Учебное пособие

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90[1]; в РФ — ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.

Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине.

Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может:

 временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России;

 являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту.

Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.

В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

Обязательные требования к учебному пособию (далее – УП):

1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат.

2. Введение включает следующие аспекты:

· цель (назначение) издания, соответствие учебной

программе

· читательский адрес

· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по

дисциплине, актуальность, степень

новизны, особенности авторской концепции

· методические рекомендации по использованию УП в

учебном процессе

· общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.).

3. Содержание УП должно соответствовать ГОС ВО и утвержденной учебной программе

дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.

4. Тематические разделы должны содержать выводы,

обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов.

5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.

6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:

  • основные итоги и выводы,
  • характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем,
  • рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета,

перспективы развития дисциплины (отрасли науки ).7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.

8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту учебного заведения (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в ВУЗе). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и

правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1

авторский лист – 40 000 знаков с пробелами).

Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Критерии экспертной оценки рукописи

Требования к структуре и содержанию рецензии

Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее

достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе.

Рецензия состоит из трех

частей:

·

общей части;

·

постраничного

разбора ("постраничных замечаний");

·

заключения.

  1. Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям:1

– соответствия требованиям образовательного

стандарта,

2

– соответствия современным научным

представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных

образовательных программ,

3

– соответствия содержания учебного и

учебно-методического материала целям

учебной дисциплины,

4

– соответствия требованиям, предъявляемым к

структуре и методическому аппарату учебных материалов,

5

– корректности в аспекте межпредметных связей,

6

– наличия конкретных целей и задач в логике

компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат,

7

– соответствия

внутренним стандартам качества учебного заведения,

8

– степени инновационности, новизны, наличия

оригинальной авторской концепции,

9

– корректности использования специальной

терминологии и обозначений,

10 –

четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты

использования литературы, наличия ссылок на источники,

11 –

степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного

материала,

12 –

целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими

соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление

связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста,

помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций,

их качества,

13 –

наличия логических и стилистических ошибок.

Вторая

часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:

·

подробный перечень

замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные

формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);

·

указание на отдельные

места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.

В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине __________.. для специальностей (направлений)…____________.

Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет, и по какой причине.

Реквизиты рецензии:

  • название вида документа (рецензия);
  • точное название рукописи, на которую дается рецензия;
  • фамилия, и. о. автора;
  • содержание рецензии
  • фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации;
  • подпись рецензента;
  • дата;
  • фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента;
  • дата удостоверения подписи;

печать. Коллективная рецензия дополнительно содержит:

  • дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи;
  • фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи;
  • рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я