Связанные понятия
Алмаз «Шах» — безукоризненно чистый драгоценный камень массой 88,7 карат, имеет желтовато-бурый оттенок; он не огранён, а лишь отполирован. Форма алмаза — вытянутый природный кристалл-октаэдр, напоминает скошенную ромбическую призму. Один из всемирно известных исторических драгоценных камней, второй по ценности в России после бриллианта «Орлов».
Бриллиа́нт (от фр. brillant «блестящий, сверкающий») — алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск. Бриллианты оценивают по системе «4 C»: cut (огранка), clarity (чистота), color (цвет) и carat (масса в каратах), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.
Императорский скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м — дополнен бриллиантом «Орлов». После Октябрьской революции был передан в Гохран, а с 1967 года вошёл в постоянную экспозицию коронных регалий Алмазного фонда в Оружейной палате.
Я́хонт — одно из устаревших названий красного и синего ювелирных минералов корундов. Соответственно, красным яхонтом (или лалом) называли рубин, а «яхонтом лазоревым» или синим — сапфир. Кроме того вишнёвым яхонтом иногда называли аметист, а жёлтым — гиацинт.
Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.
Упоминания в литературе
По одной из легенд алмаз в паре с другим служил глазом Брахме в одном из храмов, откуда был похищен французским солдатом. Затем алмаз появился у Надир-шаха. После смерти
правителя алмаз был вторично похищен и через несколько лет он объявился опять в Персии. В 1767 году армянский купец Сафрас купил алмаз у перса и поместил его в Амстердамский банк. Там с помощью ювелира Лазарева в 1773 году алмаз выкупил за 400 тысяч рублей граф Григорий Орлов. Он подарил камень Екатерине II. По указанию императрицы алмаз, ограненный в виде индийской розы с большим количеством маленьких граней, был вставлен в верхнюю часть Российского державного скипетра.
Минули тысячелетия, и был воздвигнут еще один великий памятник – Большой Сфинкс, при его строительстве частично использовался естественный священный холм. У Сфинкса были крылья, а на лбу – диск из полированного золота. Диск отражал первые лучи солнца, направляя их между лап Сфинкса, которые в результате многочисленных перестроек дотянулись до прибрежных скал. Этот памятник представлял четыре стихии, имея черты одновременно быка, льва, орла и человека. Под Сфинксом начинались многочисленные подземные лабиринты. Все плато было изрыто ходами и криптами. Считается, что один из этих ходов вел к тому месту, где сейчас находится Красное море, а раньше была плодородная долина, которую впоследствии посвятили
Матери мира, известной в собственно египетскую эпоху под именем Хатхор, или Дом Хора, вогнутое всеобъемлющее Пространство, содержащее два принципа: Hyp – Космос и Нут – Звездное, или Проявленное, Небо.
Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 г. по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова, бывшего в то время губернатором Новороссийского края. Исследованию подвергся Литой курган (или Червонная Могила), в 60 км от Елисаветграда (совр. Кировограда). И хотя курган не был докопан до конца из-за наступления ранних холодов, вскрытое там погребение знатного скифа содержало великолепные вещи конца VII – начала VI вв. до н. э. Их приказали передать коменданту крепости Святой Елисаветы для дальнейшего препровождения в Петербург императрице Екатерине II. Наиболее интересной находкой из могилы скифского вождя, безусловно, является меч в золотых ножнах, украшенных изображениями каких-то фантастических животных. Это странные существа имеют туловище быка, хвост скорпиона, голову барана, орла или льва, и крылья в виде рыбы со звериной головой. В лапах они держат натянутый лук со стрелой. В раскопе была также обнаружена диадема и множество других драгоценных украшений. Все эти предметы имеют древневосточное
происхождение. Возможно, они были добыты скифскими воинами во время их походов в страны Передней Азии.
Так, против бриллианта «Орлов» указаны: «№ 2, 185 кар., 2 395 750 руб.». Это номер бриллианта по описи, его точный вес и стоимость. Следует отметить, что цена камня указана по оценке, сделанной придворными ювелирами в начале 1865 г. Следовательно, к 1893 г., то есть на протяжении 28
лет официальной переоценки коронных камней не проводилось.
Русские цари обладали не
меньшим количеством алмазов. Самыми модными украшениями считались бриллианты во времена царствования Екатерины II. Граф Орлов получил от императрицы в подарок костюм, который был украшен алмазами стоимостью в 1 миллион рублей.
Связанные понятия (продолжение)
Кара́т (метрический карат; русское обозначение: кар; международное: ct; от итал. carato (от греч. ϰεράτιον) — стручок рожкового дерева) — внесистемная единица измерения массы, равная 200 мг (0,2 грамма). Применяется в ювелирном деле для выражения массы драгоценных камней и жемчуга.
Аквамари́н (лат. aqua marina — морская вода) — минерал, разновидность берилла, алюмосиликат бериллия кольцевой структуры. В структуре аквамарина, как и у всех бериллов, кольца правильной шестиугольной (гексагональной) формы, расположенные друг над другом, образуя полые каналы.
Изумру́д (устар. смарагд от лат. smaragdus (из греч. σμάραγδος)) — минерал, драгоценный камень берилловой группы. Согласно классификации Ферсмана изумруд, наравне с алмазом, сапфиром, рубином, хризобериллом, александритом, благородной шпинелью и эвклазом, относится к самоцветным камням первого порядка.
Огра́нка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам огранённый камень.
«Санси » — бледно-жёлтый бриллиант каплевидной формы весом 55,23 карата (11,046 граммов), судя по огранке — индийского происхождения. Один из легендарных драгоценных камней в истории Европы.
Павлиний трон — золотой трон Великих Моголов, вывезенный из Индии персидским Надир-шахом в 1739 году, и с тех пор ставший символом персидской монархии (так же, как шапка Мономаха — символ русской монархии).
Кабошон (от фр. caboche — голова) — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки; также кабошоном называют обработанный таким образом камень. Обычно отшлифованный кабошон имеет овальную или шаровидную форму, плоский с одной стороны. В более широком значении слова, кабошоном называют шлифовку драгоценных и поделочных камней, в отличие от огранки.
Золотая монета 1 рубль — золотая монета Российской империи достоинством один рубль времён императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Традиционно относится к категории золотых монет для дворцового обихода, но есть свидетельства о более широком применении.
Александри́т — природная разновидность минерала хризоберилла (BeAl2O4) с примесью хрома. Впервые описан в 1842 году. Отличается от прочих, как правило, желтовато-зелёных хризобериллов тем, что обладает сильным плеохроизмом.
Руби́н (лат. rubens, rubinus — красный; устар. сардис, лал, красный яхонт), Al2O3 — минерал, разновидность корунда, относится к классу оксидов, тригональная сингония. Твёрдость — 9 по шкале Мооса, плотность 3,97—4,05 г/см³, подробнее см. корунд. Обладает оптической анизотропией. От красной шпинели отличим по форме кристаллов, в иных случаях — с большим трудом, например под микроскопом. Красную окраску придаёт примесь хрома. Красные корунды называются рубинами, синие — сапфирами. Светлоокрашенные...
Круглая бриллиа́нтовая огра́нка — разновидность огранки, применяемая для алмазов и других минералов с сильной дисперсией света. При такой огранке камень покрывается многочисленными плоскими поверхностями — фацетами.
Сапфи́р (от др.-греч. σάπφειρος (sappheiros) — синий камень, возможно от ивр. ספּיר (sapir) или персидского названия с тем же значением) — драгоценный камень различных оттенков, одна из разновидностей корунда. В минералогии сапфирами называются корунды исключительно синего цвета, в ювелирной промышленности — любых цветов, кроме сиренево-красного (такие камни называются рубинами). Синий окрас сапфира обуславливается присутствием примесей титана (Ti) и железа (Fe). В старину в России сапфир (или...
Гелиотро́п , кровавая яшма, также известный как кровавый камень — минерал группы кварца, непрозрачная тёмно-зелёная разновидность скрытокристаллического кремнезёма, по большей части плотного тонкозернистого кварца, иногда с примесью халцедона, оксидов и гидроксидов железа и других второстепенных минералов, с ярко-красными пятнами и полосами.
Сердоли́к , или карнео́л, — минерал, красновато-розовая, жёлто-красная или оранжево-красная разновидность халцедона.
Хризопра́з — полудрагоценный и поделочный камень, разновидность кварца и халцедона (скрытокристаллическая форма диоксида кремния), содержащая небольшое количество никеля. Слово «хризопраз» пришло из греческого языка, др.-греч. χρυσός означает «золото», πράσον — «лук-порей». Цвет камня обычно яблочно-зелёный, но может варьироваться до тёмно-зелёного и голубовато-зелёного.
«Ро́зовое ква́рцевое яйцо ́» — ювелирное яйцо, изготовленное фирмой Карла Фаберже ювелирных дел мастером Михаилом Евлампиевичем Перхиным в 1899 году. Хранится в частной коллекции.
Карбона́до — поликристаллическая разновидность кубического алмаза чёрного цвета. Это тонкозернистые, пористые агрегаты чёрного, серого или зеленоватого цветов.
Альмандин — самая твёрдая и самая распространённая разновидность красных или красно-фиолетовых гранатов. Цвет альмандинов может быть вишнёвым, малиновым, фиолетовым и буро-красным. Редко встречаются почти чёрные альмандины. Интенсивность оттенка зависит от количества соединений железа. Большей твёрдостью от альмандинов отличаются лишь похожие на них по окраске рубины. Название минерала является искажённым словом «Алабанда» — так в Малой Азии назывался город, где издавна гранились эти камни. По другой...
Моргани́т (воробьеви́т, просторечное название: амети́ст-бальзати́н) — редкая разновидность минерала берилла с примесью марганца.
Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.
Алма́з (от др.-греч. ἀδάμας «несокрушимый», через араб. ألماس и тур. elmas) — минерал, кубическая аллотропная форма углерода. При нормальных условиях метастабилен, то есть может существовать неограниченно долго. В вакууме или в инертном газе при повышенных температурах постепенно переходит в графит.
Золотые монеты для дворцового обихода (также «Дворцовые» или «Дворцовки») — отчеканенные в периоды правлений Елизаветы Петровны и Екатерины II золотые монеты номиналами в полтину, рубль и два рубля. В российской нумизматике эти монеты принято называть дворцовыми из-за версии о том, что они были отчеканены специально для императорского двора, карточных игр императриц и придворных.
Больша́я импера́торская коро́на Российской империи — главная династическая регалия и символ власти российских монархов, создана в 1762 году для коронации Екатерины II. Вплоть до 1917 года Большой императорской короной венчались на царство все российские монархи. С 1920-го вместе с остальными коронными драгоценностями дома Романовых передана в Гохран. Отреставрирована мастерами Экспериментальной лаборатории Гохрана в 1983—1985 годах. С 1991-го корона является неотчуждаемой государственной собственностью...
Ла́л или лалл, а также ла́лик — устаревшее собирательное название для большинства драгоценных камней алого, красного или кроваво-красного цвета: в основном, красной шпинели, рубина, граната (пиропа и спессартина) или красного турмалина (рубеллита):125.
Алмаз «Низам» — утраченный алмаз. Предполагается, что камень был найден в районе Голконды в шахте Коллур (англ.) после 1835 года. Вес ограненного камня составлял 277 карат (55 г). Алмаз обладал, судя по изображениям, примитивной огранкой миндалевидной формы и имел изначальный вес 340 карат (68 г).
Драгоценный глобус (перс. کره جواهرنشان, Каre Javaherneshan) — созданный в Иране в XIX веке глобус, инкрустированный драгоценными камнями. Высота с подставкой составляет 110 см, диаметр сферы — 66 см. Он покрыт 51 366 драгоценными камнями, общий вес камней составляет 3 656 грамм. Моря и океаны изображены с помощью изумрудов. При изображении материков, в основном, использовались рубины и шпинели. Вес самого крупного использованного рубина — примерно 75 карат, шпинеля — 110 карат, изумруда — 175 карат...
Чёрная звезда Квинсленда (англ. Black Star of Queensland) — большой драгоценный камень, крупнейший в мире звёздный сапфир, 733 карат (146,6 г). Он был обнаружен в Квинсленде в 1930-х годах .
Двинские или Бори́совы камни (белор. Барысавы камяні) — огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и надписями, находящиеся (находившиеся) преимущественно в бассейне Западной Двины, на севере современной Белоруссии. Надпись на Рогволодовом камне, датированная 1171 годом, позволяет довольно уверенно определить её заказчика как друцкого князя Рогволода Борисовича. Камни, надписи на которых содержат текст «Господи, помоги рабу своему Борису», большинство учёных соотносит с именем...
Подробнее: Борисовы камни
Моа́и (с гавайск. — «статуя, истукан, идол» ) — каменные монолитные статуи на острове Пасхи в Тихом океане. В настоящее время известно более 900 статуй.
Небесный диск из Небры — бронзовый диск диаметром 30 см, покрытый патиной цвета аквамарина, с вставками из золота, изображающими Солнце, Луну и 32 звезды, в том числе скопление Плеяды. С художественной и археологической точек зрения — уникум. По косвенным признакам его принято относить к унетицкой культуре Центральной Европы (ок. XVII века до н. э.)
тенгко́лок (малайск. tengkolok ) - традиционный малайский мужской головной убор. В зависимости от района распространения может иметь названия: дестар, сетанган, танджак и др. .
Подробнее: Тенгколок
Хруста́льный че́реп — модель человеческого черепа, изготовленная из цельного куска прозрачного либо дымчатого горного хрусталя (кварца).
«Поля́рная звезда ́» — один из знаменитых алмазов, крупный алмаз, масса около 40 карат (8 грамм). Бесцветен, огранка круглая, бриллиантовая. Судьба алмаза с 1980 года неизвестна.
Изумрудный сосуд (нем. Smaragdgefäß) — сосуд из изумруда, созданный в 1641 году в Праге богемским ювелиром Дионисио Мизерони по заказу императора Фердинанда II. Относится к регалиям и клейнодам Австрии и хранится в Императорской сокровищнице (филиале Музея истории искусств) в Вене.
Меч Гоуцзяня (кит. трад. 越王勾踐劍, упр. 越王勾践剑, пиньинь: Yuèwáng Gōujiàn jiàn) — китайский прямой меч цзянь, найденный в ходе археологических раскопок 1965 года в округе Цзинчжоу, провинция Хубэй, КНР. На клинке нанесены 8 иероглифов древней китайской письменности, шесть из которых удалось прочитать: 越王 自 作用 剑. Перевод на русский язык может звучать так: «Правитель царства Юэ сделал этот меч для своего использования». После сопоставления всех девяти представителей правящего дома периода Чуньцю и научных...
Чарм (от англ. Charm — очарование, шарм, обаяние, чары, амулет) — маленькие тематические подвески, собирающиеся на браслет. Они отражают самые важные события жизни, несут определённый смысл или же просто носятся как украшения.
Подробнее: Чармы
Хризоли́т (от др.-греч. χρυσός — золото и λίθος — камень) — минерал, прозрачная ювелирная разновидность оливина подкласса островных силикатов. Синоним: «перидот». Цвет от жёлто-зелёного, иногда почти изумрудно-зелёного, до оливково-зелёного и тёмного шартрёза, с характерным золотистым оттенком. Используется в ювелирном деле; относится к полудрагоценным камням (самоцветам).
Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран.
Экономика (хозяйство) Империи инков — структура и принципы построения хозяйства государства Инков, древнего государства доколумбовой Южной Америки, существовавшего в период с XV по XVI века́ н. э. на территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, Аргентины и Чили.
Вели́кий ко́локол Дхаммазе́ди (бирм. ဓမ္မစေတီခေါင်းလောင်းကြီး ) — вероятно, самый крупный колокол, когда-либо созданный руками человека. Он был отлит в 1484 году по приказу Дхаммазеди, короля Хантавади (Пегу) в качестве подарка для пагоды Шведагон в Дагоуне (ныне часть Янгона, столицы Мьянмы).
Ве́нское копьё , или Хофбу́ргское копьё, или Копьё Свято́го Маври́кия — артефакт, который считается оригиналом одного из Орудий Страстей Христовых. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка.
Чешские королевские регалии (чеш. České korunovační klenoty) — коронационные инсигнии королей Чехии. В состав регалий входит корона Святого Вацлава, королевский скипетр и королевская держава, а также золотой коронационный крест и церемониальный меч Святого Вацлава. Корона была изготовлена в 1345—1346 годах к коронации Карла Люксембургского королём Чехии, что делает её четвёртой старейшей короной в Европе, другие королевские регалии были изготовлены позже. В 1962 году чешские королевские регалии были...
Выкуп Атауальпы — выкуп правителя инков 18 июня 1533 года. Один из крупнейших военных трофеев в размере около 6 тонн золота и примерно вдвое большего количества серебра.
Гигантские каменные головы ольмеков — как минимум семнадцать монументальных каменных скульптур в виде человеческих голов, сделанных из крупных базальтовых валунов. Возраст изваяний датируется по меньшей мере до 900 года до н. э., а сами они считаются отличительным атрибутом древней мезоамериканской цивилизации ольмеков. Все скульптуры изображают головы зрелых мужчин с мясистыми щеками, плоскими носами и небольшим косоглазием; их физические характеристики соответствуют типу внешности, который до нынешнего...
Магатама (яп. 勾玉, или 曲玉, «изогнутая драгоценность») — изогнутая бусина из драгоценного камня в виде запятой. Бусины-магатама встречаются в археологических находках Японии начиная с периода Дзёмон.
Упоминания в литературе (продолжение)
В июне «сусального дела мастеру» Ивану Уварову выдали пятьдесят два золотых червонца. Не в качестве заработной платы, а в качестве рабочего расходного материала. Мастер расплющил червонцы до толщины папиросной бумаги, и в январе 1723 года Захаров
получил две тетради «большой руки» с листочками сусального золота. Уже летом ширококрылого двуглавого орла окрасили чёрной краской, а короны на головах, скипетр и держава в когтях, детали щита с рельефом Георгия Победоносца на его груди были вызолочены. Свинцовый орёл весом восемьдесят шесть пудов вызывал удивление современников не только своей тяжестью, но и чёткостью проработки деталей. Орёл остался самой значительной работой скульптора-литейщика Вассу, умершего в 1725 году, вскоре после кончины императора Петра Алексеевича.
Посетители Алмазного фонда могут увидеть в его экспозиции
знаменитый алмаз «Орлов» – камень белого, чуть голубоватого и зеленоватого тонов, о котором существует множество легенд. Найденный в индийских копях в XVII в., он первоначально весил около 400 каратов, но при огранке – в виде «высокой розы» – похудел до 189,62 карата.
Многие из этих сооружений имеют форму того или иного животного, возможно давшего имя племени, воздвигнувшему курган. Центром этих единичных сооружений представляется Висконсин, где их довольно много. Встречается орел, волк, медведь, черепаха и даже нечто напоминающее фигуру человека. Найдены птицы с распахнутыми крыльями (более тридцати двух ярдов между кончиками крыльев), а также млекопитающие (длина более шестидесяти пяти ярдов). Не обошлось и без рептилий, которые
представлены в основном огромными ящерицами. В Миннесоте существует по меньшей мере один курган, имеющий форму паука, тело и ноги которого покрывают площадь в один акр.
Обрамляющие их арки и веерообразная притолока долго скрывались за стенкой из грубых камней и были обнаружены в ходе восстановительных работ лишь в конце прошлого столетия. Реставраторам не удалось полностью восстановить ранние формы портала, поскольку его верхняя часть была достроена в 1559 году и, к сожалению, в ином стиле. Идея новых ворот принадлежит испанскому архитектору Эрнану Гонсалесу де Лара. Созданный им рельеф с двуглавым орлом и королевским гербом неудачно помещен над изящными мавританскими арками и потому выглядит тяжеловесным. Помпезность скульптуры подчеркивают остальные,
уже чисто испанские детали: статуя ангела на фронтоне, монументальные башни и две орнаментальные полосы, украшающие каждую из них. К закату мавританской эпохи относятся ворота Валмардон, а также внутренняя отделка портала Биб ал Макара, получившего название дель Камброн после восстановления в 1102 году.
По доставлении жетона на яхту выяснилось, что он «оказался без цепочки, и потому надеть его нельзя. Ея Величество изволила мне разрешить отправить этот жетон обратно к Фаберже для приделания к нему, т. е. к жетону недостающей цепочки»[179]. К возвращенному жетону прилагался эскиз (жетон в виде флага с двуглавым орлом. – Авт.), на котором была прорисована требуемая цепочка. Техническое задание Фаберже
звучало следующим образом: «1. Для присоединения к нему недостающей цепочки и 2. Для обращения внимания магазина на то, что Орел сделан не точно, во-первых, он светло серого мышиного цвета, а не черный, а во-вторых, перья у него чересчур тонкие, а потому их слишком много. Видно, что художник у них не знает характер русского геральдического орла. На монетах он сделан точно. Душевно преданный Вам М. Путятин»[180].
В 1965 г. в дом к внукам фермера попал гость-историк. Он заинтересовался необычной монетой и долго изучал ее. Когда ему сообщили,
где и когда была найдена эта монета, он отказывался верить. Еще бы – на одной стороне монеты изображен рогатый Зевс Аммонский, а на другой – орел, оседлавший зигзаг молнии. Каждый из этих знаков – эмблема Птолемеев, династии египетских царей. Находка Энди Гендерсона относилась к эпохе Птолемея IV, правившего в Египте с 221 по 203 гг. до н. э. Такие монеты служили платой египетским солдатам.
Но не шутка ли все это? Не досужая ли выдумка? Да нет! Ведь неспроста древние авторы, включая крупнейших античных историков, настойчиво сообщают о северном летающем народе – гиперборейцах. Такими, правда, не без иронии, их подробно описал еще Лукиан. Может ли быть такое – чтобы древние жители Арктики владели техникой воздухоплавания? А почему бы и нет? Сохранились ведь
во множестве изображения вероятных летательных аппаратов – типа воздушных шаров – среди наскальных рисунков Онежского озера (рис. 2). Есть среди них и предположительное изображение летящего гиперборейца (рис. 3). Русский фольклор также сохранил немало образов-символов летательных средств: Летучий корабль, Деревянный орел, Ковер-самолет, Ступа Бабы-яги и др. Эллинский Солнцебог Аполлон, рожденный титанидой Лето (ср.: русское «лето») в Гиперборее и получивший по месту рождения один из своих главных эпитетов, постоянно посещал свою далекую родину и прародину практически всех средиземноморских народов. Сохранилось несколько изображений Аполлона, летящего к гиперборейцам. При этом художники упорно воспроизводили совершенно нетипичную для античной изобразительной символики крылатую платформу (рис. 4), восходящую, надо полагать, к какому-то реальному прообразу.
Ступени подземного перехода у станции метро «Олдгейт» ведут вниз, на уровень Лондона эпохи позднего Средневековья, но мы следуем за стеной по Дьюкс-плейс до самой Бивис-маркс; рядом с пересечением двух этих магистралей располагается
теперь часть того «стального кольца», которое сменило прежние городские укрепления. На карте XVI века Бивис-маркс идет практически вдоль стены, да так оно и осталось: планировка улиц в этом районе не менялась в течение многих сотен лет. Уцелели даже переулки, такие как Хенидж-лейн. На углу Бивис-маркс и Сент-Мэри-Экс высится беломраморное здание с большими окнами; над его входом красуется надменный золотой орел, напоминающий королевский штандарт. И вновь камеры наблюдения отмечают путь стены по Камомайл-стрит, в сторону Бишопсгейт и Уормвуд-стрит.
Напротив центральных ворот южной ограды с колоннами, чьи навершия украшены изображениями чугунных орлов, на берегу Карпиева пруда, в 1839
году установили прекрасную декоративную вазу из темно-красного полированного порфира – подарок царю Николаю I от шведского короля Карла XI. Вазу создали мастера шведского города Эльфдалена из местного порфира. Ее искусно собрали из пяти отдельных, выточенных на станке деталей – верхней шейки, средней части, нижней шейки, валика и плинта. Высота вазы вместе с прямоугольным пьедесталом составляет 4 м 85 см. Подарок шведского короля установили в Летнем саду 10 сентября 1839 года. Каменный презент из Швеции входит в комплект замечательных декоративных скульптурных украшений петровского «парадиза».
Но не шутка ли все это? Не досужая ли выдумка? Да нет! Ведь неспроста древние авторы, включая крупнейших античных историков, настойчиво сообщают о северном летающем народе – гиперборейцах. Такими, правда, не без иронии, их подробно описал еще Лукиан. Может ли быть такое – чтобы древние жители Арктики владели техникой воздухоплавания? А почему бы и нет? Сохранились ведь
во множестве изображения вероятных летательных аппаратов – типа воздушных шаров – среди наскальных рисунков Онежского озера. Есть среди них и предположительное изображение летящего гиперборейца. Русский фольклор также сохранил немало образов-символов летательных средств: Летучий корабль, Деревянный орел, Ковер-самолет, Ступа Бабы Яги и др. Эллинский Солнцебог Аполлон, рожденный титанидой Лето (ср.: русское «лето») в Гиперборее и получивший по месту рождения один из своих главных эпитетов, постоянно посещал свою далекую родину и прародину практически всех средиземноморских народов. Сохранилось несколько изображений Аполлона, летящего к гиперборейцам. При этом художники упорно воспроизводили совершенно нетипичную для античной изобразительной символики крылатую платформу, восходящую, надо полагать, к какому-то реальному прообразу.
На стенах, поднимавшихся на головокружительную высоту, в массе сплошных узоров и высоких рельефов едва виднелись установленные на кронштейнах статуи святых. Еще более эффектным дополнением служили огромные фигуры геральдических зверей и птиц: гибкие львы на карнизах, орлы с распростертыми крыльями, держащие короны. Связки стрел, символизирующие единство державы, соседствовали с раковинами – знаком святого Иакова, покровителя страны, которого испанцы называли Сантьяго. Бесчисленные статуи святых, мелкие орнаменты подчеркивали благородство скульптурных гербов и были призваны олицетворять
силу государства, открыто напоминая о его верной спутнице – католической церкви.
Змея, переплетенная с листьями оливы на ее голове, пожирающая свой собственный хвост, обозначает, что золотистый елей, смешанный с окружающим его ядом земного разложения, должен претерпеть смерть и очищение семью планетарными круговращениями или чистилищами, называемыми летящими орлами (алхимическая терминология), для того, чтобы сделать его лекарством для восстановления здоровья. (Здесь эманации
солнца рассматриваются как средство для лечения человеческих болезней.) Семь планетарных круговращений представлены хождением по кругу в масонской ложе, семикратным хождением еврейских жрецов вокруг стен Иерихона и мусульманских священников вокруг Каабы в Мекке. Из золотой короны простираются три рога изобилия, означающие изобилие даров природы, происходящие из одного корня, вырастающего из небес (Голова Исиды).
Переломным моментом в полувековой борьбе стало сражение близ Марафона. Осенью 490 года до н. э. афинское войско под командованием Мильтиада разгромило персов благодаря вмешательству Тесея. Согласно мифам, видя усталость соплеменников, дух бесславно почившего царя прорвал вражеские ряды, чем вызвал панику среди врагов и воодушевил своих соотечественников. Одержав первую крупную победу, афиняне вспомнили о благих делах Тесея, особо оценив заслуги по объединению аттических городов. Решив переправить его останки в Афины, люди прибыли на Скирос и долго искали могилу, пока не увидели орла, разрывающего землю когтями. Начав копать там, где указала птица, они нашли гроб с костями в бронзовых доспехах. Бренные останки Тесея перевезли в столицу и с почестями захоронили недалеко от рыночной площади. Впоследствии на месте погребения царя
появился храм, сохранившийся гораздо лучше других построек того времени. При нашествии персов обгорела и едва не погибла священная олива, но впоследствии на ней появились зеленые побеги, ставшие символом возрожденной греческой столицы.
Им раскопаны сотни донских курганов и сделаны уникальные находки сарматского времени: золотые и серебряные украшения, чаши-канфары, кувшины, редкие по красоте предметы конской упряжи, уникальный меч с изображенными на нем сценами борьбы орла с верблюдом. Он один откопал золотых изделий столько, сколько, пожалуй, все
археологи страны за десять лет. Но ценность совсем не в килограммах драгметалла…
Вторая версия. Любимое имение Милорадовича Вороньки, где он, по оценке современника, «развел чудесный сад», находилось в Полтавской губернии. В 1811 г. в Корпусном саду, в центре Полтавы, была установлена на гранитном постаменте 16-метровая колонна, увенчанная позолоченным бронзовым орлом, державшим в клюве лавровый венок.
В версии сказки Тейфаши,[31] в седьмом путешествии Синдбада-морехода, говорится, что самые красивые корунды были намыты ручьями, стекающими с пика Адама на острове Цейлон. Однако во время засухи этот источник иссяк. Но на вершине
горы было много орлиных гнезд, и искатели драгоценных камней стали разбрасывать куски сырого мяса у подножия горы. Орлы хватали пищу и несли в свои гнезда, но были вынуждены время от времени садиться, чтобы отдохнуть. Куски мяса лежали на скале, и некоторые корунды прилипали к ним. Когда птица, схватив мясо, снова взлетала, камешки отваливались и скатывались с горы вниз.
Папай (Зевс) – олицетворение неба, супруг богини «влажной земли» (Апи) и прародитель скифов с бронзового навершия. IV в. до н. э. В скифских мифах он выступает как творец Вселенной и людей. К нему обращаются в минуту наивысшей опасности. «Владыками своими, – говорит скифский царь Иданфирс персидским послам, требовавшим от него покорности, – я признаю лишь Зевса, моего предка, и Гестию царицу скифов». В индоевропейской мифологии небесный бог-творец обычно ассоциируется с шаманским деревом, с
которым связан обширный комплекс представлений и ритуалов. Изображением Папая (Зевса) или близкого ему божества можно считать навершие из урочища Лысая Гора близ Днепропетровска. Мы видим божество плодоносящих сил природы и громовержца, обитающего на мировом дереве. Над головой божества изображена его священная птица – орел, на четырех ветвях дерева – звери и птицы (духи-помощники), держащие цепочки с колокольчиками, полумесяцами и кружками – символами грозы и небесных светил
С древних времен орлу приписывали способность общаться с богами, в некоторых культурах его считали наместником Бога в мире птиц.
Поэтому талисманы в виде орлов предпочитали носить представители царского рода в любом государстве. Он наделял своего хозяина силой, храбростью, давал веру в свое могущество и величие. В минуты опасности у человека с таким талисманом активизировался весь его энергетический потенциал и принятые им решения были гениальны. Обладатель такого талисмана мог предугадывать действия своего противника, в нем проявлялись стратегические и тактические наклонности. Вообще, талисман с изображением орла считается талисманом полководцев. Он несет в себе воинственный дух и если Вы решили надеть этот талисман, то научитесь быстро преодолевать препятствия, действовать стремительно. Но не позволяйте развиться таким качествам, как безжалостность, беспощадность, жестокость.
Кроме оленей, скифские художники изображали барсов, лосей, львов, коней, орлов, медведей и др. Всегда подчеркнуты их мускулы, уши, глаза, пасти. В скифских курганах
довольно много найдено золотых и серебряных сосудов с изображениями различных сцен из жизни скифов, что позволяет выяснить многие детали из жизни и быта населения степной зоны.
Плиний Старший и Валерий Максим в своих
трудах утверждают, что отец европейской трагедии, автор незабвенных «Прометеи» и «Орестеи», великий древнегреческий драматург Эсхил погиб в 456 году до н. э., когда орел сбросил ему на голову черепаху, приняв лысину Эсхила за камень.