Связанные понятия
Изумру́д (устар. смарагд от лат. smaragdus (из греч. σμάραγδος)) — минерал, драгоценный камень берилловой группы. Согласно классификации Ферсмана изумруд, наравне с алмазом, сапфиром, рубином, хризобериллом, александритом, благородной шпинелью и эвклазом, относится к самоцветным камням первого порядка.
Амети́ст (др.-греч. αμέθυστος, от α- «не» + μέθυστος «быть не пьяным») — синяя, синевато-розовая или красно-фиолетовая разновидность кварца. Прозрачный аметист относится к полудрагоценным камням. Непрозрачный — ценный поделочный камень. Весьма высоко ценится как коллекционный минерал. Встречается обычно в виде свободно сидящих в пустотах и жилах среди кристаллических горных пород кристаллов и их сростков. Кристаллы образованы комбинацией плоскостей призмы и ромбоэдра, причём из всех кварцев именно...
Сапфи́р (от др.-греч. σάπφειρος (sappheiros) — синий камень, возможно от ивр. ספּיר (sapir) или персидского названия с тем же значением) — драгоценный камень различных оттенков, одна из разновидностей корунда. В минералогии сапфирами называются корунды исключительно синего цвета, в ювелирной промышленности — любых цветов, кроме сиренево-красного (такие камни называются рубинами). Синий окрас сапфира обуславливается присутствием примесей титана (Ti) и железа (Fe). В старину в России сапфир (или...
Го́рный хруста́ль — минерал, чистый природный диоксид кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2). Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Практическое значение имеют кристаллы размером от 3—5 см. По форме кристаллы призматические, тригонально-трапециевидные. Характерны кристаллы-двойники по нескольким двойниковым законам.
Аквамари́н (лат. aqua marina — морская вода) — минерал, разновидность берилла, алюмосиликат бериллия кольцевой структуры. В структуре аквамарина, как и у всех бериллов, кольца правильной шестиугольной (гексагональной) формы, расположенные друг над другом, образуя полые каналы.
Упоминания в литературе
Большинство минералов представляют собой смеси различных химических элементов. Исключениями являются алмаз, представляющий собой элементарный углерод, и сера.
Драгоценные камни составляют около 4 % от общего числа минералов. Однако деление камней на драгоценные и полудрагоценные весьма условно, поскольку оно определяется красотой конкретных экземпляров. Кроме того, сейчас, благодаря новейшим методам обработки, после которой камни приобретают более красивый вид, список драгоценных камней расширился. Так что практически все используемые в ювелирных и лечебных целях минералы носят название драгоценных. Чем же обусловлена способность драгоценных камней исцелять?
Хрустальная посуда для стола должна быть бесцветной, прозрачной, блестящей – и изготовленной вручную. Иногда хрусталь путают с горным хрусталем, от которого и произошел этот термин, однако никакого столового горного хрусталя не существует. Природный горный хрусталь представляет собой прозрачный кварц, извлекаемый из земли точно так же, как агат или другие
драгоценные камни . В наши дни его огранивают и используют для ювелирных изделий и небольших украшений. Очень редко из горного хрусталя в связи с его яркой красотой изготавливают предметы для стола – но это считается нарушением правил, и разборчивые изготовители стеклянной посуды такие предметы не производят.
Все самоцветы называют
драгоценными камнями , но в действительности драгоценными можно назвать только четыре самых ценных камня: алмаз, рубин, изумруд и сапфир. Другие, такие, как опал, аметист, топаз и остальные, относятся к полудрагоценным камням. Алмаз, наиболее дорогой из самоцветов, является самым простым по строению: он состоит всего лишь из одного химического элемента – чистого углерода. Рубин обладает красивым красным цветом благодаря наличию в нем железа, а сапфиру насыщенный синий или голубой цвета придают различные окислы.
Это вид огранки используется и для других прозрачных драгоценных, полудрагоценных и искусственно выращенных кристаллов. Современной огранкой алмазу придают форму, которая не имеет ничего общего с его природной формой, хотя при этом бывают значительные потери веса
драгоценного камня , доходящие до 50 процентов.
Геммы использовались в качестве элементов ювелирных украшений, например браслетов, серег и перстней, а также и печатей, которые были широко распространены в Древней Греции. Их популярность была обусловлена верой в магические свойства
драгоценных камней . Греки хорошо знали камни, каждый наделялся своими способностями и отвечал характеру своего владельца. Чаще всего использовался халцедон, а с IV века и другие драгоценные камни – берилл, хризопраз. Римляне достигли наивысшего мастерства в изготовлении камей из горного хрусталя и агата.
Связанные понятия (продолжение)
Зо́лото (Au от лат. Aurum) — элемент 11 группы (по устаревшей классификации — побочной подгруппы первой группы), шестого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 79. Простое вещество золото — благородный металл жёлтого цвета.
Поде́лочный камень — собирательный термин, объединяющий все минералы и горные породы, традиционно используемые как в качестве вставок в украшения, так и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни. На практике часто применяют как синоним термина «самоцветы», поскольку нет чёткого разграничения между «ювелирными» и «прочими цветными» камнями.
Руби́н (лат. rubens, rubinus — красный; устар. сардис, лал, красный яхонт), Al2O3 — минерал, разновидность корунда, относится к классу оксидов, тригональная сингония. Твёрдость — 9 по шкале Мооса, плотность 3,97—4,05 г/см³, подробнее см. корунд. Обладает оптической анизотропией. От красной шпинели отличим по форме кристаллов, в иных случаях — с большим трудом, например под микроскопом. Красную окраску придаёт примесь хрома. Красные корунды называются рубинами, синие — сапфирами. Светлоокрашенные...
Алма́з (от др.-греч. ἀδάμας «несокрушимый», через араб. ألماس и тур. elmas) — минерал, кубическая аллотропная форма углерода. При нормальных условиях метастабилен, то есть может существовать неограниченно долго. В вакууме или в инертном газе при повышенных температурах постепенно переходит в графит.
Бирюза ́ (от перс. فیروزه — «фирузэ» — «камень счастья», или перс. پیروز — пируз — «одерживающий победу») — минерал, гидратированный фосфат алюминия и меди CuAl64(OH)8·5H2O, один из самых популярных с древности и доныне поделочный и полудрагоценный камень. Триклинная сингония, триклинно-пинакоидальный вид симметрии.
Топа́з — полудрагоценный камень, минерал из группы островных силикатов алюминия. Кристаллизуется в ромбической сингонии, ромбо-бипирамидальный вид симметрии.
Лазури́т — Na, также: лазуревый камень, ляпис-лазурь или лазурик, реже армянский или бухарский камень :312 — сульфат-содержащий непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета, подкласса каркасных силикатов. Лучшими считают камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые.
Я́шма , устар. я́спис (греч. ἴασπις — пёстрый или крапчатый камень) — плотная скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном кварцем, халцедоном и пигментированными примесями других минералов (эпидот, актинолит, хлорит, слюда, пирит, окислы и гидроокислы железа и марганца), полудрагоценный поделочный камень. Обычно имеет осадочное (иногда вулканогенное) происхождение.
Нефри́т (от др.-греч. νεφρός — почка; устар. почечный камень) — минерал группы амфиболов с характерной волокнистой структурой. Одним из ценных качеств этого минерала является его исключительно высокая ударная вязкость — нефрит с трудом поддаётся расколу. Нефрит обладает широкой палитрой цветов: от почти белого через все оттенки зелёного (желтоватый, травянистый, изумрудный, болотный) до коричневого и почти чёрного. Встречаются ещё белый, сероватый, голубой и красный нефрит, но эти разновидности редки...
Малахи́т (от др.-греч. μολόχη — тополь, мальва) — минерал, основный карбонат меди (дигидроксокарбонат меди(II)). Образует зелёные массы натёчной формы с радиально-волокнистым строением. Используется для поделок, раньше — для добычи меди. Наибольшие современные месторождения находятся в Африке. Раньше малахит высокого качества добывали на Урале.
Халцедо́н — полупрозрачный минерал, скрытокристаллическая тонковолокнистая разновидность кварца. Полупрозрачен или просвечивает в краях, цвет самый разный, чаще от белого до медово-жёлтого. Образует сферолиты, сферолитовые корки, псевдосталактиты или сплошные массивные образования. Твёрдость 6,5—7. Имеет много разновидностей, окрашенных в различные цвета: красноватый (сердолик или карнеол), красновато-коричневый (сардер), зеленоватый (хризопраз), голубоватый (сапфирин), непрозрачный тёмно-зелёный...
Кабошон (от фр. caboche — голова) — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки; также кабошоном называют обработанный таким образом камень. Обычно отшлифованный кабошон имеет овальную или шаровидную форму, плоский с одной стороны. В более широком значении слова, кабошоном называют шлифовку драгоценных и поделочных камней, в отличие от огранки.
Хризопра́з — полудрагоценный и поделочный камень, разновидность кварца и халцедона (скрытокристаллическая форма диоксида кремния), содержащая небольшое количество никеля. Слово «хризопраз» пришло из греческого языка, др.-греч. χρυσός означает «золото», πράσον — «лук-порей». Цвет камня обычно яблочно-зелёный, но может варьироваться до тёмно-зелёного и голубовато-зелёного.
Кара́т (метрический карат; русское обозначение: кар; международное: ct; от итал. carato (от греч. ϰεράτιον) — стручок рожкового дерева) — внесистемная единица измерения массы, равная 200 мг (0,2 грамма). Применяется в ювелирном деле для выражения массы драгоценных камней и жемчуга.
Огра́нка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам огранённый камень.
Бриллиа́нт (от фр. brillant «блестящий, сверкающий») — алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск. Бриллианты оценивают по системе «4 C»: cut (огранка), clarity (чистота), color (цвет) и carat (масса в каратах), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.
Же́мчуг — биогенное твёрдое, округлое или неправильной формы образование, извлекаемое из раковин некоторых морских и речных моллюсков. Образование жемчуга является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной. Согласно современной номенклатуре минералов, утверждённой ММА, жемчуг не относится к минералам, но при этом он содержит в своём составе минерал арагонит. Ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных...
Камнесамоцветное сырьё — ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные камни, используемые для производства украшений и художественных изделий прикладного значения. К камнесамоцветному сырью относят иногда коллекционные декоративные материалы.
Сердоли́к , или карнео́л, — минерал, красновато-розовая, жёлто-красная или оранжево-красная разновидность халцедона.
Бери́лл — минерал гексагональной сингонии из подкласса кольцевых силикатов. Некоторые из разновидностей берилла, в частности изумруд, относится к драгоценным камням I порядка, а сочно окрашенный аквамарин — к драгоценным камням III порядка.
О́никс (др.-греч. ὄνυξ — ноготь) также ногат и онихион — минерал, халцедоновая (волокнистая) разновидность кварца, в котором незначительные по количеству примеси создают плоскопараллельные окрашенные слои. Полосчато-окрашенную разновидность мрамора часто называют мексиканский оникс или алжирский оникс.
Жадеи́т (фр. jadéite, от jade — нефрит) — минерал зелёного цвета из группы щелочных моноклинных пироксенов спутанно-волокнистой структуры, силикат натрия и алюминия. Своё название получил от жада. Внешне жадеит очень похож на нефрит (в торговой номенклатуре нередко оба этих минерала идут под общим названием «жад»), однако встречается реже нефрита и ценится выше (в особенности это касается так называемого «империала» — изумрудно-зелёной полупрозрачной или прозрачной разновидности жадеита, однородной...
Хризоли́т (от др.-греч. χρυσός — золото и λίθος — камень) — минерал, прозрачная ювелирная разновидность оливина подкласса островных силикатов. Синоним: «перидот». Цвет от жёлто-зелёного, иногда почти изумрудно-зелёного, до оливково-зелёного и тёмного шартрёза, с характерным золотистым оттенком. Используется в ювелирном деле; относится к полудрагоценным камням (самоцветам).
Грана́т ы (от лат. granatus — подобный зернам) — группа минералов, представляющих смеси двух изоморфных рядов: R2+3Al2(SiO4)3 и Ca3R3+2(SiO4)3. Общая формула: R2+3 R3+2 3, где R2+ — Mg, Fe, Mn, Ca; R3+ — Al, Fe, Cr. Обычно в узком смысле под гранатами понимают лишь прозрачные красные камни альмандины и пиропы (см. ниже). Их тёмно-красные кристаллы напоминают зёрна плода «финикийского яблока» — граната. Отсюда, вероятно, и пошло название камня. В ранние времена гранаты часто назывались «ла́лами...
Серебро ́ (Ag от лат. Argentum) — элемент 11 группы (по устаревшей классификации — побочной подгруппы первой группы), пятого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 47.
Жад — общее название минералов жадеита и нефрита. Название происходит от исп. piedra de ijada — «поясничный камень» и было дано испанцами при покорении Америки в связи с приписываемыми камню свойствами талисмана, якобы излечивающего почечные болезни.
Турмали́н — минерал из группы боросодержащих алюмосиликатов, сложные боросиликаты переменного состава. Название происходит от сингальского слова «турамали» (сингальск. තුරමලි) или «торамалли» (сингальск. තෝරමල්ලි), которое применяется к различным драгоценным камням в Шри-Ланке. До XIV века красные разновидности турмалина имели хождение под общим названием «лал».:125
Коллекционирование минералов — собирание образцов минералов и систематизация их по какому-либо признаку, отражающему сущность, свойства или применение минералов.
Опа́л (от санскр. उपलः «камень» через др.-греч. ὀπάλλιος и лат. ораlus) — минералоид, аморфный кремнезём SiO2·nH2O (гидрат диоксида кремния), широко используемый в ювелирном деле.
Амазонит , (устар. син.: амазонский камень) — минерал силикат, голубовато-зелёная разновидность микроклина (калиевого полевого шпата). Иногда содержит повышенные количества марганца в виде Mn2+, свинца радиогенного происхождения, рубидия и цезия. Сингония триклинная. Кристаллы редки, но очень красивы. Чаще образует крупнозернистые скопления и жилы либо находится в виде монокристаллических вкраплений неправильной формы. Характерно совместное нахождение с альбитом, кварцем (чаще дымчатым или морионом...
Перламу́тр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.
Раухтопаз (от нем. Rauch — дым и др.-греч. τόπαζος — топаз), синонимы — дымчатый кварц и дымчатый хрусталь — разновидность кварца. Несмотря на название, совершенно не имеет отношения к топазам.
Хруста́ль (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24 % окиси свинца (PbO) (или окиси бария (BaO)). Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»). Добавка оксида бария в основном увеличивает только показатель преломления. Добавка оксида свинца также увеличивает пластические свойства стекла и, соответственно, возможности по его обработке — огранке, резьбе и т. п. Огранка хрусталя...
Кору́нд — минерал, кристаллический α-оксид алюминия (Al2O3), тригональной сингонии, дитригонально-скаленоэдрический. Имеет следующую кристаллохимическую структуру: в октаэдрических пустотах между шестью кислородными ионами находятся катионы алюминия. Каждый ион кислорода окружен шестью ионами кислорода, и каждый ион кислорода связан с четырьмя ионами алюминия. Кристаллы имеют призматический или бипирамидальный облик. Благодаря развитию граней бипирамид кристаллы часто принимают характерный бочонковидный...
Медь (Cu от лат. Cuprum) — элемент одиннадцатой группы четвёртого периода (побочной подгруппы первой группы) периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 29. Простое вещество медь — это пластичный переходный металл золотисто-розового цвета (розового цвета при отсутствии оксидной плёнки). C давних пор широко используется человеком.
Альмандин — самая твёрдая и самая распространённая разновидность красных или красно-фиолетовых гранатов. Цвет альмандинов может быть вишнёвым, малиновым, фиолетовым и буро-красным. Редко встречаются почти чёрные альмандины. Интенсивность оттенка зависит от количества соединений железа. Большей твёрдостью от альмандинов отличаются лишь похожие на них по окраске рубины. Название минерала является искажённым словом «Алабанда» — так в Малой Азии назывался город, где издавна гранились эти камни. По другой...
Гелиотро́п , кровавая яшма, также известный как кровавый камень — минерал группы кварца, непрозрачная тёмно-зелёная разновидность скрытокристаллического кремнезёма, по большей части плотного тонкозернистого кварца, иногда с примесью халцедона, оксидов и гидроксидов железа и других второстепенных минералов, с ярко-красными пятнами и полосами.
Родони́т (от др.-греч. ῥόδον — роза), рубиновый шпат или орлец — минерал, соединение марганца. Относится к цепочечным силикатам. Содержит до 54 % оксида марганца, примеси закиси железа до 12 %, магния, алюминия, цинка. Образуется в результате метаморфизма осадочных пород, богатых марганцем, в особых условиях на контакте с магмой. Образует тонкозернистые массы, лучевые агрегаты, табличестые кристаллы. Обособления чистого, минерального родонита невелики, и в камнерезном деле используется родонитовая...
Слоновая кость — драгоценный материал для выделки предметов роскоши, обычно из бивней слонов. Хорошо обрабатывается резцом и полируется. В настоящее время слоновая кость в основном используется для изготовления мелких резных изделий и украшений.
Пиро́п (от др.-греч. πυρωπός — подобный огню) — минерал, силикат из группы гранатов. Встречается в кимберлитах (вместе с алмазами) и других ультраосновных горных породах.
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Геммология (от лат. gemma — «самоцвет, драгоценный камень», и др.-греч. λόγος — «слово, разум») — наука о самоцветах (драгоценных и поделочных камнях). Геммология изучает физические и оптические свойства драгоценных камней, особенности их химического состава, декоративные и художественные достоинства, минерагению месторождений, а также технологические аспекты обработки и огранки. Объектами геммологических исследований являются как природные ювелирные камни, так и их искусственные аналоги и имитации...
Азури́т , также называемый медная лазурь (фр. azur — лазурь) Cu3(СО3)2(ОН)2 — минерал синего цвета со стеклянным блеском, хрупкий. Тв. 3,5—4. Цвет черты синевато-голубой, спайность совершенная, излом раковистый. Один из наиболее распространённых вторичных минералов, содержащих медь. Индикатор и поисковый признак медных руд, азурит и сам является медной рудой, хотя и менее ценной, чем малахит.
Шпине́ль — редкий минерал кубической сингонии, смешанный оксид магния и алюминия., полудрагоценный камень.
Деманто́ид (нем. Diamant — «алмаз», др.-греч. εἶδος — «вид, внешность») — прозрачная, имеющая зелёные и желтовато-зеленые оттенки, ювелирная разновидность минерала андрадита группы граната. Название дано Н. Г. Норденшёльдом. Встречается редко. Особенностью уральского демантоида, за которую он ценится ещё выше в отличие от остальных камней, являются включения биссолита, так называемый «конский хвост», который придаёт камню дополнительную красоту и своеобразие. Однако указанные включения имеют не все...
Упоминания в литературе (продолжение)
Кроме бриллиантов стеклоделы виртуозно воспроизводили и другие
драгоценные камни , применяя для получения рубинового стекла присадки золота или марганца, изумрудного – меди или хрома, сапфирового – кобальта, аметистового – марганца, кобальта и золота. Получение чистого красного цвета было, по-видимому, наиболее сложным и дорогостоящим из-за необходимости использования золота. Поэтому из соображений экономии красные бусины и бисер часто делали двухслойными. Основой служило белое или желтое стекло, которое сверху покрывали тонким прозрачным слоем красного стекла. Такой прием делал возможным и получение более светлого красного цвета. Во второй половине XIX века вошло в моду урановое стекло, использовавшееся для имитации хризопраза.
Открытие колоссальных африканских коренных алмазных месторождений, отличающихся к тому же благоприятными горно-геологическими условиями добычи (алмазоносная порода выходила на поверхность), вызвало «алмазную лихорадку», и в Южную Африку хлынул поток энергичных авантюристов. Объем стихийной добычи алмазов в Африке резко возрос: с 16,5 тыс. карат в 1870 году до 1080 тыс. карат в 1872 году. Стало очевидно, что алмаз вовсе не такой редкий минерал, как считалось ранее, напротив, он оказался наиболее распространенным из всех
драгоценных камней I порядка (алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, благородная шпинель, эвклаз, по классификации М. Бауэра – А. Ферсмана). Не менее очевидно стало также и то, что если добыча будет расти такими темпами, то рынок будет затоварен и цены на алмазы рухнут в самом недалеком будущем.
Поскольку в Кладовой № 2 хранились ювелирные вещи и
драгоценные камни , то и те и другие активно использовались в качестве исходного материала для создания новых ювелирных украшений. Из старых вещей выламывались драгоценные камни, к ним добавлялись камни из коллекции кладовой, и из этого исходного материала ювелиры делали новые вещи. Поэтому две составляющие – расходные ювелирные изделия и коллекцию драгоценных камней мы рассматриваем как некое единое целое, поскольку процесс «кругооборота» ювелирных изделий шел непрерывно. Это был очень противоречивый процесс. С одной стороны, даже в самые тяжелые, в финансовом отношении для Кабинета годы приобретались целые коллекции уникальных ювелирных изделий. А с другой стороны, через несколько лет их бестрепетно отправляли «в лом».
На смену популярным в «осьмнадцатом» веке более или менее удачным заменам бриллиантов бесцветными стразами, а драгоценных самоцветов – «композициями» из цветного стекла (ведь повышенное содержание свинца придавало недорогому материалу особый блеск), теперь приходит просто ограненное под
драгоценный камень обычное стекло, но зато снизу для нужного оттенка и подсветки покрытое тонким слоем фольги или амальгамы[2].
С древнейших времен люди начали использовать полудрагоценные и
драгоценные камни для лечения. Сейчас это называется «нетрадиционной медициной». Однако в наши дни драгоценные камни использует и традиционная медицина. Об этом мало известно, но это так.
Россия обладает богатейшими запасами различных драгоценных металлов и
драгоценных камней . По уровню их добычи Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Это вкупе с развитыми историческими традициями ювелирных промыслов способно сделать нашу страну одним из флагманов-производителей на мировом ювелирном рынке.
Из более трех сотен известных видов
драгоценных камней огранке подлежат около двухсот пятидесяти видов. В каждом камне спрятан шедевр природы, открыть который по силам только настоящему профессионалу. К примеру, с появлением новых форм огранки в пятидесятые годы были переогранены многие известные камни. Потеряв в каратах, они приобрели новое сияние и глубину цвета, стали гораздо более дорогими и ценными.
В средний и поздний бронзовый период в Армении резко улучшилось качество работы по металлу. Хорошо были известны свойства различных сплавов, и они использовались с осознанным умением для изготовления бронзовых предметов различной прочности, разных оттенков цвета и блеска. К концу раннего бронзового века армянские ремесленники отлично знали свойства сурьмы в ее взаимодействиях с медью, и умело эти знания применяли. Мышьяковистая медь с примесью сурьмы имеет красивый серебристый цвет и особый сияющий блеск. Блестящие украшения из сурьмянистой бронзы являются типичными для армянских захоронений периода около двух тысяч лет до нашей эры. Несколько позже входит в широкое употребление оловянистая бронза (латунь). К 1500 году до нашей эры в Армении успешно применялись многие виды хитроумных процессов обработки металлов, в том числе ковка, гравировка, резка, чеканка, точка, полировка и вправление
драгоценных камней .
На санскрите рубин имеет множество названий, и некоторые из них ясно показывают, что он ценился индусами гораздо выше других
драгоценных камней . Например, его называют ratnaraj – „король драгоценных камней“ и ratnanayaka – „вождь драгоценных камней“; отдельную разновидность рубина называют padmaraga – „красный, как лотос“.
Наиболее распространенные символы в фэн-шуй – животные. В продаже сейчас есть множество сувениров, сделанных из самых разных материалов:
драгоценных камней , сплавов, керамики, стекла и др. Но особую привлекательность и неповторимость таким украшениям можно придать, если выполнить их своими руками из природных материалов – тех, что находятся под рукой.
При Петре I появились ювелирные изделия из драгоценных металлов с
драгоценными камнями , предназначавшиеся для украшения одежды знати. Появились небольшие портреты на эмали Екатерины I, Меншикова и др. Изделия выполнялись литьем и чеканкой, а затем украшались эмалью и драгоценными камнями.
О
драгоценных камнях в Библии сказано больше, чем о красках. Но и в этом случае при переводе и интерпретации текста у исследователя сплошь и рядом возникают вопросы. Например, сапфир, чаще других упоминаемый в книгах Ветхого Завета[12], не всегда соответствует камню, известному нам под этим названием, и порой у него больше общего с лазуритом. Такую же путаницу мы наблюдаем у греков и римлян, а также в раннем Средневековье: большинство энциклопедий и трактатов о целительных свойствах драгоценных камней хорошо знают эти два минерала (которые, как правило, считают равноценными) и четко различают их, но под одними и теми же названиями могут подразумевать то сапфир, то лазурит (azurium, lazurium, lapis lazuli, lapis Scythium, sapphirum)[13]. И тот и другой применяются в создании украшений и великолепных произведений искусства, но лишь лазурит дает краску, которой пользуются художники.
Египетское ювелирное искусство достигло расцвета в эпоху Нового царства (1600–1000 годы до н. э.). Мастера знали чеканку и гравировку, умели обрабатывать
драгоценные камни , изготавливали их заменители. В период правления династии Рамсесидов возникли все известные виды украшений: перстни, броши, кольца, ожерелья, диадемы, пояса и короны с символическими изображениями птиц и животных. Идеальное во всех отношениях искусство египетских ювелиров сохранило свои секреты. Художественная выразительность их изделий недоступна даже современным технологиям.
На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве «продукцию» фирмы[65] «Болин К.Э.» вновь высоко оценили. К этому времени вполне определилось основное направление работы фирмы – крупные ювелирные украшения значительной стоимости. При этом доминирующую роль в этих украшениях, как и «положено», играли дорогие
драгоценные камни . Особенностью работы фирмы стал искусный подбор драгоценных камней и необычайно тонкая работа по укреплению этих камней в очень маленьких гнездах. При этом каркас основы изделия фактически становился невидимым, и доминирующую роль в украшении играли именно драгоценные камни. Обозреватели выставки отмечали: «По-видимому, камню не на чем почти держаться; он между тем укреплен плотно и составляет с гнездом как бы одно нераздельное целое. Солидность работы, не вредящая изяществу, блеск, не вредящий вкусу, отмечают произведения г. Болина в ряду других произведений того же рода»[66].
4) природные
драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Рис. 666–667 воспроизводят двенадцать топоров или долот, которые, согласно профессору Маскелайну и г-ну Дэвису, сделаны из синего серпентинового камня, зеленого габбрового камня, зеленого диорита, темно-зеленой роговой обманки и жадеита или нефрита. Долото с рис. 672 и топоры с рис. 671, 675–677 состоят из последнего, редкого и
драгоценного камня . Хотя я уже в больших подробностях говорил о жадеитовых топорах на предшествующих страницах, однако я не могу воздержаться от того, чтобы не воспроизвести здесь в примечании интереснейшие письма на эту тему из «Таймс», написанные профессором Максом Мюллером и г-ном Стори-Маскелайном, а также весьма ученую издательскую статью «Таймс» которая сопровождает последнее письмо моего друга профессора Мюллера[79].
С древнейших времен благородные камни служили украшениями, многоцветие и блеск их вызывали у людей восхищение. В каждую эпоху отдавалось предпочтение определенным
драгоценным камням . Так, излюбленными камнями египтян были изумруды, аметисты, бирюза и горный хрусталь. Римляне носили украшения с алмазами и сапфирами. Великие царицы Семирамида и Клеопатра предпочитали жемчуга. В эпохи Ренессанса и барокко вошли в моду такие драгоценные каменья, как топазы, рубины и сапфиры. В период рококо туалеты дам и кавалеров богато украшались бриллиантами, а в эпоху романтизма модницы открыли для себя красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, хризолитов и аквамаринов. Искусные мастера-ювелиры изготавливали оригинальные украшения из россыпи красноватых сердоликов, зеленого кошачьего глаза и отливающих молочно-голубым блеском лунных камней.
О применении
драгоценных камней с лечебной целью говорится и в древних рукописных источниках Египта и Греции. Например, для древних египтян и греков порошок лазурита служил составной частью глазных мазей, гематита– для остановки кровотечений, янтаря – в целях повышения устойчивости организма к заболеваниям. Авиценна широко применял минералы в своей практике.
Цель исследования изучить возможности декоративной стоматологии с древнейших времён и до наших дней. Собраны и проанализированы материалы стоматологических журналов, статьи по истории стоматологии, информация сайтов интернета. Если две с половиной тысячи лет назад жители Латинской Америки украшали свои зубы фигурными распилами и полудрагоценными камнями, то в XXI веке при декорировании улыбки чаще всего используются
драгоценные камни высокой прозрачности и прочности – сапфиры и бриллианты. В среде увлекающихся хип-хопом и рэпом молодых американцев сегодня в моде сменные золотые зубы, которые позволяют подчеркнуть свой крутой вид в ночном клубе, но на работу явиться в более консервативном виде. Новым модным трендом у английской молодежи стала татуировка на зубных коронках, для этого достаточно выслать гипсовый слепок зуба и картинку по почте, а в ответ дантисты-художники пришлют готовую зубную коронку. Услуга наращивания клыков также пользуется популярностью у молодежи, в том числе и у молодых жителей г. Кемерова – мода на вампиров вновь возвращается. Таким образом, стоматология выходит из сферы зубоврачевания и становится зоной приложения рук имиджмейкера, что совсем не радует сторонников классической белозубой улыбки.
Любопытна техника подобных косметологических операций. Исследователи выяснили, что майя помещали
драгоценные камни в тщательно подогнанные под их форму выемки в зубах. Эти выемки вытачивались в зубах живых людей с помощью трубочки, изготовленной из нефрита, позже индейцы стали пользоваться медными трубочками. Вне всякого сомнения, подобные операции были весьма болезненными. Вероятнее всего, боль снималась препаратами коки, столь распространенными в Центральной и Южной Америке. Трубочку прокатывали между ладонями или с помощью веревки, добавляя под рабочую плоскость жидкий раствор кварца, замешанный на воде; он, действуя как абразив, постепенно проникал через эмаль в тело зуба, формируя необходимую для инкрустации выемку.
Особенно славились своими изделиями из металла мастера Кремлевской оружейной палаты. Так мастер Никита Давыдов в 1621 году создал уникальный шлем царя Михаила Федоровича, украшенный чеканкой, гравировкой, позолотой,
драгоценными камнями и эмалью.
С начала XX века бисер прочно утвердился в мире моды. Современные модельеры рассматривают бисер как уникальный материал, пришедший к нам из глубины веков наравне с
драгоценными камнями и не уступающий им в блеске и красоте. Старинные работы служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Заимствование отдельных приемов, техники исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный колорит.
Сильные межатомные связи придают прочность кристаллам. Бритва притупляется, потому что многочисленные удары o волоски меняют взаимное расположение атомов, придают кристаллу другую форму, нарушают старые и создают новые связи, приводят к появлению крошечных вмятин и зазубрин на гладком острие. Отточить его по методу Брайана значило бы запустить обратный процесс – вернуть атомы на прежнее место и восстановить таким образом нарушенную структуру. Чтобы Брайана приняли всерьез, нужно не только доказать восстановление на уровне кристаллов, но еще и аргументированно объяснить механизм этого процесса на атомном уровне. Я сказал, что нагрев – неважно, от электричества или от иного источника, – обычно делает металл более мягким, что совсем не входит в планы Брайана. Ему это было известно, однако он категорически утверждал, что его электронное устройство не имеет к нагреву стальных лезвий никакого отношения. Наверное, странно думать, что металлы состоят из кристаллов, потому что под кристаллом мы обычно понимаем прозрачный, искусно ограненный
драгоценный камень вроде бриллианта или изумруда. Кристаллическая структура металлов скрыта от наших глаз, так как металлические кристаллы непрозрачны и по большей части микроскопически малы. Если взглянуть на них в электронный микроскоп, мы увидим странную перекошенную мозаику, причем внутри кристаллов будут заметны волнистые линии. Это так называемые дислокации – дефекты, отклонения. Не будь их, кристаллическая решетка была бы идеальной. Это сбои в атомном порядке, которых не должно быть.
Для хранения маникюрных инструментов, красителей и косметических средств в Египте использовали шкатулки, богато украшенные
драгоценными камнями . Это также свидетельствует о высокой значимости маникюра в жизни богатых египтянок.
Примером может послужить меч, который для каждого японца является предметом преклонения, связанным с целыми поколениями владевших им воинов. Многие мечи рассматриваются не как предметы, а как одушевленные тела с собственной волей и характером. Меч в Японии – символ власти, самурайского боевого духа. Ковка меча составляет целое религиозное таинство, приступая к которому мастер соблюдает пост, совершает очистительные омовения, возносит молитвы к богам. Меч должен быть безупречным во всех отношениях. Любоваться хорошим мечом можно как произведением искусства. Особое значение придавалось и отделке меча: вырезанная из дерева рукоять обтягивалась кожей акулы, оплеталась шелковым или кожаным шнуром. Клинки и рукоятки украшались иероглифическими подписями и декоративными элементами. Часто мечи отделывали серебром и золотом. Ножны обычно вырезали из дерева и покрывали черным, красным или золотым лаком, обтягивали полированной кожей ската либо металлическими пластинами или вырезали из слоновой кости, или инкрустировали перламутром и насечкой из драгоценных металлов. Ножны многих мечей украшались шелковыми шнурами с кистями и декоративными узлами. По цвету, форме и убранству ножен судили о ранге самурая. Представители высшей аристократии имели мечи в золоченых ножнах, отделанных
драгоценными камнями .
Доступно сейчас большое разнообразие страз. Стразы – это искусственные стеклянные камушки. Иногда их изготавливают из пластмассы. Они сверкают как
драгоценные камни и всегда притягивают взгляд. Стразы уместны в особо торжественных случаях.
– Чуда здесь нет, – говорил Лю. – Я уже тебе говорил об одной фундаментальной истине: все в Космосе, в природе в определенном смысле является живым и излучает биоэнергию – ЦИ, в том числе и твои любимые камни. Каждый камень обладает своей, только ему присущей ЦИ, очень сложной и активной, особенно у кристаллов. Вам, геологам, хорошо известно, как рождаются и живут камни, вы знаете их все снаружи, добрались и до их внутренних «органов» – структур, напоминающих решетки, на которых сидят атомы. Но ведомо ли вам, что внутри природных кристаллов, так же как на поверхности Земли, находятся энергетические узлы, имеющие положительные и отрицательные заряды? А это значит, что каждый
драгоценный камень при тесном соприкосновении с аурой человека оказывает на нее то или иное воздействие, – так начал свой очередной урок Лю Мин Ген, держа на коленях неведомый мне тибетский трактат по астрологии и магическим свойствам камней.
Обсудив подробно в т. 1 «Илиона» (с. 367–373) любопытный вопрос о том, где троянцы добывали свое золото, здесь я могу добавить, что г-н Калверт привлек мое внимание к пассажу из Страбона, на который я не обращал внимания и согласно которому Деметрий из Скепсиса получил от Каллисфена и некоторых других авторов легенду, «что источником богатства Тантала и Пелопидов были рудники во Фрагии и Сипиле; богатства Кадма произошли от рудников во Фракии и на Пангее; богатства Приама – от золотых россыпей в Астирах близ Абидоса (незначительные остатки их сохранились еще и теперь; признаками древней разработки служат большие отвалы и шахты); богатства Мидаса – от рудников около горы Бермия; богатства Гигеса, Алиатта и Креза – от рудников в Лидии и в области между Атарнеем и Пергамом, где находится покинутый городок, на территории которого есть истощенные копи»[88]. Далее г-н Калверт обратил мое внимание на пассаж из Плиния[89]: «Неожиданно появляются и новые
драгоценные камни , у которых нет имен: так, некогда в Лампсаке в золотых рудниках был найден один камень, который из-за его красоты был послан царю Александру, о чем свидетельствует Феофраст»[90]. Лампсак расположен не далее, чем в 30 км к северу от Абидоса и в 55 км от Илиона. Г-н Калверт также процитировал мне пассаж прославленного доктора Чандлера: «Основными странами, откуда греки добывали свое золото, были Индия, Аравия, Армения, Колхида и Троада». Мне приятно добавить, что г-н Калверт теперь исследует рудники Астиры, концессию на которые он получил от Блистательной Порты на девяносто девять лет.
1) драгоценности – драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
драгоценные камни и изделия из них;
Когда изготовили 1-е украшение и что этому предшествовало, сейчас никто не способен сказать. Может быть, просто на голову одного из наших предков упало перо или веточка, и он увидел свое изображение в воде. Ему это понравилось, после чего он специально стал украшать свои волосы. Так и появилось 1-е украшение. С тех пор создали множество различных украшений. Древние люди верили, что душа человека в состоянии вылететь через отверстия его тела или, наоборот, в него может проникнуть что-то недоброе. Поэтому они старались защитить свое тело, в первую очередь руки и ноги, с помощью украшений из дерева, металла и кости. Из дерева древние выбирали прежде всего березу, дуб, сосну Кость должна была быть от одного из самых сильных животных: медведя или тигра. Но сильнее душу человека охраняли металлы и
драгоценные камни . Мифы многих народов отождествляли золото и серебро с солнечным светом и молниями богов.
Пока их тона равномерно подобраны, ничего не останавливает вас от соединения красных и розовых тонов с бирюзовым, оранжевым и лёгкими штрихами оттенка лайма для вспышки цвета, которая может показаться экзотической в больших комнатах и удивительно похожей на сияние
драгоценных камней в небольшом пространстве. С другой стороны, карамельно-розовый найдёт естественных партнёров среди других пастельных оттенков, таких как лимонный, нежно-голубой и лавандовый. Красный создаёт основу некоторых крайне изощрённых цветовых схем, когда используется тёмно-синий и тёмно-зелёный; более мягкие версии используют терракотовые или бледно-розовые тона, которые имеют естественное притяжение к тёмно-синему и оливково-зелёному. Золотой и красный являются традиционными компаньонами в роскошных цветовых решениях – это любимые цвета в столовых, где свет свечей делает их ещё более прекрасными.
Леканомантия. Данный вид гаданий предусматривает опускание в воду различных предметов:
драгоценных камней , специальных дощечек из золота и серебра с нанесенными на них знаками. Сначала прочитывают заговор и ждут звука, который должен появиться из воды. Он заключает в себе ответ на вопрос. В русских селениях в воду также бросали уголь и следили за процессом ее закипания.
Эмаль сплавляется и превращается в стекло, вправленное в просветы металлического кружева. Цветные прозрачные эмали чистых цветов напоминают
драгоценные камни – аметисты, рубины, сапфиры.
И мужчины и женщины носили на руках изящные браслеты на запястье и у плеча, женщины носили также ножные браслеты и серьги в форме кольца. Распространенным украшением был навозный жук скарабей ляпис-лазури и других
драгоценных камней , считавшийся символом плодородия и творчества, его носили на шее в виде амулетов.
Здесь мы видим связь с легендой об игровом наборе из рога носорога и бивня слона[5]. В древности не всегда могли резать фишки из твёрдого камня, технологии забывались и открывались вновь. Но мягкие по сравнению с
драгоценным камнем кости животных люди могли резать всегда.