Связанные понятия
Развивающие игры — игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность. Термин «развивающие игры» может также употребляться для обозначения серий гимнастических упражнений с ребенком младенческого возраста для развития тонуса мышц и общей подготовки.
Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Артпедагогика занимается разработкой теории и практики, обеспечивает разработку теории и практики процесса художественного развития людей, формирует основы культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность. Суть артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии средствами искусства личностей; формировании...
Апофени́я (от др.-греч. ἀποφαίνω «высказываю суждение, делаю явным» ← ἀπο «из-» + φαίνω «представление») — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Термин был введён в 1958 году немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом, который определил его как «немотивированное ви́дение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности» (анормальное сознание значения).
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Взро́слый — человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.
Упоминания в литературе
Существует множество самых разнообразных игр и для большой, и для маленькой компании. Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически, интеллектуально и т. д. Дети, конечно, не задумываются о том, что игры значительно способствуют их развитию и воспитанию. Они просто играют, получая от этого истинное удовольствие и наслаждаясь счастливыми часами детства. Все это просто замечательно и естественно, однако отношение взрослых людей к
детским играм совсем другое.
С самого раннего детства мамы и бабушки играют с детьми в так называемые игры-манипуляции, это пальчиковые игры, игры-потешки, всем они известны: «ладушки-ладушки», «идет коза рогатая», «сорока-сорока». Мама держит малыша за ручки, загибает ему пальчики, машет его ручками – ребенок уже принимает участие в игре, пока еще пассивное. Позже мама проговаривает знакомые слова – ребенок сам выполняет действия. Сюжетно-ролевая игра возникает позже. В процессе игры с игрушками ребенок изучает предметы и действия с ними, он переносит свой еще небольшой жизненный опыт в игры: кукла чистит зубы, умывается, одевается, машинка едет в гараж и т. д. Для формирования навыков ролевой игры требуются определенные умения, развитию которых способствует два вида
детских игр : режиссерская и образно-ролевая. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают режиссерской игрой – в этой игре они обыгрывают наблюдаемые в повседневной жизни сюжеты, а также начинают переносить функции одного предмета на другой, кубик «как будто» становится машинкой, коробка – гаражом. В этом виде игры ребенок приобретает важное умение – видеть целое без составляющих элементов, таким образом он развивает свое воображение. Примерно с 3 лет появляется новый вид игры – образно-ролевая, ребенок начинает имитировать различных сказочных персонажей, животных, людей, и овладевает искусством перевоплощения.
После типовой классификации и обзора
детских игр перейдем теперь к выяснению их значения с физиологической точки зрения. Заметим, что всякая игра есть своего рода работа, хотя не задающаяся какой-либо определенной, практической целью, а детская игра, кроме того, есть подготовительная работа, требующая иногда немало предварительных упражнений, дабы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с пользой и толком приложить эти приемы в практической жизни.
• Ребенок развивается на личном опыте. Хотя
детские игры и научение начинаются с наблюдения за действиями других, надолго сторонним наблюдателем ребенок не останется. Он захочет делать все сам. Пусть ребенок при любой возможности самостоятельно взаимодействует с окружающей средой. Нет такого возраста, в котором играть или учиться слишком рано. Пусть малыш пытается, а вы предоставите ему помощь, когда она необходима.
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Филитисом. Он считал, что ошибочна пользовавшаяся большой популярностью теория отдыха, принятая И. Гутс-Мутсом, согласно которой игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, не требующих большой затраты сил упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра – это отдых от серьезной работы, важный для восстановления сил. Н. Филитис отмечает, что И. Гутс-Мутс допустил ошибку, которую часто допускают взрослые, когда судят о
детской игре : психика сложившегося взрослого организма переносится на психику развивающегося организма ребенка.
Связанные понятия (продолжение)
Межкультурная компетенция — это способность успешно общаться с представителями других культур. Эта способность может появиться с молодых лет или может быть развита.
Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Музыкальность — музыкальная одарённость, абсолютный слух, комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала.
Акти́вность (англ. activity; нем. Tätigkeit) — в психологии деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на подви́жный интелле́кт — способность мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта (см. также статью Гибкие навыки); и кристаллизова́вшийся интелле́кт — накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.
Подробнее: Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект
Манчкинство (иногда манчкинизм или манчкиния) — использование внутриигровых правил или ресурсов в ролевой или компьютерной игре не предусмотренным создателями игры образом ради получения явной выгоды.
Игра ́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
Вундеркинды , как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.
Ролева́я игра ́ — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как «дочки-матери», «в магазин», «игра в школу» и пр. Ролевая игра — способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков.
Высокая теория воспитания (ВТВ) — устоявшийся термин для обозначения теории воспитания, принятой в Мире Полудня братьев Стругацких. ВТВ не существует в законченном виде, но ряд её положений, предпосылки для её возникновения, ожидаемые трудности с её внедрением сформулированы Борисом Стругацким в offline интервью с Борисом Стругацким.
Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейментом (англ. edutainment), которым означают всевозможные формы образования без принуждения, образовательные развлечения (включая образование посредством развлечения).
Игрушечное оружие — это игрушки, которые имитируют реальное оружие, но предназначено для детей и их игр. Хотя некоторые виды игрушечного оружия могут быть потенциально опасными, как правило такие игрушки не причиняют вреда здоровью.
«Игры и люди » (фр. Les jeux et les hommes) — книга французского писателя, философа и социолога Роже Кайуа о концепции игры, написанная в 1958 году. В этой работе Кайуа рассматривает игру как культурообразующий феномен и анализирует природные мотивы, побуждающие человека к игре. Он дает определение феномену игры и разрабатывает её классификацию. Основу книги составляют критически переосмысленные идеи Йохана Хёйзинги об игровом феномене, а также собственные концепции Кайуа, изложенные в более ранних...
Нооге́н — это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г. П. Щедровицким организационно-деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.).
Социо-игровой подход (наряду со словом «подход» распространены термины «социо-игровой стиль», «методика», «технология», «режиссура урока») предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно внутри каждой из них. Cоцио-игровой подход непосредственно обращён к особым возможностям режиссуры урока, общения и поведения учителя.
Программа-игрушка (англ. software toy, non-game) — интерактивная компьютерная программа, созданная для развлечения и в то же время не являющаяся игрой в классическом её понимании. Программы-игрушки не имеют ни целей, ни достижений, ни условий победы или поражения — пользователь сам придумывает правила игры.
Игровой искусственный интеллект (англ. Game artificial intelligence) — набор программных методик, которые используются в компьютерных играх для создания иллюзии интеллекта в поведении персонажей, управляемых компьютером. Игровой ИИ, помимо методов традиционного искусственного интеллекта, включает также алгоритмы теории управления, робототехники, компьютерной графики и информатики в целом.
До́чки-ма́тери — детская ролевая игра про семейную жизнь. Инициируют и играют преимущественно девочки (в том числе и мужские роли), что, впрочем, не исключает и участия мальчиков. Чёткие правила отсутствуют. Всё построено на первоначальной идее и распределении ролей, которые по ходу игры могут легко меняться. Для игры, как правило, используются куклы и всевозможный детский «инвентарь» — игрушечная посуда, бельё, интерьеры и др.
Тест Тьюринга — эмпирический тест, идея которого была предложена Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные машины и разум», опубликованной в 1950 году в философском журнале Mind. Тьюринг задался целью определить, может ли машина мыслить.
Интеллектуальный взрыв — возможное последствие создания и развития человеком сильного искусственного интеллекта (ИИ), описанное Ирвингом Гудом в 1965 году.
Живой квест — это салонная детективная игра. Участники живого квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель — поиски убийцы, борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели, иногда даже идущие вразрез с общей — например, вернуть возлюбленного или узнать о предательстве, восстановить справедливость или, наоборот, замести следы преступления. Наличие нескольких целей...
Педагогика Монтессори , также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори.
Загорский эксперимент (эксперимент «загорской четвёрки») — попытка обучения в высшем учебном заведении (факультете психологии МГУ) четверых молодых людей с полной потерей зрения и слуха, предпринятая в 1970-х годах в СССР. Руководителями эксперимента были И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков.
Игровая активность (игривость) — черта личности, которая позволяет в ролевом конфликте, а также в неопределенных, непредсказуемых, кризисных, маргинальных ситуациях обеспечить максимальную адаптивность при сохранении максимально выраженной индивидуальной идентичности. Это понятие используется в психологии и этологии для описания добровольной деятельности, связанной со стремлением к отдыху и наслаждению, а также с ранним обучением у млекопитающих. Хотя многие понимают, что означает это понятие, даже...
«Вычислительные машины и разум » (англ. Computing Machinery and Intelligence) — основополагающая работа в области искусственного интеллекта, написанная английским учёным Аланом Тьюрингом и опубликованная в 1950 году в журнале «Mind», дающая широкой аудитории представление о том, что в настоящее время называется тестом Тьюринга.
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.
Пальчиковые игры — общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.
Ролевая система — набор правил в ролевых играх (настольных, полигонных, компьютерных), отвечающих за способности персонажей и исход того или иного действия.
Усиление интеллекта (УИ) (англ. Intelligence amplification, Cognitive augmentation, Machine augmented intelligence) — совокупность средств и методов, обеспечивающих максимально возможную производительность интеллекта человека; эффективное использование информационных технологий для усиления человеческого интеллекта. Теория УИ активно разрабатывалась в 1950-е и 1960-е годы пионерами кибернетики и информатики.
Децентрация (от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену + лат. centrum — центр) — характеристика мышления, способность индивида видеть различные точки зрения на объект. Другими словами, объект или явление человек рассматривает не только со своей собственной позиции, но и с позиции другого человека. Термин введен в психологию Жаном Пиаже для описания развития детского мышления. Децентрация является результатом преодоления эгоцентризма мышления и окончательно формируется к возрасту 11-12 лет...
Ку-ку — игра, в которую родители часто играют с малышами. Мама на глазах ребёнка прячется на несколько секунд за какой-нибудь преградой (шкаф, подушка), а затем показывается с восклицанием: «Ку-ку!» Не обязательно прятаться целиком: зачастую лишь закрывают лицо руками. Конечно, играть может не только мама и даже не обязательно человек: нередко прячут, а затем показывают игрушку. Как правило, дети проявляют интерес к игре с нескольких месяцев жизни.
Впервые глобальный метод обучения чтению начал использовать американский нейрофизиолог Гленн Доман. В классической педагогике многих стран, в частности в методиках обучения славянским языкам, широко использовались приёмы обучения чтению через восприятие складов (не путать со слогом), целых слов и предложений. Тем не менее, основателями научно обоснованного метода можно считать нейрофизиолога Гленна Домана - основателя Филадельфийского Института Развития Человеческого Потенциала, а также японского...
Подробнее: Глобальное чтение
Макатон — языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы, которая используется для коммуникации людьми с расстройствами развития учебных навыков. Макатон успешно используется в случаях с аутизмом, синдромом Дауна, для детей с различными психическими расстройствами, а также для детей с нарушениями слуха и дополнительными проблемами.
Метод Домана — серия реабилитационных (методика Домана-Делакато, «паттернинг») и развивающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, разработанных Гленном Доманом и основанным им Институтом Развития Человеческого Потенциала (англ. The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).
Дартмутский семинар — двухмесячный научный семинар по вопросам искусственного интеллекта, проведённый летом 1956 года в Дартмутском колледже.
"В поисках счастья " — это книга, опубликованная в 2002 году Мартином Селигманом. Книга содержит 14 глав, в которых рассматривается: анализ положительных эмоций и методы их закрепления, двойственность человека и влияние характера на чувства, а также реализация положительных качеств в жизни.
Теория эффективного общения Дейла Карнеги — это совокупность идей, положений и высказываний американского лектора и оратора Дейла Карнеги, направленные на то, чтобы помочь людям стать успешными и влиятельными в сфере коммуникаций и общения, избежать конфликтов и обрести уверенность в собственных словах и действиях. Идеи Дейла Карнеги были изложены в таких произведениях автора, как: «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People; 1936), «Как перестать...
Манипуляция (от лат. manipulis — гордость) — это: 1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи; 2) демонстрирование фокусов, основанное преимущественно на ловкости рук, умении отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто; 3) мошенническая подделка, например, с ценными бумагами.
Подробнее: Манипуляторы в бизнесе
Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Мастер : * Проводит основную работу по подготовке и организации игры, включая подбор места (полигона), подготовку правил, раскрутку мероприятия, приглашение и отбор участников, сбор организационных взносов, изготовление или закупку части необходимого инвентаря.
Конструктор — это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей на заказ, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем. Конструкторы используются для построения временных механизмов, а также в качестве детских игрушек.
Нятнам (вьетн. Võ Nhất Nam) — одна из древних оздоровительных и боевых систем, в основе которой лежат дыхательные, статические, динамические упражнения и прикладные тактические приёмы . До недавнего времени система практиковалась внутри родовой традиции, семьи Нго Суан и прочих родственных семей, приближенных к королевскому двору вьетнамских династий на протяжении целого ряда веков, поэтому мало известна широкому кругу исследователей и просто увлеченных людей. Её родина- земли Тяу-хоан и Тяу-ай...
Упоминания в литературе (продолжение)
С. Миллер по-своему представляет «общий знаменатель» всего многообразия игр. Вопреки советам Х. Шлосберга, что совершенно различные типы поведения, скрывающиеся за понятием игры, надо исследовать раздельно, С. Миллер посвятила свою монографию игре как таковой, поместив в единое исследовательское поле спонтанную или «неуместную» активность термитов, пчел и рыб, социальные игры птиц и высших антропоидов, а также
детские игры . С. Миллер не приходит к какому-либо жесткому определению игры, втискивая в его рамки весь разноплановый эмпирический материал: «Исследования уже известного, тренировки в уже освоенном… секс без коитуса, волнение без повода… притворство не ради обмана – все это игра» (Миллер 1999: 291). В этом смысле игра является «парадоксальным поведением». Но, по С. Миллер, парадоксальность эта в наших глазах, так как от действия мы ждем привычного нам результата, а игра никакого результата не предполагает. Игра – это «размышление в действии», когда поведение еще не стало «обтекаемым» и интегрированным в актуальный поведенческий контекст. Игра – это спутник созревания организма (Миллер 1999: 291). В рамках своего понимания «органической» природы игры С. Миллер делает совершенно обоснованное предположение: в игре реализуются неизвестные нам механизмы развития организма, предписанные его видовой программой.
Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Путем организации образовательной работы взрослый может оказать влияние на ее формирование. Ребенок уже в состоянии освоить роль, включающую до десяти игровых действий, отделять себя от роли. Игровые действия он начинает выполнять не ради них самих, а ради игрового смысла, поэтому насыщение роли игровыми действиями позволяет одновременно обогатить смысл
детских игр . С помощью взрослых дошкольники должны освоить разнообразные игровые роли с присущими им игровыми действиями. Только тогда появится возможность разделения игровых и реальных взаимодействий детей.
Сначала
детские игры носят одиночный характер. В них дети обозначают словом отдельные игровые действия, предметы, разыгрывают диалоги с игрушками. Затем игры становятся коллективными. В четырехлетнем возрасте, по данным Р.А. Иванковой, можно наблюдать как одиночные игры, так и игры рядом (28% детей). Для этого возраста характерно кратковременное взаимодействие с партнером (55% детей). К пяти годам все игры становятся коллективными. Кратковременное взаимодействие возникает у 19% детей; устойчивое взаимодействие на основе содержания игры – у 48%, на основе личных симпатий – у 33%.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства (от трех до шести-семи лет),
детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических, до сюжетно-ролевых игр с правилами.
Таким образом, мы приходим к выводу, что игра в детской, еще только начинающейся жизни, способна повлиять на всю будущую жизнь человека. При этом очень важно, насколько серьезно отнесется к игре воспитатель. Поначалу воспитатель должен сам научиться играть, потом он сможет организовать и
детскую игру , а интересная, занимательная игра, как мы уже сказали, сделает ребенка веселым, жизнерадостным, а значит, и счастливым. Поистине, счастливы те дети, которых ведет в самом раннем детстве умный, добрый, изобретательный воспитатель.
Если перевести эти поэтические строки на прозаический язык науки, это означает, что мы – родители и педагоги – должны постоянно совершенствовать свою психологическую культуру – психологические знания и психологическую практику, осуществлять самопроверку, самопознание, самосовершенствование. Как этому учить и детей, показано в книге. Верный и безотказный помощник здесь – творческая
детская игра .
Главной отличительной особенностью
детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные превращения. В игре происходит «оживление» игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или плащ для куколки, скатерть – в парус на лодке, а карандаш – в градусник, флаг, самолетик. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, «создает» новую действительность, отвечающую его интересам и потребностям.
В начале 3-го года жизни в
детских играх появляется сюжетная направленность. «Мама» готовит обед, кормит дочку, укладывает спать, купает ее, выходит с ней на прогулку. Руководство взрослого состоит в том, чтобы поддержать эти игры, одобрить, помочь сделать более содержательными, включать в известный сюжет 2–3 новых эпизода: куклы поехали на прогулку, затем сошли на автобусной остановке и пошли в парк…
Что может быть увлекательнее и интереснее сказочного мира
детских игр , безграничного царства фантазии и веселья, где невозможное возможно, где ты сам себе волшебник и режиссер, где происходят невероятные приключения и чудеса?