Связанные понятия
Городской голова — выборная должность в Российской империи, доверенное лицо горожан, представлявшее их интересы перед государственными учреждениями, глава городского самоуправления. Учреждена императрицей Екатериной II в 1766 году. Нахождение в должности головы называется «головством». Должность упразднена после Октябрьской революции 1917 года.
Это статья про депутатов городских дум и земских собраний в Российской империи. Другие значения слова см. в статье Гласный (значения).Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались члены городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.
Подробнее: Гласный (политика)
Городская управа — исполнительный орган городской думы в дореволюционной России. Городскую управу возглавлял городской голова, под началом которого было от двух до шести рядовых членов. В Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Риге в управе имелась должность товарища городского головы.
Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.
Подробнее: Земство
Упоминания в литературе
Временное правительство пыталось укрепить свою власть в регионах и расширить свою поддержку, в частности, в крестьянской среде[62]. С этой целью большинство председателей земских управ были назначены комиссарами Временного правительства, а земские органы самоуправления были наделены исполнительной властью и стали представлять интересы Временного правительства. В кратчайшие сроки были подготовлены и приняты новые законы о земском и городском самоуправлении: постановление о выборе городских гласных и об участковых
городских думах , Временные правила о производстве выборов гласных городских дум (15 апреля), Положение о милиции (17 апреля), Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных и Временное положение о волостном земском управлении (21 мая), новые земское и городовое положение (9 июня) и другие законодательные акты.
Городская Дума и управа формально продолжали существовать еще несколько месяцев, пока наконец в сентябре 1918 г. Совет комиссаров Союза коммун Северной области (СКСО) не издал постановление об окончательном их упразднении. В середине октября завершилась ликвидация районных управ и контролировавших их комиссариатов[19]. К этому времени управление местным хозяйством уже полностью сосредоточилось в советских органах. Важно отметить еще одно обстоятельство: избранная в конце 1917 г. большевистская городская Дума была сориентирована на управление хозяйством города, а не на осуществление властных полномочий. Политическая власть в Петрограде распределялась между Петросоветом, ВЦИК и СНК. Такое положение сохранялось в городе до марта 1918 г.
В 1870 г. в России насчитывалось свыше 500 городов, в связи с этим в 1870 г. была создана система городского самоуправления. Регулярно через четыре года в каждом городе избиралась
городская дума , которая формировала городскую управу. Думой и управой руководил Городской голова. Городские власти имели свои управленческие конторы, где работали десятки секретарей, осуществлявших переписку, систематизацию различных документов, организацию работы с ними, их хранение.
Переход власти к Советам по стране осуществлялся постепенно, причем в одних регионах мирным, а в других – насильственным путем. За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы,
городские думы , земства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.
Как по Положению 1864 г., так и по Положению 1870 г. выбор всего состава управ был предоставлен земскому собранию и
городской думе . Однако по Положениям 1890 г. и 1892 г. на должность председателя управы, а в городе на должности городского головы и члена управы могли избираться лица, имеющие право поступления на государственную службу[32]. По Положению 1864 г. правительственными властями утверждались только председатель земской управы, по Положению же 1892 г. – все члены управы; столичные городские головы вообще назначались царем по представлению Министерства внутренних дел, товарищи городских голов и городские головы губернских, областных городов и городов, образующих градоначальства, утверждались министром внутренних дел, головы других городов – губернатором.
Связанные понятия (продолжение)
Городской староста — в Российской империи глава администрации города с упрощённым городским управлением.
Предводитель дворянства — в России до 1917 года важная выборная должность в системе сословного самоуправления дворянства и одновременно в системе местного самоуправления.
Земский участковый начальник — чиновник Российской империи в 1889—1917 годах, сочетающий на территории своего участка (меньшего, чем уезд) административную власть по отношению к крестьянам и их сообществам (сельским обществам и волостям) и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению. В период контрреформ как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Верхними инстанциями по отношению...
Городская реформа 1870 года (реформа городского самоуправления) — одна из либеральных реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась ещё в 1862 году, но император выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.
Московская городская Дума (Мосгордума, МГД) — законодательное собрание города Москвы. Статус и полномочия Мосгордумы определяются Уставом города Москвы, порядок избрания — Избирательным кодексом города. В Мосгордуму VI созыва, полномочия которой действуют с 2014 по 2019 год, вошли 45 депутатов, избранных по одномандатным округам. С 1994 по 2014 год Председателем Мосгордумы был Владимир Платонов, с сентября 2014 года её возглавляет Алексей Шапошников.
Това́рищ мини́стра (или общее това́рищ председа́теля) — государственная должность в Российской империи, равная по полномочиям заместителю министра или председателя. Товарищ министра (председателя) заведовал наиболее важными структурными частями министерства или другого учреждения, выполнял отдельные ответственные поручения.
Уездный съезд — одно из установлений по крестьянским делам Российской империи; административно-судебное учреждение, вышестоящее по отношению к земским начальникам и городским судьям.
Губе́рнские учрежде́ния — совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел — губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом...
Градоначальник — в Российской империи в XIX — начале XX века должностное лицо с правами губернатора, управляющее градоначальством (городом с прилегающими землями), выделенным из губернского подчинения в отдельную административную единицу вследствие его особого значения или географического положения (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Севастополь, Керчь-Еникале, Николаев, Таганрог и др.)
Министерство внутренних дел Российской империи — орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской империи, осуществлявший административно-распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.
Губернский предводитель дворянства — выборный глава дворянства губернии Российской империи. Избирался дворянством губернии на 3 года и служил без вознаграждения, что делало эту должность почетной. Губернский предводитель дворянства, кроме исполнения им собственно дворянских сословных обязанностей, был активно вовлечен в общегосударственную деятельность. Закон предусматривал членство губернского предводителя дворянства во множестве комиссий (преимущественно называвшихся присутствиями), посредством...
Государственный совет (также иногда сокращённо Госсовет) — высшее законосовещательное учреждение при российском императоре в 1810—1906, позднее, в 1906—1917 — законодательный государственный орган, фактически — верхняя палата парламента Российской империи, существовавшая наряду с нижней палатой — Государственной думой.
Присутственное место — государственное учреждение в Российской империи, а также помещение, им занимаемое (приёмная, канцелярия). Слово также начинает входить в современный канцелярский язык для обозначения помещений, которые органы государственной власти и местного самоуправления используют для работы с гражданами.
Волостной суд — внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости.
Испра́вник — глава полиции в уезде в Российской империи, подчиненный губернатору. Также название должности в Дунайских княжествах и в Трансильвании в средние века.
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
Земская реформа — одна из либеральных «великих реформ» Александра II, предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности — земских учреждений или просто земства. Главным актом реформы стало издание 1 января 1864 года Положения о губернских и уездных земских учреждениях.
Объединённое дворянство (то же, что и Съезд уполномоченных губернских дворянских обществ; в перерывах управлялся Постоянным Советом Объединённых дворянских обществ России) — политическая организация сословного дворянства в Российской империи, существовавшая в 1906—1917 годах. В качестве коллективных членов входили губернские дворянские собрания. Организация придерживалась национально-монархических взглядов, отстаивала незыблемость привилегий дворянства и поместного землевладения. В периоды между...
Крестья́нский поземе́льный банк (Крестья́нский банк) — государственное кредитное учреждение, работавшее в 1882—1917 годах в Российской империи. Банк выдавал долгосрочные ссуды крестьянам на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских земель.
Городовые магистраты — в России органы местного самоуправления на уровне города и городской суд в 1724-1727 и в 1743-1778 гг. и только городской суд в 1775-1800 и 1802-1864 гг.
Закон о земстве в Западных губерниях — закон Российской империи (именной Высочайший указ) «О распространении действия Положения о земских учреждениях на Витебскую, Волынскую, Киевскую, Минскую, Могилевскую и Подольскую губернии», принятый 14 марта 1911 года; принятие закона вызвало острый политический кризис. Закон распространял на 6 губерний Западного края Положение о земских учреждениях, с той особенностью, что землевладельцы польского происхождения выделялись в отдельную избирательную курию; тем...
Губернский архитектор — должность в Российский империи, связанная с осуществлением и регулированием архитектурно-строительной деятельности в губерниях. Существовала с последней четверти XVIII века до ликвидации государственного аппарата дореволюционной России.
Совет министров Российской империи — высший исполнительный орган власти Российской империи, созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.
Государственный банк Российской империи — центральный банк в дореволюционной России — был учреждён в 1860 году на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Основные положения процедуры реорганизации и устав Государственного банка были утверждены указом Александра II от 31 мая 1860 года, опубликованным 9 июня 1860 года.
Прися́жный пове́ренный — адвокат в Российской империи при окружном суде или судебной палате. Звание существовало в период с 1864 и по 1917 год.
Прогресси́вный блок — объединение депутатских фракций IV Государственной думы и Госсовета Российской империи в годы Первой мировой войны 1914—1918 гг. Образован в августе 1915, когда патриотический подъём первых месяцев войны сменился тревогой, вызванной весенне-летним отступлением русских войск. Состоял преимущественно из представителей парламентских партий прогрессистов, кадетов, октябристов и сблизившихся с октябристами «прогрессивных русских националистов». После Февральской революции лидеры...
Ведомство учреждений императрицы Марии (также четвёртое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Мариинское ведомство, ВуИМ) — ведомство по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведет свою историю от канцелярии императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, которая с 2 мая 1797 приняла в своё ведение московский и петербургский воспитательные дома со всеми их заведениями.
Мирово́й посре́дник — чиновничья должность с 1859 года в Российской империи для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами и надзора за крестьянскими учреждениями. Мировые посредники назначались губернаторами с утверждением сенатом; просуществовали в центральных губерниях до 1867 года, дольше сохранялись в западных губерниях (кроме Витебской, Могилёвской и Минской), а также в закавказских.Апелляционной инстанцией для них являлись уездные съезды, кассационной — губернские по крестьянским...
Полицме́йстер , полицеймейстер (нем. Polizeimeister) — в Российской империи начальник полиции во всех губернских и других крупных городах.
Волостной старшина - выборное старшее должностное лицо волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи.
Мирово́й судья ́ (фр. justice de paix, англ. justice of the peace) — лицо, наделённое полномочиями выполнять функции мировых судов. Мировые суды представляют собой местные юридические органы низшей инстанции, обладающие ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.
Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, состоящий под покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны — общественно-политическая организация, возникшая в августе 1914 года.
Военно-промышленные комитеты (ВПК) — организации российских предпринимателей, созданные с целью мобилизации промышленности для военных нужд, работавшие во время Первой мировой войны.
Купе́чество — полупривилегированное сословие в России в XVIII — начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» — после дворянства и духовенства.
Губе́рния (от губерна́тор, лат. gubernator ← др.-греч. κυβερνήτης «кормчий») — высшая единица административно-территориального деления в России (Русского царства, Российской империи, Российской республике, РСФСР). Глава губернии — губернатор.
Волостной сход — учреждение общественного гражданского самоуправления в Российской империи, собрание выборных представителей купечества, крестьян и должностных лиц волости, созываемое для обсуждения важнейших вопросов местного самоуправления.
Государственное совещание в Москве (Московское государственное совещание) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходил в Москве 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г. Совещание было созвано Временным правительством для информирования граждан России о политической ситуации в стране и объединения поддерживающих его сил среди разных слоёв и групп российского общества.
Прогимна́зия — (от лат. pro — перед и др.-греч. γυμνάσιον gymnasion — школа в Древней Греции) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса (реже — шесть классов) образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный...
Уе́зд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с 1721 года — в Российской империи, с 1918 года — в РСФСР, с декабря 1922 года — в СССР.
Подробнее: Уезды России
Упоминания в литературе (продолжение)
Появление Советов в 1905 г. как особого органа правления на местах ознаменовало переход к качественно новой организации органов местного самоуправления. Изначально Советы выполняли функцию организации стачечной борьбы, восстаний против царского правительства. Постепенно Советы принимают на себя функции органов власти на местах (отменяются квартирная плата, налоги и сборы, вводится восьмичасовой рабочий день). Решением Советов распускались
городские думы и управы, которые противопоставлялись им. В их обязанности входило проведение на местах мероприятий, которые были запланированы центральными партийными органами. Все решения Советы принимали, исходя из партийной целесообразности.
Коснулись реформы и городской жизни. С 1870 г. органы самоуправления стали формироваться и в городах. Они ведали в основном хозяйственной жизнью. Орган самоуправления получил название
городской думы , которая формировала управу. Во главе думы и исполнительного органа стоял городской голова. Сама же дума избиралась городскими избирателями, которые формировались в соответствии с социальным и имущественным цензом.
На местах не знали, как соподчиняются между собой вновь возникшие органы и губернская администрация. Так, председатель пермской губернской земской управы Е. Д. Калугин вынужден был обращаться за разъяснением по этому вопросу в Министерство внутренних дел[14]. Уральские кадеты, опасаясь дальнейшего развития революционной стихии, отстаивали идею сохранения прежней системы местного самоуправления. На частном совещании гласных Екатеринбургской
городской думы с представителями союза земств и городов 3 марта 1917 г. при обсуждении вопроса об организации новой власти лидер кадетского комитета Л. А. Кроль, известный как сторонник левого крыла партии, заявил, что он против устранения прежних властей: «Они должны служить новому правительству… до будущих выборов»[15]. Однако кадеты просчитались. Свержение самодержавной власти вовсе не означало автоматического перехода ее в руки думской оппозиции. Критика Думы, как и верховной власти, широко поставленная в устной и печатной либеральной и леворадикальной пропаганде, сыграла двойственную роль. Приняв факт отречения монарших особ от престола, и связав его с давлением снизу, общество посчитало возможным создание власти, идущей от него самого, отражающей его природу и потребности. Это вызвало активизацию общественно-политической жизни в крае, создание новых органов управления.
Для контроля за законностью деятельности органов общественного самоуправления были сформированы губернские по земским и городским делам присутствия в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. и Городовым положением 1892 г. Названные присутствия обладали полномочиями по рассмотрению жалоб на постановления и распоряжения уездных и губернских земских собраний,
городских дум , уездных, городских и губернских управ. Им было вверено право самостоятельно отменять данные постановления и распоряжения, противоречащие закону или вынесенные с нарушением компетенции, пределов власти или порядка действия земских учреждений. В случае несоответствия решений общественного управления государственным пользам и нуждам, то есть по причине их нецелесообразности, губернатор (по должности председатель губернского присутствия) мог представить их на рассмотрение присутствия, которое могло либо привести его в исполнение, либо представить его на рассмотрение в Государственную Думу[113].
8. Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало Земская реформа 1864 г. и Городская реформа 1870 г. Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 г. создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 г., органами городского самоуправления были
городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 г. не была проведена в жизнь.
29 августа 1917 года на имя А.Н. Русанова поступила телеграмма за подписью председателя правительства А.Ф. Керенского о попытке мятежа генерала Л.Г. Корнилова с предложением поддержать Временное правительство. В тот же день состоялось расширенное заседание Владивостокского Совета с участием членов областного Совета крестьянских депутатов, представителей
городской думы и управы, общественных организаций, на котором было одобрено предложение о переходе всей политической власти в городе и его окрестностях к Советам.
Федеральный закон «Об общих принципах…» содержит характеристику законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, которую воспроизводят в своих Основных законах все субъекты РФ, как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти. Характеристика «высший» указывает на место соответствующего органа в системе органов государственной власти и его способности и возможности оказывать влияние на весь государственный аппарат субъекта РФ. Характеристика «единственный» означает, что исключается выполнение законодательной функции иными органами. Характеристика «постоянно действующий» означает осуществление полномочий законодательным (представительным) органом субъекта РФ в течение всего времени с момента создания такого органа до прекращения полномочий в порядке, установленном законом. Характеристика «постоянно действующий орган» имеет различные модификации в законодательстве субъектов РФ: все депутаты работают на постоянной основе; только часть депутатов (различные пропорции) работает на постоянной основе, а остальные депутаты – на непостоянной основе. Так, в Законе города Москвы от 13.07.1994 № 14–60 (ред. от 16.07.2014) «О статусе депутата Московской
городской Думы » установлено, что депутат Думы осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. При этом Председатель Думы, заместители Председателя Думы, а также по решению Думы руководители постоянных структурных подразделений Думы осуществляют свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе. Наконец, депутат Думы, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата Думы, со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями члена Совета Федерации осуществляет полномочия депутата Думы без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации. Подобного рода разнообразие предусмотрено законодательством и других субъектов Федерации.
В отношении порядка назначения (избрания) на должность мировых судей в ст. 6 Закона о мировых судьях предусмотрено, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Также в качестве примера следует отметить, что мировые судьи г. Москвы назначаются на должность Московской
городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении ККС г. Москвы (ст. 7 Закона г. Москвы о мировых судьях). Мировые судьи г. Санкт-Петербурга аналогично назначаются на должность Законодательным Собранием г. Санкт-Петербурга при наличии рекомендации ККС г. Санкт-Петербурга, но порядок представления кандидатов на должность мирового судьи устанавливается постановлением Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга (ст. 5 Закона г. Санкт-Петербурга о мировых судьях).
Очередным раундом борьбы между социалистами и мусульманским крылом стали перевыборы в
городскую думу . Желая значительно увеличить свою электоральную базу на предстоящих выборах, социалисты потребовали присоединить к городу промысловые районы. Против этого выступил Комитет бакинских мусульманских общественных организаций, потребовавший создания особого самоуправления или земства из промысловых районов с включением в него всех 33 селений Бакинского градоначальства. Создание подобной административной единицы позволило бы лидерам мусульманских организаций взять под свой полный контроль рабочих-мусульман и избавиться от навязчивой конкуренции социалистов. Особый закавказский комитет под сильным давлением противоборствующих сторон вынужден был принять компромиссное решение: присоединить промысловые районы к Баку, однако выборы в думу проводить без них. Это небольшое достижение лидеры мусульманского комитета смогли оценить в полной мере в ноябре 1917 года, в период острой борьбы с большевиками.
Петроградский городской голова и председатель
городской думы вручили Керенскому постановление городской думы с требованием удаления пом. главнокомандующего Петроградского военного округа Рутенберга. Керенский на постановлении городской думы наложил резолюцию: «Подрыв доверия к органам самоуправления – основе порядка в свободной стране – совершенно недопустим. Назначить особое лицо для немедленного расследования и, если обстоятельства, указанные в резолюции, подтвердятся, замешанных лиц устранить. Штабу Петроградского военного округа предложить оказывать содействие городскому самоуправлению в лице городского головы, отнюдь не вмешиваясь в существо распоряжений». Расследование возложено на присяжного поверенного М. Беренштама.
После 1888 года местная жизнь на Северном Кавказе, в эпоху реакции, была «совершенно придушена первобытным военно-казацким режимом». Всем управляла казацкая знать, при этом наблюдалось бесправие горцев и иногородних. В трудах комиссии, созданной Владикавказской
городской Думой для расследования грабежей и разбоев, одной из причин не спокойной обстановки называлось отсутствие местного самоуправления. На одном из заседаний Думы отмечалось: «Никаких забот о народном образовании, здравии и охране имущества населения, проведения горных дорог и вообще поднятия экономического благосостояния населения – казачья администрация не проявляет»373.
После 1888 года местная жизнь на Северном Кавказе, в эпоху реакции, была «совершенно придушена первобытным военно-казацким режимом». Всем управляла казацкая знать, при этом наблюдалось бесправие горцев и иногородних. В трудах комиссии, созданной Владикавказской
городской Думой для расследования грабежей и разбоев, одной из причин не спокойной обстановки называлось отсутствие местного самоуправления. На одном из заседаний Думы отмечалось: «Никаких забот о народном образовании, здравии и охране имущества населения, проведения горных дорог и вообще поднятия экономического благосостояния населения – казачья администрация не проявляет»447.
Представительные органы местного самоуправления административных центров субъектов Российской Федерации: совет городского округа «Город Грозный» (100 процентов мандатов), Дума города Иркутска (91,43 процента мандатов), собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (88,57 процента мандатов),
городская дума муниципального образования «Город Салехард» (85,00 процента мандатов), Курганская городская дума (84 процента мандатов), городской совет города Магаса (71,42 процента мандатов), Архангельский городской совет депутатов (70 процентов мандатов), совет городского округа «Город Нарьян-Мар» (66,67 процента мандатов), Благовещенская городская дума (63,33 процента мандатов), городское собрание городского округа «Город Южно-Сахалинск» (46,15 процента мандатов).
Ультиматум опирался на угрозу вооруженного свержения власти большевиков. Она исходила как со стороны Керенского, который 26 октября отдал приказ о походе на Петроград войск 3-го конного корпуса под командованием генерала П. Н. Краснова, так и со стороны «Комитета спасения родины и революции». В него вошли представители ушедших со II съезда Советов фракций, ВЦИКа старого состава, Петроградской
городской думы , Викжеля и других антибольшевистских сил. Председателем комитета был один из лидеров партии эсеров Гоц.