Связанные понятия
Железнодоро́жный тонне́ль — тоннель, предназначенный для движения поездов. Условно выделяются тоннели, проходящие через горный массив, тоннели, проходящие под водой, внутригородские тоннели, иначе называемые глубоким вводом. Тоннели метрополитена по своей сути также относятся к железнодорожным тоннелям.
Тоннель
Фэнхошань (风火山隧道 , Фэнхошань суйдао — тоннель Ветреного вулкана) — самый высокогорный железнодорожный тоннель в мире. Фэнхошань находится на Цинхай-Тибетской железной дороге на расстоянии около 350 км от города Голмуд, на высоте 4900 метров над уровнем моря. Длина тоннеля 1338 метров.
Тонне́ль , или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Тоннель
Каммон (яп. 関門鉄道トンネル Каммон тэцудо: тоннэру) — первый тоннель в Японии, проложенный под морским дном. Тоннель проходит под одноимённым проливом, разделяющим острова Хонсю и Кюсю.
Ушаолин ( 乌鞘岭特长隧道, Wūshāolǐng Tècháng Suìdào) — железнодорожный тоннель в провинции Ганьсу на северо-западе Китая, был наиболее протяжённым (21,05 км) в стране до конца 2007 года. Расположен на Ланьчжоу-Синьцзянской железной дороге, пересекающей горы Ушаолин. После ввода в эксплуатацию тоннеля дорога между Ланьчжоу и Урумчи сократилась на 30,4 км и стала полностью двухпутной.Тоннель представляет собой две параллельные нитки, проложенные на расстоянии 40 м друг от друга. Портал со стороны Ланьчжоу...
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Те́мзенское водопроводное кольцо (англ. Thames Water Ring Main) — система водоснабжения в западной части Большого Лондона, введённая в эксплуатацию в 1994 году.
Большинство самых больших и длинных тоннелей в мире используется для водоснабжения или в транспортных целях (автомобильные и железнодорожные тоннели).
Подробнее: Список самых длинных тоннелей мира
Мимингское плато (нем. Mieminger Plateau) — горная терраса на высоте 850-1000 н.у.м. над Верхней Иннскою долиной в австрийской земле Тироль у южного подножия Мимингского хребта. Оно охватывает территорию муниципалитетов Вильдермиминг, Миминг, Обштайг и Мёц.
Белая долина (фр. Vallée Blanche) — долина с ледниками в районе массива Монблан.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Кры́тый метромо́ст — терминология, относящаяся к закрытым куполом полуподземным или наземным участкам перегонных тоннелей в метрополитенах, но подразумевающая сразу три типа данных конструкций...
1000 мм, метро́вая колея́ — ширина колеи узкоколейных железных дорог. Расстояние между внутренними гранями головок рельсов составляет 1 метр или 1000 миллиметров.
Вестфьярдарвегюр (исл. Vestfjarðarvegur), Дорога 60 — дорога на северо-западе Исландии.
Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.
Сититуннель (швед. Citytunneln) — близкая к метрополитену частично подземная городская железная дорога в городе Мальмё, Швеция, соединяющая центральную железнодорожную станцию Мальмё с Эресуннским мостом, связывающим Швецию с Данией.
Великая центральная дорога (англ. Great Central Road) — шоссе преимущественно с грунтовым покрытием в австралийском аутбэке, проходящее через штаты Западная Австралия и Северная территория.
Железнодорожный транспорт в Монако Княжество Монако не обладает большой сетью железных дорог ввиду своего карликового размера. Единственная железнодорожная станция Монако-Монте-Карло расположена на линии Ницца — Ментона — Вентимилья. Станция была открыта в 1867 году, реконструирована в 1999 году. Линия имеет европейскую колею и обслуживает её французская железнодорожная компания SNCF.
Узкоколе́йная желе́зная доро́га (у́зкоколе́йка) — железная дорога с шириной колеи менее стандартной; подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с дорогами нормальной колеи (то есть технические проблемы не исчерпываются перестановкой тележек). Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600—1200 мм; дороги с меньшей шириной колеи называются микроколейками, а также декавильками, что не всегда правильно. Декавилевская колея — это путь с шириной 500 мм.
Перева́л — понижение в гребне горного хребта или массива. Перевалы служат местами наиболее легкого и удобного перехода из одной горной долины в другую. Наиболее широкие, глубоко опущенные перевалы, имеющие часто важное транспортное значение, называются горными проходами.
Вегберг-Вильденрат — железнодорожный полигон для испытания подвижного состава и рельсов. Расположен в Германии. Построен в 1997 году компанией Siemens.
Европамост (перевал Бреннер) представляет собой один из нескольких европейских мостов, имеющих такое название. Он находится на трассе европейского автобана E45 на использующемся со времён античности торговом пути через перевал Бреннер : Иннсбрук — Больцано — Модена и в настоящее время обеспечивает кратчайшую авто-транспортную связь Германии и Австрии с Италией.
Подробнее: Мост Европы (перевал Бреннер)
Ижевская кольцевая автомобильная дорога (ИКАД, Объездная дорога) — строящаяся кольцевая автомобильная дорога вокруг города Ижевск. Строительство объездной дороги было обусловлено необходимостью разгрузить улицы столицы Удмуртии от проходящего через неё транзитного автотранспорта с дорог М7 (Р320 и Р321), Р322.
Цей (Цейское ущелье) (осет. Цъæй) — российский горнолыжный курорт (горноклиматическая курортная местность) и центр рекреационного туризма в Алагирском районе Северной Осетии.
Эстака́дный тра́нспорт , надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) — городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде. Линии эстакадного транспорта строятся в городах мира с конца XIX века. Одной из первых была надземка Нью-Йорка на паровой тяге...
Лыжный тоннель — спортивное сооружение, предназначенное для занятий лыжными видами спорта. Он позволяет заниматься лыжными видами спорта вне зависимости от сезона и климатических условий. Обычно такой тоннель представляет собой длинное сооружение в несколько сотен метров длины, построенное из высококачественных теплоизолирующих материалов. Первый лыжный тоннель был построен в финском посёлке Вуокатти в 90-х годах XX века. Протяжённость самого длинного тоннеля в мире, находящегося в шведском городке...
Ган (англ. The Ghan) — пассажирский поезд в Австралии, названный так в честь афганцев — погонщиков верблюдов.
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — автотранспортная система в Санкт-Петербурге, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Общая длина всех улиц около 50 км.
Прохо́дческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Проходческий щит применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом. Проходческий щит является элементом конструкции некоторых видов тоннелепроходческих комплексов (ТПК).
Станция глубокого заложения — станция заложенная на такой глубине, при которой она сооружается закрытым способом без вскрытия дневной поверхности грунта .
Большой холм на Канадской Тихоокеанской железной дороге (КТЖД) Британской Колумбии, Канада, был самым сложным участком пути на железнодорожной магистрали. Он располагался в канадских скалистых горах к западу от континентального водораздела и до перевала Кикинг-Хорс. Хотя Большой Холм был заменен спиральными тоннелями в 1909 году, в районе есть проблемы с движением поездов и по сей день.
Железнодорожный транспорт в Монголии — один из видов транспорта в Монголии. Железнодорожным транспортом в 1990 году выполнялось 75% грузоперевозок в стране. Общая эксплуатационная длина дороги — 1815 км.
Транспорт в Северной Македонии делится на железнодорожный, автодорожный, трубопроводный и воздушный. Поскольку Северная Македония не имеет выхода к морю, в стране практически отсутствует судоходство, за исключением туристических водных маршрутов по Охридскому озеру на границе с Грецией и Албанией.
Прота́сов яр (укр. Протасів яр) — историческая местность, расположенная в Соломенском и частично в Голосеевском районе города Киева. Простирается на восточном склоне Батыевой горы вдоль одноимённых улицы и спуска (спуск в 2003 году получил имя Николая Амосова), которые в советские времена назывались улица и спуск Степана Разина. По улице движение транспорта было одностороннее вверх, а по спуску — одностороннее вниз. За улицей Протасов яр также закрепилось народное название Военно-Грузинская дорога...
Мора́вские Воро́та (чеш. Moravská brána, польск. Brama Morawska, нем. Mährische Pforte, словацк. Moravská brána) — горный проход в Чехии, между восточными отрогами Судет и западными отрогами Бескидов.
МЦД-2 «Нахабино – Подольск» — вторая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2019—2020 годах. Маршрут, связывающий подмосковные города Нахабино и Подольск, пролегая через территорию Москвы, соединяет Рижское и Курское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 80 км с 38 остановочными пунктами на нём, который будет преодолеваться за 116 минут. Маршрут предполагает 15 остановочных пунктов с пересадкой на метро, МЦК и другие железнодорожные направления.
Байда́рская яйла ́ (укр. Байдарська яйла, крымско-тат. Baydar yaylası, Байдар яйласы) — самая западная из десяти яйл, расположенный в пределах Главной гряды Крымских гор. Также это единственная яйла Главного хребта целиком расположенная в пределах административных границ Севастопольского горсовета. Представляет собой изогнутый волнистый хребет идущий в направлении с востока на северо-запад. Начинается за Форосом и идёт до посёлков Кизиловое и Тыловое. К западу от места Байдарские Ворота и к востоку...
Байка́льский тра́кт (также — Байка́льское шоссе́) — автомобильная дорога 25К-011 в Иркутской области России, связывающая город Иркутск и посёлок городского типа Листвянка на Байкале (у истока реки Ангары). Является частью федеральной трассы М55 под обозначением М55Л. Протяжённость — 68 км.
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Пражский Земмеринг (чеш. Pražský Semmering) — 8-километровый участок железнодорожной ветки, соединяющей Смиховский вокзал и Гостивице. Находится в Праге, построен в 1868—72 годах компанией «Буштеградская железная дорога» (чеш. Buštěhradská dráha, нем. Buschtěhrader Eisenbahn).
Зи́мник — автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр.
Европейская колея (в применяющих странах называется «Стандартная колея») — железнодорожная колея шириной 1435 мм.