Связанные понятия
Королевский замок (польск. Zamek Królewski w Warszawie) — архитектурный и исторический памятник, находящийся в Варшаве, Польша. Памятник национальной культуры. Внесён в Государственный реестр музеев.
Гора Крестов (лит. Kryžių kalnas) — святыня в Литве, место паломничества. Расположена в 12 километрах от города Шяуляй на дороге Калининград — Рига. Представляет собой холм, по всей видимости, городище, на котором установлено множество крестов. Точное их число неизвестно; сообщалось, что неполные подсчёты 1990-х гг. дали результат около 50 тысяч крестов.
Саксонский дворец (польск. Pałac Saski) – уничтоженный дворец в стиле классицизма, который находился в Варшаве между Саксонским садом и площадью Юзефа Пилсудского.
Костёл (польск. kościół, белор. касцёл, чеш. kostel, сил. Kośćůł, словацк. kostol, укр. костьол, от лат. castellum «укрепление») — слово в польском, украинском, белорусском, чешском, словацком и силезском языках, обозначающее католический храм, в польском языке — также для обозначения в более широком значении христианской церкви как организации (в русском значении Церковь).
Плебания (польск. plebania, белор. плябанія) — двор священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в XVI—XX веках. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Использовались плебании и как своеобразные общественные центры (типография в несвижской плебании, 18 в.). Деревянная жилая застройка выполнялась преимущественно в традициях народного зодчества. Планировка дома обычно 3-камерная, в XIX — нач. XX века более сложной структуры...
Упоминания в литературе
Храм заложили 1 сентября 1913 г. в Аптекарском (ныне Зельевом) переулке села Черкизова. Прежде существовавший храм был маловместителен, поэтому вопрос о строительстве второй церкви стоял давно, но необходимо было собрать сто тысяч рублей. Хотя собрали только пятнадцать тысяч, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) добился разрешения на строительство, и в июле 1913 г. приступили к земляным работам. Первого сентября 1913 г. после литургии пошли с крестным ходом к месту строительства, украшенному зеленью и цветами. Настоятель черкизовского храма отец Иоанн сказал слово и просил богомольцев откликнуться посильной жертвой. После освящения воды и елея епископом были окроплены углубления в земле для
трех крестов , которые тотчас водрузили. Затем было освящено место для главного престола в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, и в каменную нишу положена металлическая доска с надписью, после чего ее закрыли массивным камнем. Затем был положен камень для второго престола во имя святителя Николая.
Согласно легенде, император Константин и его мать Елена во время пребывания в Иерусалиме задались целью найти пещеру, в которой было погребено тело Иисуса Христа. На этом месте стоял храм в честь Венеры. По указанию Константина храм срыли и под его фундаментом обнаружили пещеру, а рядом с пещерой –
три креста . Путем положения покойника на крест сразу удалось определить, который из них Животворящий. Крест был разделен на две части: одну оставили в Иерусалиме, вторую увезли в Константинополь.
Справа от лестницы, ведущей к Голгофе, находится галерея. Спустившись с этой галереи вниз, можно попасть в церковь св. Елены (матери равноапостольного Константина Великого). Из этой церкви можно попасть в пещеру Обретения Креста. О событиях, которым посвящены эти места, рассказывает предание. После смерти и воскресения Спасителя прошло время и крест – символ спасения – был, казалось бы, безнадежно утрачен. Христианство восторжествовало лишь в IV веке, при императоре Константине (т. е. спустя три столетия после евангельских событий), и по утраченной святыне оставалось только скорбеть. Однако мать Константина – равноапостольная Елена, посетив Иерусалим, решает найти ее. После долгих поисков, с Божьей помощью, было найдено место, где должен был быть крест Христов. Но в месте этом было обнаружено целых
три креста . Встал вопрос: какой же из них тот самый? Решено было дерзновенное деяние – попытаться оживить с помощью креста покойника, которого как раз проносили мимо места, где проводились раскопки. И Господь не замедлил явить Свое чудо. Когда до покойника дотронулись третьим из найденных крестов, усопший воскрес! Так был обретен утраченный было крест Господень.
Связанные понятия (продолжение)
Высокий рынок , Высокий город, Верхний город (белор. Новае Места, Высокае Места, Высокі Рынак, Верхні Горад) — исторический район Минска, расположенный к югу от Минского замка.
Бернардинцы (польск. Bernardyni, официально Орден братьев меньших, лат. Ordo Fratrum Minorum) — распространенное название обсервантской ветви Францисканцев на территории Восточной Европы, в первую очередь Речи Посполитой и её странах-наследницах: Польше, Украины, Литве, Белоруссии. Лозунг: «Мир и Добро!». Не следует путать бернардинцев-францисканцев с монахами из ордена цистерцианцев, которых в некоторых странах также называют бернардинцами в связи с выдающейся ролью в становлении ордена святого...
Важница , или важня ― строение в городах и некоторых местечках Европы, где взвешивалось привезённое торговцами зерно, измерялись различные товары, предназначенные к продаже.
История Вильнюса , прежней столицы Великого княжества Литовского, Виленской губернии Российской империи, Виленского воеводства предвоенной Польши, Королевства Литва, официальной столицы независимого литовского государства в межвоенный период, столицы марионеточного государства Срединная Литва, столицы Литовской ССР и современной столицы Литвы, насчитывает свыше шести столетий. Исторически является столицей Виленского края.
Магдебургское право было распространено в 1499 г. на г. Минск, который находился в составе Великого княжества Литовского, поскольку в этот период право на самоуправление городов начало своё распространение на всей территории современной Беларуси.
Сарма́тское баро́кко — в терминологии искусствоведа Тамары Габрусь, получившая распространение на территории великого княжества Литовского в конце XVII — начале XVIII веков аскетическая вариация архитектуры барокко, для которой характерны «выразительная массивная пластика форм» и общая ориентация на средневековую традицию.
Коньсковоля (польск. Końskowola) — село на юго-востоке Польши, между Люблином и Пулавами, недалеко от села Куров; центр Коньсковольской гмины в Пулавском повяте Люблинского воеводства. Коньсковоля расположена на берегу реки Курувка.
Даугавпилсская телебашня (телевышка) строилась в 1955—1957 гг. Расположена в районе Новое Строение города Даугавпилс (Латвия).
Лапида́рий (от лат. lapis — камень) — экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах (в том числе надгробиях). Под данное понятие также попадают остатки скульптур и строений, то есть части некогда единого целого (иногда неизвестного происхождения), зачастую выставленные в местах археологических раскопок.
«Никола Можайский » — деревянный образ святителя Николая Чудотворца «Можайского». Долгое время находился на территории Можайского кремля в городе Можайске. В данный момент находится в Третьяковской галерее, Москва.
Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. (по еврейской традиции — 348 год до н. э.) — 70 н. э.) — Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.
Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גת שמנים, гат шманим; арам. ܓܬ ܫܡܢܐ, гат шамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.
О́рден христиа́нских ры́царей (фр. Ordre de la Milice chrétienne) — военный орден, основанный в 1616 году во Франции герцогом Невера и Ретеля, суверенным князем Арша Карлом I Гонзага. Святыми покровителями ордена были Пресвятая Дева Мария и Архангел Михаил. Целью этого военного ордена, опиравшегося на лучших представителей христианского дворянства запада, было возвращение священных христианских мест, которые тогда находились под турецким владычеством. Такое вторичное завоевание можно считать, в определённой...
Двинские или Бори́совы камни (белор. Барысавы камяні) — огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и надписями, находящиеся (находившиеся) преимущественно в бассейне Западной Двины, на севере современной Белоруссии. Надпись на Рогволодовом камне, датированная 1171 годом, позволяет довольно уверенно определить её заказчика как друцкого князя Рогволода Борисовича. Камни, надписи на которых содержат текст «Господи, помоги рабу своему Борису», большинство учёных соотносит с именем...
Подробнее: Борисовы камни
История Константино́поля охватывает период от освящения в 330 году города, ставшего новой столицей Римской империи, до его захвата османами в 1453 году.
Три короны (швед. Tre Kronor) — деревянный замок шведских королей. Он сгорел дотла в 1697 г. вместе с королевской библиотекой и архивами, и на его месте ныне стоит Стокгольмский королевский дворец. Возведение сооружения приписывается Ярлу Биргеру. Имя «Три короны», как полагают, было дано замку во время правления короля Магнуса IV.
Крест Лалибе́лы , или Афро-Айигеба́ (амх. ላሊበላ — пчелы, признающие верховную власть) — подлинная христианская реликвия в эфиопской (абиссинской) православной Церкви, хранящаяся в самом большом скальном Храме Дома Спасителя Мира (Бет Медхане Алем), который находится в городе Лалибела, на севере Эфиопии. Крест представляет собой не только историческую ценность, но эфиопы также приписывают ему целительную силу. По сложившейся многовековой традиции, священник прикладывает Крест к верующим, чтобы благословить...
Призвание первых апостолов (итал. Vocazione dei primi apostoli) — фреска работы Доменико Гирландайо, написанная в период 1481—1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан.
Мемориал в Танненберге (нем. Tannenberg-Denkmal; официальное название Национальный памятник в Танненберге (Tannenberg-Nationaldenkmal)) — сооружение в память о победах Германии в Первой мировой войне в 1914 году, в частности в битве при Танненберге, названной в честь средневековой битвы 1410 года, и битвы при Мазурских озёрах. Воздвигнут в 1924—1927 годах в Восточной Пруссии близ Хоэнштайна (ныне Ольштынек, Польша). Мемориал был взорван сапёрами вермахта в январе 1945 года в связи с приближением...
Солове́цкое восста́ние , или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько лет и завершились лишь...
Ве́нское копьё , или Хофбу́ргское копьё, или Копьё Свято́го Маври́кия — артефакт, который считается оригиналом одного из Орудий Страстей Христовых. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка.
Немецкий угол (нем. Deutsches Eck) — название косы в месте впадения Мозеля в Рейн в Кобленце. В 1897 году на этой косе был возведена монументальная конная статуя кайзера Вильгельма I. Постамент статуи с 1953 по 1990 годы носил название «Мемориала германского единства».
Башкирская стрела — артефакт, стрела на шпиле кирхи церкви Святого Лауренция в коммуне Шварца на земле Тюрингия.
Средневековый Париж являлся одним из крупнейших городов Западной Европы. Его история охватывает периоды правления четырёх королевских династий — Меровингов (V—VIII века), Каролингов (VIII—X века), Капетингов (X—XIV века) и Валуа (XIV—XVI века). Издавна город был разделён на три условные части — остров Ситэ, северное правобережье и южное левобережье, каждая из которых имела свои индивидуальные особенности развития. С северной стороны к средневековому Парижу примыкал холм Монмартр, а с южной — более...
Тамплие́ры (фр. templiers — «храмовники»), также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Christ), Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Temple de Jerusalem), Бедные воины Христа и Храма Соломона (лат. Pauperes commilitones Christi Templique Salomonici) — духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового...
Вели́кий ко́локол Дхаммазе́ди (бирм. ဓမ္မစေတီခေါင်းလောင်းကြီး ) — вероятно, самый крупный колокол, когда-либо созданный руками человека. Он был отлит в 1484 году по приказу Дхаммазеди, короля Хантавади (Пегу) в качестве подарка для пагоды Шведагон в Дагоуне (ныне часть Янгона, столицы Мьянмы).
Глава́ Иоа́нна Предте́чи — голова Иоанна Крестителя, отсечённая по приказу Ирода Антипы из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Глава была закопана Иродиадой в одном из поместий Ирода. По церковному преданию, обретение главы Иоанна Предтечи происходило три раза. Является одной из наиболее почитаемых святынь христианского мира.
Четыре увенчанных мученика (иначе: Четыре венценосных мученика, Четыре коронованных мученика, калька с лат. Sancti Quatour Coronati или итал. Santi Quattro Coronati) — группа раннехристианских мучеников, о почитании которых в Риме известно с IV столетия. Центром их почитания является титулярная церковь Санти-Куаттро-Коронати на холме Целий. Их сложное запутанное житие включило в себя, как минимум, истории трёх различных групп мучеников. Святые почитаются покровителями скульпторов.
Божья Матерь Уолсингемская (англ. Our Lady of Walsingham) — один из титулов Девы Марии, Матери Божьей. В основе культа лежит легенда о явлении Девы во сне саксонской аристократке Ричельдис (Ришельдис) де Фаверше (Richeldis de Faverches) в 1061 году в деревне Уолсингем в Норфолке, Англия. Леди Ричельдис построила Священный Дом (a Holy House), который на протяжении 500 лет оставался святилищем Святой Девы и местом паломничества.
Бания́с (также Панеас, Панеада, Кесария Филиппова, Нерониас) (греч. Πανειάς, араб. بانياس, ивр. בניאס) — древний город в Израиле у подножия горы Хермон, у восточного истока Иордана.
Животворя́щий Кре́ст (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), или И́стинный Крест, или Крест Госпо́день, или Животворящее Дре́во, — крест, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.
Покло́нная гора ́ — срытый пологий холм в Западном Административном округе Москвы, находится между реками Сетунь и Филька. Изначально делилась по оврагу на западную и восточную части. Восточная часть Поклонной горы была срыта в 1950—1960-е годы при строительстве Кутузовского проспекта и жилого квартала от Окружной железной дороги до улицы Генерала Ермолова. Бо́льшая часть западной половины горы была использована в 1980—1990-е годы при устройстве парка Победы — мемориального комплекса в честь победы...
Фонта́н «До́брому ге́нию» — фонтан-памятник в городе Феодосия, открытый в 2004 году ко дню города в память о выдающемся русском художнике Иване Константиновиче Айвазовском, который много сделал для родного города.
Капелла Святой Троицы в восточной части Кентерберийского собора является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она была построена под надзором мастеров-каменщиков Уильяма Сэнса и Вильгельма Английского как место упокоения мощей святого Томаса Бекета. Капелла быстро стала одним из самых популярных мест паломничества в Англии.
Воронежская крепость — военная крепость царства Русского, построенная в 1586 году на берегу реки Воронеж для защиты южных территорий от набегов татар, а также с целью противодействия продвижения на север черкасов. Дала начало городу Воронежу. Утратила своё значение к концу XVII века.
Статуя Роланда — памятник рыцарю с обнажённым мечом (мечом правосудия), символ свободы средневекового города. Статуи Роланда встречаются преимущественно в городах на севере и востоке Германии (Хальберштадт, Галле, Кведлинбург, Хальденслебен), но также в Центральной и Восточной Европе. Несколько экземпляров статуй Роланда установлено в Бразилии и США. Статуи выполнены преимущественно из песчаника и дерева и имеют в высоту от 2,40 до 6 м. Некоторые статуи Роландов были восстановлены в недавнем прошлом...
Сиротская пустынь - одна из четырех пустыней Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря, расположенного в Иловлинском районе Волгоградской области.
Армя́нское копьё — артефакт, претендующий называться «Копьём Лонгина» (Копьём Судьбы), христианская реликвия, которая с XIII века хранится в городе Вагаршапате в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря. До этого копьё находилось в Гегардаванке (в переводе с армянского — Монастырь копья), куда было принесено, по преданию, апостолом Фаддеем. Затем реликвию перенесли в храм в Эчмиадзине. Представители Армянской апостольской церкви не подвергают никаким сомнениям подлинность копья. В ответ на предложение...
Конная статуя Фридриха Великого (нем. Reiterstandbild Friedrichs des Großen) — монументальная скульптура короля Пруссии Фридриха II верхом на коне, установленная на разделительной полосе бульвара Унтер-ден-Линден рядом со Старым дворцом в центре Берлина. Главный труд скульптора Кристиана Даниэля Рауха, одно из выдающихся произведений скульптуры XIX века, ознаменовавшее её переход к реализму. У берлинцев памятник носит ироническое прозвище «Старый Фриц».
Корона Кентерберийского собора является восточным концом Кентерберийского собора, названным в честь отрубленной части головы святого мученика Томаса Бекета, чьи мощи покоятся здесь же.
Галлиполи́йское сиде́ние (Русская армия в Галлиполи, галлиполийцы) — стояние лагерем регулярных частей Русской армии в окрестностях греческого (на то время) города Галлиполи (турецкое название города — Гелиболу). Преимущественно это были части 1-го Армейского корпуса генерала Кутепова. Войска эвакуировались из Крыма в ноябре 1920 года и сохраняли боеспособность до мая 1923 года.
Тружда́ющиеся (др.-греч. κοπιαται, κοπιώντες от др.-греч. κοπιάω — «тяжело трудиться») или Фоссо́ры (лат. fossores) — могильщики, клирики в Христианской церкви, обязанностью которых было подготовка мест для погребения умерших людей.