Связанные понятия
Да́йджест (англ. digest «краткое изложение, резюме» от лат. digerere «разделять») в СМИ — информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования .
Библиографический указатель — общий термин для обозначения нескольких видов библиографических пособий (см.: Библиография), то есть списков опубликованных документов (книг, газетных и журнальных статей и т. п.), объединенных каким-либо признаком и снабжённых вспомогательными индексами, облегчающими поиск и группировку материалов.
Язык закона (язык нормативных правовых актов) — совокупность лексических, синтаксических и стилистических средств, посредством которых формируется текст закона или иного нормативного правового акта.
Электронное издание — электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
А́вторский лист — это количественная единица измерения объёма литературного произведения, созданного автором либо обработанного переводчиком, редактором или корректором.
Упоминания в литературе
Правительство реализует свои полномочия через правовые акты; на основе Конституции РФ, законодательстве и нормативных указов Президента Правительство издает постановления (носят нормативный характер) и распоряжения (не нормативный характер) и обеспечивает их исполнение. Они подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению, датой официального
опубликования этих актов считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий РФ. Постановления, за исключением некоторых, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленно доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации.
Подобные ситуации встречаются в практике довольно часто. Так, например, 8 апреля 2004 г. Конституционным Судом РФ было принято Определение № 169-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащее в соответствии с п. 3 резолютивной части обязательному
опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». В течение нескольких месяцев (в том числе по причине летнего отпускного периода), вплоть до ноября 2004 г., такой публикации осуществлено не было. Вместе с тем 19 и 27 июля 2004 г. данное решение было размещено соответственно в информационно-правовых базах «Консультант Плюс» и «Гарант». Кроме того, текст решения был частично воспроизведен в «Обзоре арбитражной и налоговой практики» (№ 2. Июль 2004 г. С. 19—20), а также включен в полном объеме в «Налоговый вестник» (2004. № 9/9) и «Экономику и жизнь» (2004. № 42). Все названные публикации не носили официального характера. Однако уже с июля 2004 г. Определение № 169-О стало применяться арбитражными судами для обоснования позиции по конкретным делам и вынесения по ним судебных решений[113]. Не вдаваясь в содержательные (налогово-правовые) аспекты данного Определения, отметим, что одним из замечаний, прозвучавших в некоторых средствах массовой информации в адрес данного решения Конституционного Суда, явилось его применение без официального опубликования[114], что, безусловно, может содержать в том числе и предпосылки для нарушения прав и свобод граждан.
Еще больше вопросов вызывает то, что многие из указанных выше нормативных актов (их первоначальные редакции) официально не были опубликованы. Так, Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью, было опубликовано в журнале «Российская юстиция» (1996. № 9). Положение о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, также было опубликовано только в «Российской юстиции» (1996. № 7). Между тем приказ Минюста РФ от 5 января 1998 г. № 01–02, вносящий изменения в это Положение, вообще опубликован не был. Тем самым нарушено требование ст. 15 Конституции РФ, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Только в 2000 г., спустя семь лет после принятия Основ о нотариате, Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой были приняты новые Положения с соблюдением всех соответствующих процедур: регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное
опубликование .
Однако практика осуществления государственного контроля (надзора) демонстрирует в некоторых случаях возможность применения обязательных требований и без их официального
опубликования . Так, например, в соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 4 мая 2007 года № 88, не требуют государственной регистрации ГОСТы, если они не содержат нормативных предписаний. Но сама природа государственных стандартов подразумевает, что они содержат обязательные требования, рассчитанные на неоднократное применение по отношению к неопределенному кругу лиц, и потому являются нормативными. Вместе с тем практика пошла по пути признания таких актов не нуждающимися в государственной регистрации и, следовательно, в официальном опубликовании.
Ведомственные нормативно-правовые акты подлежат
опубликованию и вступают в силу по правилам, предусмотренным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с данными правилами нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат не только официальному опубликованию, но и специальной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Такая регистрация должна быть произведена в отношении ведомственных нормативных актов, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер. В срок не позднее десяти дней после дня государственной регистрации ведомственные акты должны быть опубликованы в газете «Российские вести» или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Не подлежат официальному опубликованию только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или имеют конфиденциальный характер. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. При разрешении информационно-правовых споров ссылка на такие акты, как на основание регулирования соответствующих отношений, невозможна.
Связанные понятия (продолжение)
Рефера́т (нем. Referat от лат. referre «докладывать, сообщать») — краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.
Автореферат диссертации (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение основных результатов диссертационной работы на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное самим автором диссертации.
Изда́ние (от рус. дать, из-дава́ть — из-да́ние) — отглагольное существительное, обозначающее момент выхода, выпуска вовне чего-л., связанный с процессом создания, подготовки.
Информационный бюллетень (англ. Newsletter) — печатное издание, выпускаемое с целью информирования целевой группы людей (специалистов и/или других потребителей) по определенным вопросам.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права и гражданского права.
«Корчеватель : Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности» — название квазинаучной статьи, написанной программой-генератором квазинаучных англоязычных текстов, переведённой машинным переводчиком и принятой в 2008 году к публикации в российском научном журнале из списка признанных государством научных журналов.
Спра́вочник — издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.Важнейшая разновидность — законодательная (правотворческая), в частности правоприменительная техника.
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Подробнее: Справочно-правовая система
Аудиовизуа́льное произведе́ние — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. (статья 1263 Гражданского кодекса РФ)
Аннота́ция (от лат. annotatio «замечание») или резюме́ (от фр. résumé «сокращённый») — краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи, патента, фильма, грампластинки или другого издания, а также его краткая характеристика.
«Кни́жная ле́топись » — государственный библиографический указатель (ГБУ), издаваемый Российской книжной палатой (на основе обязательного бесплатного экземпляра), который информирует о книжных изданиях по всем отраслям знания и практической деятельности и осуществляет первичную библиографическую регистрацию всех новых книг, издаваемых на территории Российской Федерации, а также книг, издаваемых в иностранных государствах по заказу российских издателей.
Электро́нная библиоте́ка — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг, журналов), снабжённых средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также научные и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору...
Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области, то есть человек, проводящий экспертизу.
Произведе́ние с недосту́пным правооблада́телем (англ. orphan work — «бесхозное произведение, сиротское произведение») — произведение, в отношении которого, вероятно, не истёк срок действия авторского права, но в то же время не существует возможности найти правообладателя. Такие произведения нельзя публиковать; доступ к ним возможен только в библиотеках, архивах или частных коллекциях. В частности, такие работы не могут быть разрешены к публикации в интернете, как и не разрешено включать их в антологии...
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90; в РФ — ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
Всемирная конвенция об авторском праве (ВКАП) (иногда Женевская конвенция) (англ. Universal Copyright Convention) — международное соглашение по охране авторского права, действует под патронажем ЮНЕСКО. Принята на Межправительственной конференции по авторскому праву в Женеве 6 сентября 1952 года. Задача конвенции состояла в том, чтобы ни одна страна не оставалась вне рамок международной системы охраны авторского права.
Электронно-библиотечная система (ЭБС) — это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) России обязательный элемент библиотечно-информационного обеспечения учащихся вузов, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе, и соответствующую содержательным и количественным характеристикам, установленным приказом Рособрнадзора от...
Печать по требованию (англ. Print on demand, POD; также известна как издательство по требованию) — издательская технология, при которой новые экземпляры книги печатаются только тогда, когда поступает соответствующий запрос от покупателя.
Монито́ринг СМИ (англ. Media monitoring service) — отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике. Мониторинг СМИ используется для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, оценки общественного резонанса того или иного действия, отслеживание действий других компаний или индивидуумов.
Картотека (др.-греч. χάρτης «лист папируса» + θήκη «место хранения») — упорядоченное собрание данных, как правило на карточках малого формата. Представляет собой каталог.
Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (Закон о СМИ) — нормативно-правовой акт, регулирующий отношения между участниками производства массовой информации в России: между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией и автором; редакцией, автором и «действующими лицами» публикации; редакцией, автором и источником информации; СМИ и гражданами РФ и другие.
Библиографическая запись — наименьшая единица библиографического списка, состоящая из заголовка и библиографического описания, одна из форм библиографической информации. Используется для идентификации документа, составления библиографий и осуществления библиографического поиска.
Сло́вник — перечень слов, расположенных в алфавитном или систематизированном порядке, составляемый в процессе работы над словарём или энциклопедией. При подготовке словника энциклопедии он представляет собой оглавление издания, отражающее его структуру и профиль. При составлении словника производится отбор терминов и устанавливается соотношение объёмов разделов и отдельных статей, выделяется цикл статей, разрабатывается система ссылок. С работой над словником тесно связано планирование помещения...
Универса́льная десяти́чная классифика́ция (УДК) — система классификации информации, широко используется во всём мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек.
Военная энциклопедия — научное издание справочного характера, которое содержит организованный и сведённый в единую систему свод военных знаний, а также — сведений из других наук, имеющих важное значение для военного дела.
Энциклопе́дия (новолат. encyclopaedia, не ранее XVI века; от др.-греч. ἐνκύκλιος παιδεία «обучение в полном круге», от κύκλος «круг» + παιδεία «обучение, пайдейя») — приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Энциклопедией называют также научное справочное пособие, содержащее обозрение наук или дисциплин (преимущественно в форме словаря). В широком понимании — сборник научных сведений и справок на различные...
А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.
Свобода информации — понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая...
Издательство «Политическая энциклопедия» (
РОССПЭН ) — российское научное издательство. Специализируется на выпуске исторической литературы. Основано в 1991 году.
Резюме ́ (от фр. résumé «сводка») — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании, и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
Печатный лист (также физический печатный лист, физ. печ. л.) — единица измерения объёма издания, равная площади одной стороны типографского бумажного листа.
Цифровой идентификатор объекта (сокр. ЦИО; от англ. Digital Object Identifier, сокр. DOI) — стандарт обозначения представленной в сети информации об объекте ГОСТ Р ИСО 26324-2015. Информация, содержащаяся в DOI электронного документа, содержит указатель его местонахождения (например, URL), его имя (название), прочие идентификаторы объекта (например, ISBN для электронного образа книги) и ассоциированный с объектом набор описывающих его данных (метаданных) в структурированном и расширяемом виде.
Указатель — это справочный текст, который выглядит как список ключевых слов и страниц, где они упомянуты.
Обяза́тельный экземпля́р — экземпляр различных видов тиражированных документов, подлежащий передаче его производителем в библиографирующие учреждения, крупные библиотеки и информационные центры в порядке, установленном государственным законодательством. На основе этой системы ведётся библиографический учёт издаваемой продукции и происходит пополнение фондов крупнейших библиотек в стране.
Учреди́тель — в российском гражданском праве — юридическое или физическое лицо, создавшее организацию — юридическое лицо. В большинстве случаев учредителями не могут являться лица, не обладающие дееспособностью и/или правоспособностью (например, не достигшие совершеннолетнего возраста, страдающие психическими заболеваниями и т. п.). Единственный учредитель создаёт юридическое лицо своим решением в письменной форме, два и более учредителей заключают учредительный договор, в котором помимо самого решения...
Редакционная коллегия (Аббр. редколлегия) — совещательный орган, принимающий решения в каком-либо издании, газете и т. п. Группа редакторов большинства печатных изданий и cредств массовой информации, список должностных лиц, составляющих коллегиальный орган управления в редакции.
Анке́та (фр. enquête «расследование; опрос»; ср.: англ. inquiry) — справка по вопросам социальным или экономическим, доставляемая по требованию правительства сведущими людьми.
Статья ́ — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.
Юридическая этика — профессиональная этика юриста; учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля, о правовой культуре правоприменительной деятельности.
Свободное использование произведений (не путать с использованием свободных произведений) — использование произведений (например, их издание), находящихся под действием исключительных авторских или смежных прав, без разрешения на то автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с соблюдением права авторства, прав на имя и на защиту репутации автора. Для свободного использования произведений характерно также то, что оно возможно, как правило, только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных...
Список научных журналов ВАК — перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включённых Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук.
Упоминания в литературе (продолжение)
В пункте 5 постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[16] разъяснялось, что при разрешении споров, связанных с учреждением и регистрацией юридических лиц после 7 декабря 1994 г., необходимо руководствоваться гл. 4 ГК РФ, имея в виду, что после указанной даты коммерческие организации могли быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных данной главой ГК РФ. Там же указано, что создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, после официального
опубликования части первой ГК РФ в иных организационно-правовых формах рассматривается как нарушение установленного законом порядка их образования; акты о регистрации таких юридических лиц в силу закона должны признаваться недействительными.
В общественное достояние переходят как обнародованные, так и необнародованные произведения. Норма ст. 1285 ГК РФ о переходе необнародованного произведения в общественное достояние является нововведением законодателя, которое предоставляет любому человеку право на обнародование произведения. Это право раскрывает ст. 1268 ГК РФ. В соответствии с ней обнародование предполагает осуществление действия или дачу согласия на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его
опубликования , публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального
опубликования , если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Такие нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Как административное производство рассматриваемая нормотворческая деятельность состоит из следующих стадий: подготовка проекта нормативного акта; согласование данного проекта; рассмотрение проекта и принятие нормативного акта; государственная регистрация;
опубликование (за исключением актов или отдельных положений с грифами «для служебного пользования», «секретно» и «совершенно секретно») и вступление в силу[164].
Изучая статистические данные о состоянии законности в сфере законотворческого процесса, а также в сфере издания и
опубликования принятых законодательных актов, можно прийти к выводу, что меры, принимаемые в указанных областях Министерством Юстиции Российской Федерации, Генеральной Прокуратурой, иными органами государственной власти являются мало эффективными. Нарушений в данных сферах множество, и это чаще всего объясняется несоблюдением и игнорированием элементарных правил юридической техники. Основными нарушениями законности в сфере законотворческого процесса, а также в сфере издания и опубликования принятых нормативных актов являются:
6. Доработанный проект национального стандарта не позднее десяти рабочих дней после дня
опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в печатном издании публикуется разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети «Интернет», должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Следует отметить, что, поскольку комментируемый Закон содержит новое правовое регулирование, требующее как принятия соответствующих подзаконных актов, так и подготовки к его реализации субъектами правоотношений в национальной платежной системе, предусматривается особый порядок вступления в силу комментируемого Закона (ст. 39). Так, он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального
опубликования , за исключением отдельных норм, которые вступают в силу в более поздние сроки – от 180 дней до 18 месяцев после дня официального опубликования комментируемого Закона. При этом первой официальной публикацией комментируемого Закона является публикация в Российской газете от 30 июня 2011 г. № 139, следовательно, сроки, указанные в ст. 39, следует исчислять именно с указанной даты.
И, наконец, необходимо еще раз отметить, что раскрытию на рынке ценных бумаг подлежит общедоступная информация, т. е. информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг». В случае, если акционерное общество не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о раскрытии информации и иными нормативными правовыми актами ФСФР России, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях,
опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением о раскрытии информации, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация не раскрывается.
Законы, изданные в развитие Договора об объединении. Оформление данных о Договоре об объединении. Указание на дополнительные данные о Соглашении от 18 сентября 1990 г. при внесении изменений в Договор об объединении. Отсылка к правовым предписаниям ГДР. Основания действия нормативных актов ГДР. Возникновение Собрания социального законодательства (ССЗ). Отсылка к статье 1 Сводного закона. Заголовки книг Собрания социального законодательства. Указание страницы исправления. Отсылка в случае
опубликования новой редакции. Особенности отсылки к десятой книге ССЗ. Полные наименования отдельных книг ССЗ. Переходные предписания в сводных законах. Отсылки к отдельным книгам ССЗ. Внутренние отсылки в отдельных книгах ССЗ. Определение понятий.
Поэтому не случайно, что в мировой практике вопросам создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком уделяется большое внимание. Пальма первенства в создании специфического законодательства, безусловно, принадлежит США, где данные нормы существуют с 30-х годов XX в. (Закон о фондовых биржах 1934 г. – Securities Act of 1934). В 1988 г. в США был принят специальный Закон о наказании за инсайдерскую торговлю и мошенничество в области ценных бумаг, где определены правила поведения инсайдеров. Общее правовое регулирование инсайдерской торговли на европейском уровне было установлено Директивой ЕС 1989 г. № 89/592. В январе 2003 г. Европейской комиссией были приняты Директива о проспекте, подлежащем
опубликованию в случае публичной эмиссии ценных бумаг и их допуска к торгам, и Директива о злоупотреблениях на рынке. На сегодняшний день законодательство о противодействии инсайдерской торговле и манипулированию рынком действует более чем в 100 странах мира. Даже около 80% государств, рынки которых принято считать развивающимися, приняли соответствующие законы.
Необходимо обратить внимание на то, что не допускается доводить акты муниципальных образований, затрагивающие права и свободы граждан, в том числе и в жилищной сфере, до сведения граждан иными способами, кроме официального
опубликования . Неопубликованные акты не признаются действующими на территории РФ.
Если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры для
опубликования опровержения в порядке, установленном законом Российской Федерации о средствах массовой информации.
Законы и декреты предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального
опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника. Договором установлено, что в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства. Однако данное положение не применяется к коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников. Постановления являются обязательными во всех своих частях для конкретных адресатов, директивы – для адресатов и правил выбора форм и методов действий. Резолюции принимаются по вопросам текущей деятельности.
Земельные отношения регулируются рядом федеральных законов и законов субъектов РФ. Головным среди них является Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вступивший в действие 30 октября 2001 г. – в день его официального
опубликования в «Российской газете». К этому нормативному правовому акту нами и другими авторами написано и издано немало комментариев.
На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, которые не должны содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных. Указанные нормативные правовые акты подлежат официальному
опубликованию , за исключением нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.
В сфере торговли товарами соответствующие требования по
опубликованию национальных актов, в частности законов, правил, судебных решений и административных распоряжений общего применения, предусмотрены в ст. Х.1 ГАТТ-1994.
Статутный закон об общих принципах местного самоуправления предусмотрен п. «н» ст. 72 и п. 2 ст. 76 Конституции РФ. За время с начала социальной и политической перестройки и до настоящего момента было принято четыре таких закона. Особенностью нынешней правовой ситуации является то, что одновременно действуют в разных своих частях два одноименных закона – «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ и № 131-Ф3. Согласно ч. I ст. 83 Закона № 131-Ф3 этот Закон вступает в силу с 1 января 2009 г. Со дня официального его
опубликования в октябре 2003 г. до 1 января 2009 г. установлен переходный период, в течение которого начинают действовать и частично уже осуществлены некоторые положения, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу (например, положения ст. 11–16, 34–37, 2, 4, 28, 44 и др.).
2. Подготовленные и согласованные проекты списков (перечней) контролируемых товаров и технологий передаются на рассмотрение Правительству Российской Федерации. После одобрения Правительством Российской Федерации указанные проекты предоставляются на утверждение Президента Российской Федерации. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации, которые вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального
опубликования . Этот порядок вступления в силу актов Президента РФ носит исключительный характер. По общему правилу, установленному Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом допускается возможность установления в актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации иного порядка вступления их в силу. В данном случае иной порядок вступления в силу актов Президента РФ установлен не в самих актах, а в федеральном законе, обладающем большей юридической силой по сравнению с ними.
Федеральные законы от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[126], от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»[127], от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[128] устанавливают принцип гласности деятельности публичной власти, порядок обязательного опубликования нормативных правовых актов и иной правовой информации, затрагивающий права и законные интересы субъектов на территории Российской Федерации.
Следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что цитируемая норма ст. 79 вышеназванного Закона («юридическая сила решения») изложена очень корректно: «государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта». Между тем ст. 80 поименована «Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации», и в ней федеральный законодательный орган не упоминается. Государственная Дума не является адресатом этой обязанности. Но здесь установлена обязанность одного из субъектов законодательной инициативы, обязанность Правительства РФ не позднее трех месяцев после
опубликования решения Конституционного Суда внести в Государственную Думу проект нового закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части[44].
22 мая 2003 г., т. е. через шесть календарных дней, комментируемый Закон подписывается Президентом РФ Владимиром Путиным и ему присваивается номер 54-ФЗ. Через четыре дня, т. е. 26 мая 2003 г., Закон был официального опубликован в Собрании законодательства РФ, № 21, ст. 1957, а на следующий день – в «Парламентской газете», № 95 и в «Российской газете», № 99. В соответствии со ст. 10 Закона он вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального
опубликования в «Российской газете» 27 мая 2003 г. Более подробно вопрос вступления в силу Закона рассмотрен в данном комментарии к ст. 10. Но это не та редакция Закона, которая действует сегодня. Вот продолжение начатой таблицы:
Под правотворчеством общепринято понимать деятельность государства, направленную на создание юридических норм. Р. Лукич определяет «правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами» [6, с. 215]. В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, так как в целом она направлена на создание юридических законов. По определению А.С. Пиголкина, правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и
опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер» [7, с. 85].
Поводом для обращения в суд послужило признание налоговой инспекцией необоснованным включения в уставный капитал ТОО на значительную сумму интеллектуальной собственности в форме коммерческой информации. Участники ТОО квалифицировали эту информацию как «коммерческие условия на
опубликование рекламных объявлений, методики начисления комиссионных доходов, поступающих на расчетный счет товарищества от рекламных услуг, реализуемых с участием посредников, и коммерческие условия для рекламодателей». Арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, а суд апелляционной инстанции их удовлетворил. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ своим Постановлением от 24 декабря 1996 г. № 3225/96 отменил решение апелляционной инстанции. Свою позицию суд основывал на таких аргументах: условия договоров, оцененные как коммерческая информация, «не содержат каких-либо новаций в области экономической эффективности использования технических, технологических, коммерческих и других знаний»; «право пользования переданной в уставный фонд коммерческой информацией не оформлено… лицензионным договором»; «в материалах дела нет каких-либо доказательств экономической эффективности использования коммерческой информации». Хотя решение дела по существу было верным, так как данная информация не обладает признаком коммерческой ценности и является общедоступной, а следовательно, коммерческой тайной не может быть признана, аргументацию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ все же нельзя принять без оговорок. Признание сведений коммерческой тайной не зависит от их новизны и экономической эффективности.
По мнению автора, предложенное Т.И. Фоминой определение, в основе которого лежит формулировка из Всемирной декларации по интеллектуальной собственности, приведенная выше, дает целостное понимание сути интеллектуальной собственности (далее – ИС). Более того, данное определение логично связано с положением ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, которое практически повторяет определение Т.И. Фоминой, дополняя его перечнем видов результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Заметим, что Гражданский кодекс Российской Федерации вступил в силу гораздо позже
опубликования монографии.
По общему правилу закон или иной нормативный правовой акт о труде вступает в силу со дня, указанного в самом акте или акте о его введении в действие. Если же дата вступления в силу нормативного правового акта не указана, то применяются правила, изложенные в ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которым, если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования, и в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», согласно которому они вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их опубликования, если в самих актах не указан другой срок вступления их в действие.
Необходимо остановиться и на сроках вступления в силу Закона № 80-ФЗ. Общим правилом, предусмотренным ст. 6 Федерального закона от 14 июня 94 № 5-ФЗ «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в действ, ред)[42], установлено, что федеральные законы наряду с федеральными конституционными законами и актами палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Статья 5 Закона № 80-ФЗ подтверждает течение общего срока вступления закона в силу. Вместе с тем Законом предусмотрено три этапа отмены лицензирования для соответствующих видов деятельности и соответственно для каждого этапа – свой срок вступления проекта в силу: январь 2006 г., январь 2007 г., с момента вступления в силу технических регламентов.
В законодательстве ряда муниципальных образований также определено, что на местных референдумах могут быть приняты и другие акты, обладающие юридической силой, вступающие в силу на следующий день после их официального
опубликования (обнародования) соответствующей территориальной комиссией референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Местным законодателем оговаривается и то, что решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления[133]. Если же для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение определенного срока со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
В деле Von Hannover v. Germany [2004] ECHR 294 (24 June 2004) ЕСПЧ попытался разрешить противоречие между принципами приватности (ст. 8 Европейской Конвенции) и свободы прессы (или свобода массовой информации в российской конституционно-правовой традиции (п. 5 ст. 29 Конституции РФ), постановив, что (пар. 32 Решения) «несмотря на то, что свобода прессы и запрет на цензуру требуют, чтобы пресса имела возможность самостоятельно решать, какие вопросы она намеревается освещать и что она собирается публиковать, пресса не освобождается от обязанности соотносить свой интерес в
опубликовании информации с защитой тайны частной жизни заинтересованного лица»[62].
4) Важную роль играют положения преамбулы, связывающие данный закон с другими нормативными актами, чаще всего с Конституцией РФ. Это своего рода «отсылочные» декларации: «В соответствии с Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ” настоящий Федеральный закон устанавливает…»[293]; «Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности РФ, относятся к предметам ведения РФ»[294]; «Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) РФ, Федеративным договором, нормами международного права…»[295]; «…в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и федеральными законами»[296]; «Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней»[297]. Иногда такие декларации содержат указание на конкретную статью[298] и даже (крайне редко) на источник официального
опубликования другого закона[299].
Нормативный правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)[87]. В Российской Федерации он является самой распространенной формой права. Нормативные правовые акты как формы трудового права можно классифицировать по различным основаниям: по юридической силе; по сфере действия; по содержанию; по порядку принятия, вступления в силу и
опубликованию ; по видам регулируемых трудовых отношений; по уровню правового регулирования[88]. Самыми распространенными основаниями для классификации нормативных правовых актов являются их юридическая сила и сфера действия. По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Производственная или коммерческая ценность информации, как правило, недолговечна и определяется временем, необходимым конкуренту для выработки той же идеи или ее хищения и воспроизводства, а также временем до патентования,
опубликования и перехода в число общеизвестных.
?нормативные акты Президента РФ, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального
опубликования .
Поэтому считаем необходимым рассмотреть вопрос о формировании государственно-частного партнерства с учетом компетенции органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы по решениям о финансовом оздоровлении и банкротстве. В пункте 1 ст. 29 «Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства» Закона говорится об установлении порядка подачи уполномоченным органом требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также заявлений о признании должника банкротом. Пункт 3 статьи описывает компетенцию органа по контролю (надзору), в том числе по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемой организацией законодательства о несостоятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность этой организации. Здесь же определяется возможность проведения проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а также утверждается право этого органа на возбуждение дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, а также возможность рассмотрения такого дела или направления его для рассмотрения в арбитражный суд. Регулирующий орган на основании п. 4 ст. 29 Закона утверждает федеральные стандарты, которые при этом не подлежат государственной регистрации, а опубликовываются в порядке, установленном для
опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.