Исправление имён

Исправление имён, (чжэнмин, кит. 正名 zhèngmíng) — одна из центральных концепций конфуцианской философии, объединяющая принципы гносеологии и аксиологии. Чжэнмин — это императив, утверждающий необходимость правильно выстраивать понятия (мин 名) ради того, чтобы с их помощью самосовершенствоваться и управлять государством.

Основы концепции чжэнмин изложены в «Лунь юй», гл. Цзы Лу:

Концепция чжэнмин находится в оппозиции к даосскому тезису об относительности имянарекания (道可道非常道, см. Дао).

Её обсуждению посвящена 22 глава трактата Сюнь-цзы, некоторые фрагменты Люйши чуньцю и проч. Заинтересованность процессом и следствиями именования возможно имела корни в магических верованиях, где манипуляция именем предполагала влияние на его носителя. На это указывает практика табуирования имён правителей в ранних текстах, а также ритуальное изменение имени покойного, получавшего «посмертное имя» ши 謚 (обсуждается в гл.諡法解 собрания «И Чжоу шу» 逸周書). Не исключено влияние подобных мистических представлений на развитие последующих дискуссий об именах в социальном плане.

Пример доконфуцианской теории имянарекания находится в «Цзо чжуань» (Хуань-гун 桓公, 6-й год), где указывается, что табу на собственные имена использовались в религиозном культе Чжоу. Поэтому летопись называет шесть категорий вещей, которые не использовались в качестве имён (不以國,不以官,不以山川,不以隱疾,不以畜牲,不以器幣), дабы не привести к забвению соответствующих реалий.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я