Двенадцать аятан

Двенадцать аятан (санскр. आयतन, āyatana IAST) — классификация дхарм по опорам (базам) для сознания путём разделения дхарм на воспринимающие способности и их объекты.

Васубандху даёт следующее определение аятан: «Источник сознания (аятана) означает входная дверь — для сознания и психических явлений. Согласно определению, источники сознания суть то, что вызывает появление дхарм сознания и психики и их развертывание» (перевод В. И. Рудого).

Шести внутренним опорам (адхьятма-аятана) соответствует шесть внешних (бахъя-аятана).

Шесть внутренних опор представляют собой органы (силы) восприятия:

Орган зрения — чакшур-индрия-аятана (cakṣur-indriya-āyatana IAST);

Орган слуха — шротра-индрия-аятана (šrotra-indriya-āyatana IAST);

Орган обоняния — гхрана-индрия-аятана (ghrāṇa-indriya-āyatana IAST);

Орган вкуса — джихва-индрия-аятана (jihvā-indriya-āyatana IAST);

Орган осязания — кая-индрия-аятана (kāya-indriya-āyatana IAST);

Мыслительные способности, сознание — мано-индрия-аятана (mano-indriya-āyatana IAST).Шесть внешних опор соотносятся с типами объектов восприятия:

Видимое (цвет и форма) — рупа-аятана (rūpa-āyatana IAST);

Слышимое (звук) — шабда-аятана (šabda-āyatana IAST);

Обоняемое (запах) — гандха-аятана (gandha-āyatana IAST);

Вкушаемое (вкус) — раса-аятана (rasa-āyatana IAST);

Осязаемое — спраштавья-аятана (spraṣtavya-āyatana IAST);

Нечувственные объекты — дхарма-аятана (dharma-āyatana IAST).

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я