Связанные понятия
Бернардинцы (польск. Bernardyni, официально Орден братьев меньших, лат. Ordo Fratrum Minorum) — распространенное название обсервантской ветви Францисканцев на территории Восточной Европы, в первую очередь Речи Посполитой и её странах-наследницах: Польше, Украины, Литве, Белоруссии. Лозунг: «Мир и Добро!». Не следует путать бернардинцев-францисканцев с монахами из ордена цистерцианцев, которых в некоторых странах также называют бернардинцами в связи с выдающейся ролью в становлении ордена святого...
Плебания (польск. plebania, белор. плябанія) — двор священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в XVI—XX веках. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Использовались плебании и как своеобразные общественные центры (типография в несвижской плебании, 18 в.). Деревянная жилая застройка выполнялась преимущественно в традициях народного зодчества. Планировка дома обычно 3-камерная, в XIX — нач. XX века более сложной структуры...
Ксёндз (польск. Ksiądz — «священник») — польский католический священнослужитель.
Магдебу́ргское пра́во (нем. Magdeburger Recht) — одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в Магдебурге как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.
Ви́ленский каштеля́н (лит. vilniaus kaštelionas, польск. kasztelan wileński, белор. кашталян віленскі) — второе по значимости должностное лицо после воеводы в Виленском воеводстве Великого княжества Литовского.
Подробнее: Каштеляны виленские
Упоминания в литературе
Униатская церковь расширяла свое влияние путем создания собственной системы образования, через полемическую литературу, книгоиздательство, основание храмов и монастырей, однако и на этом этапе использовалось принуждение. Униаты в богослужении пользовались церковнославянским языком, а старобелорусским и польским – чаще в проповедях (обращениях к верующим), в делопроизводстве, преподавании. Правящая элита Речи Посполитой проводила противоречивую политику по отношению к униатам. С одной стороны она поддерживала униатскую церковь, а с другой – хотела растворить униатов в католической церкви латинского обряда. Униатская церковь, желая сохранить самобытность, обратилась за поддержкой к папскому престолу. По жалобам униатского митрополита И. Руцкого, который добивался от Ватикана запрета переводить униатов в
костелы , были изданы декреты ватиканской Конгрегации (от лат. congregatio – собрание, союз) о запрете «русскому униатскому народу», «русинам литвинской нации» переходить в латинский обряд. В жизни все было сложнее, и шляхта, особенно крупная и средняя, продолжала массовый переход в католичество в XVII–XVIII вв. Шло постепенное сближение конфессий, и после Замойского Собора (1720) в обрядности униатской церкви широко распространились католические элементы (органная музыка, скульптура, скамьи и др.), а в середине XVII в. на вальном сейме униатская церковь была признана «второй католической». Кроме того, на рубеже XVII–XVIII вв. правительство Речи Посполитой инициировало появление тайной программы православного львовского епископа И. Шумлянского, являвшегося скрытым униатом, по переводу православных епархий в унию. Реализация данной программы привела к тому, что осталась православной лишь одна Мстиславская епархия и вначале XVIII в. униатство стало наиболее распространенным вероисповеданием для белорусской этносоциальной общности.
С большими проблемами в последовательном продвижении «в народ» литературного немецкого языка через систему образования и средства массовой коммуникации сталкивалась и Германия. Язык сыграл важнейшую унифицирующую роль в выработке общенемецкого сознания, однако его диалекты (берлинский, баварский, саксонский и др.) сохранились и по сей день. Отметим, что политика национального строительства нередко принимала там жесткие формы, особенно когда речь шла об ассимиляции нетитульных этносов, т. е. национальных меньшинств. Например, в начале XX в. на польском языке (поляки – самое многочисленное из меньшинств Германии) было запрещено преподавание в народных школах и даже богослужение в
костелах . Это делалось на немецком.
Но не своею древностию, не числом своих чад, не количеством
костелов и епископских кафедр сильна была в Литве Церковь латинская – во всем этом она уступала Церкви православной, – а была сильна и несравненно сильнее православной по другим условиям. Во главе православной Церкви в Литве стоял Цареградский патриарх, вся деятельность которого по отношению к ней почти до конца периода ограничивалась лишь тем, что он поставлял Литовско-русского митрополита или, вернее, присылал свое благословение на его постановление; во главе латинской Церкви в Литве стоял папа, имевший могущественное влияние не только на местную иерархию и народ, но и на самое правительство. Православные епископы и митрополит пользовались в Литве только церковною властию и значением, но вовсе не допускались к участию в гражданских делах и государственных; латинские иерархи, напротив, особенно Виленский, были ближайшими советниками великого князя и короля, заседали в сенате и оказывали сильнейшее давление на решение вопросов правительственных. Как ни многочисленно было сравнительно православное монашество в Литве, оно не подготовляло и не выделяло из среды своей лиц, которые бы посвящали себя исключительно делу проповеди на защиту православия, на борьбу за него; напротив, латинское монашество в Литве состояло преимущественно из орденов, имевших целию поддержание и распространение католицизма, – довольно поименовать здесь одних иезуитов. Но самая главная сила католиков в Литве, дававшая им решительный перевес над православными, заключалась в государе.
Вторая Речь Посполитая отказалась от заигрываний с белорусским национализмом и сделала ставку на ополячивание белорусов. За первые два года в составе Польши были закрыты 363 белорусские школы из четырёхсот, а в 1939 году обучение на белорусском языке в Польше было вовсе запрещено. Из 500 православных храмов 300 были превращены в католические
костёлы .
Архивные данные красноречиво свидетельствуют о том, что даже в самые темные времена гонений на верующих в церквях и
костелах по-прежнему на великие праздники собиралось большое количество прихожан и выполнялись религиозные обряды. Например, в 1940-х гг. на традиционный праздник Жировичской Божьей Матери 20 мая ежегодно собирались около 15 тыс. православных паломников и 100 священников. На престольный праздник («фэст») на Троицу 5 июня 1949 г. в костеле д. Рось Волковысского района собрались около 10 тыс. верующих. Очень наглядным доказательством того, что религиозные верования были распространены не только среди представителей старшего поколения, является тот факт, что среди паломников и посетителей храма всегда было от 25 до 50 % молодежи [7].
Невский проспект украшают и являются свидетельствами высокой веротерпимости –
костел Святой Екатерины Александрийской, Петрикирхе, финская, эстонская и шведская церкви, величественный храм Армянской апостольской церкви. Главной мусульманской святыней является Соборная мечеть, построенная в 1909 году на Петроградской стороне. На Приморском проспекте расположен первый в истории России каменный храм буддистов Дацан Гунзэчойнэй. Уникальная в своем архитектурном решении Хоральная Синагога – сакральное место для верующих иудеев.
Связанные понятия (продолжение)
Вóйский (польск. Wojski) — служебная должность в средневековой Польше (с XIII века) и в Великом княжестве Литовском (с XVI века). Во время войн, когда шляхта отправлялась на сборы, войский следил за порядком в повяте и охранял шляхетских жён и детей.
Подробнее: Войский
Пиари́сты (Орден бедных регулярных клириков благочестивых школ во имя Божией Матери, лат. Ordo Clericorum Regularium Pauperum Matris Dei Scholarum Piarum, SP., SchP.) — католический монашеский орден, занимающийся обучением и воспитанием детей и молодёжи; другое название пиары.
Войт (укр. війт, польск. wójt, белор. войт, родственно немецкому слову фогт Voigt фохт, которое происходит от лат. advocatus — призванный на помощь) — староста, в городах Польско-литовского государства основанных на магдебургском праве, в XV — XVIII веках выбираемое (обычно из зажиточного населения) служебное лицо, которое возглавляло магистрат.
Брестская уния привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. В 1700 году к грекокатолической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году — Луцкая епархии, что завершило процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в грекокатолицизм.
Подкомо́рий (лат. succamerarius, польск. Podkomorzy) — в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском судья по спорам о границах имений в подкоморских судах. Должность была довольно престижной, её занимали представители многих шляхетских родов, например, Собеских и Храповицких. Существовали два придворных подкомория (коронный и литовский), последними в разное время были Григорий Ходкевич и Януш Радзивилл.
Марша́лок вели́кий лито́вский — высшее должностное лицо в Великом княжестве Литовском. Должность возникла в конце XIV века и упоминается в источниках как маршалок господарский или дворский, однако в 1409 году он упоминается уже как маршалок земский, а позднее за ним закрепляется название маршалок великий (при этом маршалком господарским стала называться другая должность).
Ка́нцлер вели́кий лито́вский (до 1569 — канцлер; польск. Kanclerz wielki litewski) — должностное лицо в Великом княжестве Литовском, глава великокняжеской канцелярии, хранитель большой государственной печати, член Рады.
Подка́нцлер лито́вский (до 1569 — подканцлер; польск. Podkanclerzy litewski) — должностное лицо Великого княжества литовского и Речи Посполитой, заместитель канцлера. С 1569 года входил в состав сената Речи Посполитой, ранее — в состав Рады Великого княжества Литовского.
Референдарий великий литовский или референдарий литовский (белор. Рэфэрэндары вялікія літоўскія, лат. Referendarius Lithuaniae, лит. Lietuvos referentas, польск. Referendarz wielki litewski) — государственный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, выполнявший обязанности советника польского короля, а позднее и судьи. В Польше должности референдариев светского и духовного были утверждены в 1507 году, в Великом княжестве Литовском — в 1539 году для светского и 1575 году для духовного...
Ге́тман вели́кий лито́вский (польск. Hetman wielki litewski) — руководитель вооружённых сил Великого княжества Литовского. После создания Речи Посполитой — один из двух высших военных руководителей наряду с великим гетманом коронным. Заместитель великого гетмана носил титул гетман польный литовский.
Шве́дский пото́п , также Кровавый потоп, Шведская погибель (польск. Potop Szwedzki) — вторжение шведов в Речь Посполитую (Польшу) в 1655−1660 годах, причинившее этому государству огромный урон. Обусловило заключение Виленского перемирия в Русско-польской войне 1654−1667 годов и совместную борьбу враждующих сторон против грозящей гегемонии шведов. Формально закончился после перемирия в Оливе.
Подска́рбий (польск. Podskarbi) — чин в Речи Посполитой, соответствующий нынешнему казначею. Были подскарбии великие, заведовавшие финансами и государственным имуществом и носившие звание сенаторов; подскарбии коронные, выдававшие королевские сокровища и осуществляли чеканку и выпуск в обращение монеты, как руководитель государственного монетного двора; подскарбии надворные, заместители и помощники подскарбиев коронных.
Каштеля́н (польск. Kasztelan, из лат. castellanus, от castellum — «за́мок») — должность в Польше и Великом княжестве Литовском. В средневековой Польше должность появилась в XIII веке. Первоначально управлял замком и исполнял некоторые судебные функции, но к началу XIV века практически утратил влияние.
Ге́тман по́льный лито́вский (белор. Гетман польны літоўскі, лит. Lietuvos lauko etmonas, польск. Hetman polny litewski) — заместитель руководителя вооружённых сил Великого княжества Литовского (гетмана великого).
Се́ймик (польск. sejmik, уменьшительное от сейм) — региональное собрание депутатов в современной Польше, ранее — в Речи Посполитой, в Польском королевстве и Великом княжестве Литовском.
Староста , подстароста — название различных руководящих должностей в славянских языках...
Фундатор (от лат. fundamentum — основание) — название лица в Польской православной церкви, выделившего средства на строительство или ремонт храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.
Ме́чник — воин, вооружённый мечом, а также — историческая должность в некоторых государствах.
Воевода русский (польск. wojewoda ruski; укр. воєвода руський; лат. palatinus russiae) — должность главы Русского воеводства в Королевстве Польском и Речи Посполитой. Существовала на протяжении 1434—1794 годов. Резиденция воеводы русского была во Львове, административном центре воеводства.
Подробнее: Воеводы русские
Русская Униатская Церковь (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква, белор. Руская Уніяцкая Царква), также Митрополия (Верховная архиепископия) Киевская, Галицкая и всея Руси — поместная католическая церковь греческого обряда, образованная в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596).
Со времён Средневековья имеются различные варианты написания имён великих князей литовских, также существуют различные национальные традиции. Список предназначен для облегчения идентификации персонажей истории Великого княжества Литовского.
Подробнее: Список великих князей литовских
Регимента́рь (лат. regimentum, польск. regimentarz) — в Речи Посполитой XVII—XVIII веков заместитель гетмана или назначенный королём или сеймом командующий отдельной группы войск, который выполняет поставленные перед ним задания и руководит войсками в то время, когда гетман по каким-то причинам не может выполнять свои функции. В XVII столетии региментарём также называли руководителя посполитого рушения, как правило каштеляна или воеводу.
Подсудок (укр. підсудок, польск. podsędek) — старинный малороссийский и польско-литовский земский чин, бывший иногда помощником земского судьи, а иногда вполне заменявший его. Как правило, выбирался из избранных дворянством кандидатов, а в Польше, где более соответствовал земскому судье Российской империи, утверждался королём.
Подча́ший (польск. podczaszy; лат. pocillator, subpincerna) — придворная должность, виночерпий, вначале был помощником и заместителем чашника, а позднее стал более значимым. Обязанностью подчашего было подавать беседующему королю напитки, предварительно их попробовав, и надзирать за напитками за королевским столом. Подчашего пожизненно назначал король.
Коронный трибунал (Трибунал Королевства Польского, Главный коронный трибунал)(пол. Trybunał Koronny) — высшая апелляционная судебная инстанция в Королевстве Польском Речи Посполитой для шляхетских судов, организованный Вольным Сеймом в Варшаве в 1578 г.
Столо́вое име́ние (польск. dobra stołowe) — в Речи Посполитой, переданное в личную собственность монарха государственное имение, обеспечивающее доходом королевский престол. Позже столовые имения были переименованы в «экономии». По-русски также употребляется термин «королевские имения».
Три креста — одна из достопримечательностей Вильнюса; памятник в виде трёх белых бетонных крестов.
Доминиканцы в Белоруссии ― монахи нищенствующего католического ордена братьев-проповедников, обосновавшиеся на территории Белоруссии с XIII века.
Речь Посполи́тая (польск. Rzeczpospolita) — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также частично на территории современных России, Латвии и Молдавии.
Обо́зный — должность в войске Речи Посполитой (в том числе в Великом княжестве Литовском). Великий обозный занимался поиском места для лагеря, его укреплением, расквартировкой войск.
Сарма́тское баро́кко — в терминологии искусствоведа Тамары Габрусь, получившая распространение на территории великого княжества Литовского в конце XVII — начале XVIII веков аскетическая вариация архитектуры барокко, для которой характерны «выразительная массивная пластика форм» и общая ориентация на средневековую традицию.
Королевский замок (польск. Zamek Królewski w Warszawie) — архитектурный и исторический памятник, находящийся в Варшаве, Польша. Памятник национальной культуры. Внесён в Государственный реестр музеев.
Термин
белорусская готика (белор. беларуская готыка) употребляется по отношению к ряду архитектурных сооружений, построенных в XV―XVI веках (преимущественно в первой половине XVI века) в регионах нынешней Белоруссии и восточной Польши. Для белорусской готики характерно гармоничное соединение черт готики и ренессанса, традиций древнерусского монументального зодчества и влияний русско-византийского стиля, что обогатило, придало её памятникам неповторимый колорит и художественную ценность.
Коньсковоля (польск. Końskowola) — село на юго-востоке Польши, между Люблином и Пулавами, недалеко от села Куров; центр Коньсковольской гмины в Пулавском повяте Люблинского воеводства. Коньсковоля расположена на берегу реки Курувка.
Минско-Могилёвский архидиоцез (лат. Archidioecesis Minscensis Latinorum-Mohiloviensis Latinorum, белор. Мінска-Магілёўская архідыяцэзія) — католическая архиепархия в Белоруссии. В Минско-Могилёвскую митрополию входят епархии Витебска, Гродно и Пинска. Кафедральным собором архиепархии является церковь Пресвятой Девы Марии в Минске. Сокафедральный собор — Собор Успения Девы Марии в Могилёве.
Колле́гиум (лат. collegium — «товарищество, содружество») — иезуитское (либо созданное по его образцу) закрытое среднее учебное заведение. Появились в Европе в XVI веке (в Париже с 1563 года). Ранее коллегиумами называли различные объединения (Коллегия), подразделения университетов или средние школы-пансионы.
Кармели́ты — общее название двух католических монашеских орденов и одной конгрегации, придерживающихся духовности монахов-отшельников с горы Кармель.
Земяне — категория военнослужилого населения Польши и Великого княжества Литовского в XVI—XVIII вв.
Польские братья (польск. bracia polscy) — религиозное протестантское движение, начавшееся в 1570-х годах после раскола среди кальвинистов в Польше. Известны также как «польские ариане», в дореволюционной литературе на русском языке за наиболее радикальными течениями движения закрепился термин «полужидовствующие». Из среды польских братьев к концу XVI века выделилось социнианство.