Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)

А. Н. Борисов, 2008

В книге подробно рассмотрены вопросы правового регулирования статуса судей (применительно к судам каждого вида): требования к судье и кандидату в судьи, порядок наделения судейскими полномочиями и их срок, приостановление и прекращение полномочий, отставка судьи, гарантии независимости судьи, дисциплинарная ответственность, неприкосновенность судей, материальное обеспечение и социальная защита. Нормы Закона проанализированы в их взаимосвязи с положениями ряда законодательных актов – о судебной системе, Конституционном Суде РФ, судоустройстве, об арбитражных судах, о военных судах, мировых судьях, об органах судейского сообщества и т.д. Использованы законы городов Москвы и Санкт-Петербурга об уставных судах и о мировых судьях. Приведены правовые позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также Высшей квалификационной коллегии судей и Совета судей России. Книга предназначена, прежде всего для правоприменителей – судей, работников аппаратов судов; она также будет полезна всем, кто интересуется вопросами регламентации статуса судей.

Оглавление

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

cite1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

cite2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

cite3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

cite4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

cite5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

cite6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

citeСудья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

cite7. Исключен.

cite8. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

1. В статье 164 Конституции РСФСР устанавливалось, что все суды образуются на началах выборности судей и народных заседателей, а также определялись правила избрания судей соответствующих судов. На основании данных конституционных норм порядок выборов судей и народных заседателей был определен в ст. 10 Закона СССР о статусе судей и ст. 74 Закона РСФСР о судоустройстве, а также в Законе РСФСР от 8 июля 1981 г. «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР»[60]. Комментируемая статья в первоначальной редакции (п. 1) также устанавливала, что судьи в России избираются в установленном законом порядке из числа кандидатов на соответствующие судебные должности.

При этом в статье было определено:

судьи ВС РФ, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, а также военных судов избираются Верховным Советом РФ по представлению Председателя Верховного Совета РФ (п. 2);

судьи судов автономной области и автономных округов избираются советами народных депутатов автономной области и автономных округов соответственно по представлению председателей судов автономной области и автономных округов (п. 3);

судьи районных (городских) судов избираются краевыми, областными, Московским и Санкт-Петербургским городскими советами народных депутатов, советами народных депутатов автономной области и автономных округов по представлению соответственно председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, председателей судов автономной области и автономных округов (п. 4);

судьи судов республик в составе России наделяются полномочиями в порядке, предусмотренном законодательными актами этих республик (п. 5).

С принятием Конституции РФ в ч. 1 ее ст. 128 установлено, что судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Соответственно, в п. «е» ст. 83 Конституции РФ закреплено полномочие Президента РФ по представлению Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, а в п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ — полномочие Совета Федерации по назначению на должность судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ. Согласно ч. 2 ст. 128 Конституции РФ судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом (соответствующее полномочие Президента РФ также закреплено в п. «е» ст. 83 Конституции РФ).

В связи с изменением Конституцией РФ порядка наделения полномочиями судей федеральных судов — введение назначения судей вместо их выборов — в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 из комментируемой статьи были исключены п. 3 и 4, а также пункт, который был включен Законом РФ от 14 апреля 1993 г. № 4791-1 и которым устанавливалось, что при решении вопроса об избрании судьи в соответствующий Совет народных депутатов представляется заключение органа юстиции о кандидате в судьи.

Однако полностью в соответствие с Конституцией РФ комментируемая статья приведена лишь с принятием Федерального закона от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ, которым данная статья полностью изложена в новой редакции, действующей с отдельными изменениями и в настоящее время. Позднее порядок наделения полномочиями как судей, так и председателей, заместителей председателей судов был определен в ст. 13 Закона о судебной системе (при этом в части порядка наделения полномочиями судей в указанной статье были закреплены положения, аналогичные положениям комментируемой статьи в ред. Закона от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ).

В свою очередь, с принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ в комментируемую статью внесены отдельные изменения в части порядка наделения полномочиями судей (эти изменения рассмотрены ниже), а сам комментируемый Закон дополнен новой ст. 6.1, определяющей порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов. Соответственно, одновременно с Законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ принят Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, в соответствии с которым изложена полностью в новой редакции ст. 13 Закона о судебной системе. В результате внесенных изменений ч. 2 ст. 13 Закона о судебной системе содержит указание на то, что порядок наделения полномочиями судей всех (за исключением КС РФ) федеральных судов России (как и председателей (заместителей председателей) указанных судов, см. комментарий к ст. 61 Закона) устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей, т.е. комментируемым Законом.

В части определения порядка наделениями полномочиями судей КС РФ норма ч. 1 ст. 13 Закона о судебной системе (в ред. Закона от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ) отсылает к Закону о КС РФ, т.е. к специальному законодательному акту, причем имеющему большую юридическую силу по сравнению с комментируемым Законом, — федеральному конституционному закону. При этом не вполне понятна причина, по которой аналогичная отсылочная норма не закреплена в комментируемой статье; норма п. 1 ст. 61 комментируемого Закона вслед за нормой ч. 1 ст. 13 Закона о судебной системе в части определения порядка наделениями полномочиями Председателя КС РФ и его заместителя такую отсылку содержит.

Порядок назначения на должность судьи КС РФ определен в ст. 9 Закона о КС РФ:

предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями;

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи КС РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ;

каждый судья КС РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи КС РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации;

в случае выбытия судьи из состава КС РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

В отношении наделения полномочиями судей ВС РФ и ВАС РФ норма п. 1 комментируемой статьи, воспроизводя положение ч. 1 ст. 128 Конституции РФ о том, что судьи указанных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, также устанавливает, что представление Президента РФ вносится с учетом мнения соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ. В силу нормы п. 6 комментируемой статьи для назначения судей ВС РФ и ВАС РФ необходимо наличие положительного заключения ВККС РФ, которое представляется соответственно Председателю ВС РФ или Председателю ВАС РФ (см. ниже).

Следует отметить, что в части порядка наделения полномочиями судей ВАС РФ норма п. 1 комментируемой статьи дублирует соответствующее положение ч. 1 ст. 8 Закона об арбитражных судах. В отношении же порядка наделения полномочиями судей ВС РФ норма п. 1 комментируемой статьи имеет прямое действие до принятия предусмотренного в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ (как и в ч. 6 ст. 19 Закона о судебной системе) федерального конституционного закона, устанавливающего полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ, т.е. федерального конституционного закона о федеральных судах общей юрисдикции.

Порядок назначения Советом Федерации на должность судей КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ (как и судей Экономического суда Содружества Независимых Государств) детализирован в положениях гл. 24 Регламента Совета Федерации.

2 — 4. В нормах п. 2 — 4 комментируемой статьи определен порядок наделениями полномочий судей всех федеральных судов, за исключением КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ. Данные нормы, основанные на положениях п. «е» ст. 83 и ч. 2 ст. 128 Конституции РФ (судьи федеральных судов, за исключением КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом), по сути, определяют один и тот же порядок назначения судей указанных судов: судьи федеральных судов общей юрисдикции (за исключением ВС РФ), в том числе военных судов, назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, судьи арбитражных судов (за исключением ВАС РФ) назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ.

В ранее действовавшей редакции п. 3 комментируемой статьи предусматривалось, что судьи федеральных судов общей юрисдикции (за исключением ВС РФ и военных судов) и арбитражных судов (за исключением ВАС РФ и федеральных арбитражных судов округов) назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ (при этом, как следовало из правовой позиции, выраженной КС РФ в Определении от 27 октября 2000 г. № 217-О[61], такое согласование не было обязательным ни для Председателя ВС РФ или Председателя ВАС РФ, ни для Президента РФ). Однако Законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ положение о необходимости учета мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ при назначении судей указанных судов из п. 3 комментируемой статьи исключено. Соответственно, Законом от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, изложившим в новой редакции ст. 13 Закона о судебной системе, в указанной статье не воспроизведены положения, предписывающие учитывать мнение законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ при назначении судей соответствующих судов (как и при назначении председателей и заместителей председателей соответствующих судов, см. комментарий к ст. 61 Закона; кстати, указанная статья предписывала учитывать такое мнение и при назначении судей федеральных арбитражных судов округов).

Данное изменение, связанное с изменением порядка формирования ККС, вступило в силу через 6 месяцев после вступления в силу Закона об органах судейского сообщества, т.е. с 20 сентября 2002 г. Внося рассматриваемое изменение, федеральный законодатель подразумевал, что полномочие субъекта РФ в решении вопросов назначения и освобождения от должности судей будет реализовываться через избираемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ членов ККС. Как отметил КС РФ в Определении от 4 декабря 2003 г. № 428-О[62], отказывая в принятии к рассмотрению жалобы в том числе и на норму п. 3 комментируемой статьи, возможность установления определенных форм участия законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ в формировании судейского корпуса является правом (но не обязанностью) федерального законодателя. Данное право, исходя из положений Конституции РФ, было реализовано им путем принятия Закона о судебной системе, комментируемого Закона, Закона об органах судейского сообщества и других федеральных законов.

Поскольку, как говорилось выше, норма ч. 2 ст. 13 Закона о судебной системе (в ред. Закона от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ) в отношении порядка наделения полномочиями судей федеральных судов России (за исключением КС РФ) отсылает, прежде всего, к федеральным конституционным законам и уже затем к комментируемому Закону, необходимо отметить следующее:

в части порядка назначения судей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ к комментируемому Закону отсылает норма ч. 2 ст. 8 Закона об арбитражных судах (в ред. Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ[63]);

в части порядка назначения судей военных судов к комментируемому Закону отсылает норма ч. 1 ст. 26 Закона о военных судах;

в части порядка назначения судей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов нормы комментируемого Закона имеют прямое действие до принятия предусмотренного в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ (как и в ч. 6 ст. 19 Закона о судебной системе) федерального конституционного закона, устанавливающего полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ, т.е. федерального конституционного закона о федеральных судах общей юрисдикции.

В части порядка наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей норма ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе (в ред. Закона от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ) непосредственно отсылку к комментируемому Закону не содержит. В указанной норме предусмотрено, что порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. Соответственно, комментируемая статья не содержит норм о порядке наделения полномочиями указанных судей, что представляется не вполне понятным, поскольку в п. 10 ст. 6.1 комментируемого Закона закреплена норма о порядке назначения на должность председателей, заместителей председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ (см. комментарий к указанной статье).

В качестве примера следует отметить, что ст. 10 Закона г. Москвы об Уставном суде устанавливает порядок назначения на должность судьи Уставного суда г. Москвы по аналогии с порядком назначения на должность судьи КС РФ (мэр г. Москвы осуществляет отбор кандидатов на должность судьи и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Московской городской Думы; каждый судья Уставного суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием; назначенным на должность судьи Уставного суда считается лицо, получившее большинство голосов от числа избранных депутатов Московской городской Думы). Закон г. Санкт-Петербурга об Уставном суде (ст. 15) предусматривает иной порядок назначения на должность судьи Уставного суда г. Санкт-Петербурга. Так, лицо назначается на должность судьи Уставного суда Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе. Представления на кандидатов на должность судей Уставного суда могут вноситься губернатором г. Санкт-Петербурга и группами депутатов Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга.

В отношении порядка назначения (избрания) на должность мировых судей в ст. 6 Закона о мировых судьях предусмотрено, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Также в качестве примера следует отметить, что мировые судьи г. Москвы назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении ККС г. Москвы (ст. 7 Закона г. Москвы о мировых судьях). Мировые судьи г. Санкт-Петербурга аналогично назначаются на должность Законодательным Собранием г. Санкт-Петербурга при наличии рекомендации ККС г. Санкт-Петербурга, но порядок представления кандидатов на должность мирового судьи устанавливается постановлением Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга (ст. 5 Закона г. Санкт-Петербурга о мировых судьях).

5. В норме п. 5 комментируемой статьи определен порядок назначения Президентом РФ судей федеральных судов и представления Президентом РФ кандидатов в судьи ВС РФ и ВАС РФ для назначения Совету Федерации (порядок представления Президентом РФ кандидатов в судьи КС РФ для назначения Совету Федерации определен в ст. 9 Закона о КС РФ, см. выше):

по получении необходимых материалов (представления Председателя ВС РФ или Председателя ВАС РФ и положительного заключения ВККС РФ или ККС субъекта РФ) Президент РФ назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи ВС РФ и ВАС РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. До внесения изменений Законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ было указано, что «сообщает»;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

60

Ведомости ВС РСФСР. 1981. № 28. Ст. 977.

61

Вестник КС РФ. 2001. № 2.

62

Вестник КС РФ. 2004. № 3.

63

СЗ РФ. 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2699.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я