в 1930—1940-е годы, характеризующийся симпатией итальянскому фашизму, ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом.
Элитари́зм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — это концепция необходимости разделения общества на элиту и массу.
Исламофаши́зм (англ. Islamofascism) — идеологическое клише, термин, служащий для проведения идеологических параллелей между современным исламским экстремизмом и фашизмом или национал-социализмом первой половины XX века.
Карамзинизм — направление в русской литературе 1790—1820-х годов, пытавшееся формировать русский литературный язык на основе рационального эстетического подхода, используя европейские образцы. Оппонентами карамзинистов являлись архаисты. В конце 1810-х годов в противовес оплоту архаистов «Беседе любителей русского слова» карамзинисты оформились в литературное общество «Арзамас».
Адаптированная литература — это литература, — зачастую художественные произведения известных писателей, — адаптированная для читателя таким образом, чтобы в ней использовались лишь те грамматически конструкции и слова, которые будут понятны конкретной группе читателей, либо же поправки, согласующиеся с политической доктриной той или иной страны и продиктованные конъюнктурными, а не образовательными соображениями. Идеи переработки классических произведений для детей постепенно привлекают к себе всё...
Архаисты — введённый Ю. Н. Тыняновым термин, который обозначал сторонников направления в русской литературе начала XIX века, считавшего необходимым формирование русского литературного языка на основе консервативного исторического подхода, используя традиционную национальную основу. Оппонентами «архаистов» были «карамзинисты».
«Как сделана „Шинель“ Гоголя» — статья литературоведа Бориса Эйхенбаума, опубликованная в 1919 году в сборнике «Поэтика». В ней Эйхенбаум анализирует повесть «Шинель» Н. В. Гоголя. Эта статья во многом определила идеологию русского формализма; она оказала влияние на литературоведов (если шире, на представителей гуманитарных наук в целом) и не относящихся к данному направлению, включая противников подобного подхода.
Буржуазная демократия — в «левом», особенно марксистском обществоведении обозначение формы политического строя, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан при реальном господстве буржуазии.
«Полезный идиот » (англ. Useful idiot) — в политическом жаргоне капиталистических стран термин, применявшийся для определения симпатизирующих Советскому Союзу граждан западных стран и отношения советского правительства к ним. Контекст был таков: лицо, о котором шла речь, наивно считало себя союзником Советского Союза или других социалистических стран, однако, с точки зрения западных политиков, в самом соцлагере к ним относились с презрением и цинично использовали в своих целях.
Безнационализм (эспер. Sennaciismo) — политико-культурная доктрина, главными целями которой согласно «Манифесту безнационалистов» являются...
«Литературная дискуссия » — название кампании в советской прессе, связанной с появлением статьи Льва Троцкого «Уроки Октября».
К настоящему моменту не существует консенсусного определения фашизма. Разные авторы пытаются охарактеризовать основные принципы фашизма.
Подробнее: Определение фашизма
«Борьба с космополитизмом » — политическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948—1953 годах, и направленная против отдельной прослойки советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.
Шестидеся́тники («дети XX съезда») — поколение советской интеллигенции, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами (примерно соответствует «тихому поколению» на Западе). Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война, итоги XX съезда КПСС и эпоха «оттепели».
Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.