Нияма

санскр. नियम, niyama IAST) — духовные принципы в индийских религиях; «принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы». Вторая ступень йоги.

сутрах» Патанджали приводит пять ниям:

Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Шауча рассматривается на трех уровнях: 1) Чистота тела- это практика крийи, асаны, пранаямы; гигиена, ношение чистой одежды, чистота пищи, поддержание жилища в чистоте и порядке. 2) Чистота речи. Это соблюдение норм языка, хорошая дикция и нравственность высказываний. 3) Чистота мыслей. Это отсутствие отрицательных эмоций, таких как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, вожделение и т.п..

Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.

Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.

Свадхьяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.

ранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.В «Шандилья-упанишаде», «Вараха-упанишаде», «Сиддха-сиддханта паддхати», «Хатха-йога-прадипике» и «Тирумантирам» приводится список из 10 ниям:

Хри — раскаяние.

Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.

Дана — благотворительность.

Астикья — твёрдая вера.

Ишварапуджана — поклонение Богу.

Сиддханта-шравана — изучение священных текстов.

Мати — познание, развитие духовного разума под руководством гуру.

Врата — священные обеты.

Джапа — повторение мантр.

самодисциплина, аскеза, усердие в достижении духовной цели.При традиционном обучении йоге ниямы дает гуру, в зависимости от ситуаций и особенностей развития ученика (индивидуальный подход).

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я