Связанные понятия
Попечитель — лицо, заботящееся об интересах, нуждах или потребностях другого лица или организации.
Земский участковый начальник — чиновник Российской империи в 1889—1917 годах, сочетающий на территории своего участка (меньшего, чем уезд) административную власть по отношению к крестьянам и их сообществам (сельским обществам и волостям) и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению. В период контрреформ как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Верхними инстанциями по отношению...
Это статья про депутатов городских дум и земских собраний в Российской империи. Другие значения слова см. в статье Гласный (значения).Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались члены городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.
Подробнее: Гласный (политика)
Това́рищ мини́стра (или общее това́рищ председа́теля) — государственная должность в Российской империи, равная по полномочиям заместителю министра или председателя. Товарищ министра (председателя) заведовал наиболее важными структурными частями министерства или другого учреждения, выполнял отдельные ответственные поручения.
Уездный съезд — одно из установлений по крестьянским делам Российской империи; административно-судебное учреждение, вышестоящее по отношению к земским начальникам и городским судьям.
Упоминания в литературе
Труд Н. Бергасса состоял из двух частей: в первой части Н. Бергасс критиковал, опираясь на наказы, имеющуюся судебную организацию; во второй части – предложил новую организацию правосудия. Предполагая, что деление королевства на провинции будет сохраняться и впредь, Н. Бергасс предложил установить в каждом из них суд, своего рода разновидность парламента. Провинции разделить на кантоны, в каждом из которых должен заседать
мировой судья с двумя асессорами, чтобы судить в маловажных делах и примирять тяжбы, возникающие в семьях. Суды второй инстанции должны стать посредниками между судом провинции и мировым судьей. Экстраординарные суды должны быть отменены, за исключением коммерческих и морских трибуналов. Три кандидата в судьи избираются выборной коллегией, однако король имеет право из трех кандидатов выбрать одного для должности судьи. Судей морских и коммерческих трибуналов должны выбирать капитаны и торговцы. Судьи «по причине объема знаний, к несчастью, весьма обширного, который данная функция предполагает»[187], должны назначаться пожизненно, но желательно полномочия судьи подтверждать через определенный промежуток времени, поскольку «мало оснований опасаться, что судья, имеющий хорошую оценку в глазах окружающих, рискует потерять свое место, народ заинтересован в том, чтобы сохранить такого судью»[188]. Следствие и дебаты ввести публичные, как в области гражданских, так и в области уголовных дел. Декрет о взятии под стражу должны выносить трое судей. Всякий обвиняемый может объявляться виновным только своими пэрами, присяжными.[189]
Но утверждение уже выработанных Уставов едва не было остановлено запиской, поданной царю в октябре 1864 года председателем Государственного совета князем П. П. Гагариным, который предлагал ввести повсеместно в действие положение о
мировых судьях «с соединением этой должности с существующей тогда должностью мировых посредников по освобождению крестьян». Князь высказался за подчинение будущих мировых судей одновременно Министерству юстиции (по делам судебным) и Министерству внутренних дел (по делам о заведовании крестьянским управлением). Д. Н. Замятнин воспротивился самым решительным образом. В своем докладе Совету министров 5 ноября 1864 года он доказывал, что характер деятельности мировых судей и мировых посредников различный. Мировой судья отвечает за свои действия только перед судом, а мировой посредник – перед административной властью, и, таким образом, «пришлось бы нарушить первую статью основных положений реформы, в силу коей власть судебная отделяется от исполнительной и административной». Замятнин предупреждал, что предложение Гагарина в конце концов может привести к тому, что «придется задержать введение всей судебной реформы». Гагаринская трактовка роли мировых судей «не прошла».
Штат делится на графства. В каждом графстве назначаются должностные лица, называемые
мировыми судьями , обычно числом от восьми до тридцати или сорока человек в зависимости от размера графства, из самых рассудительных и честных жителей. Они выдвигаются своими согражданами, но получают назначение от губернатора и работают без вознаграждения. Эти должностные лица осуществляют как уголовную, так и гражданскую юрисдикцию. Если стоящий перед ними вопрос является только вопросом права, они решают его самостоятельно; но если это вопрос установления самого факта или смешанный вопрос, требующий установления факта и применения права, он должен быть передан жюри присяжных.
Так, в соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 31 мая 2000 г. № 15 «О
мировых судьях в городе Москве», мировым судьям, назначаемым на должность впервые, срок полномочий устанавливается на три года. Через три года после наделения мирового судьи полномочиями, срок пребывания в должности истечет, и мировой судья должен будет либо выйти в отставку, либо подать заявление на наделение полномочиями повторно. При этом мировой судья подчиняется не федеральному закону, так как трехлетний срок полномочий мирового судьи г. Москвы либо какого-либо иного субъекта Федерации он не устанавливает. В приведенном примере мировой судья судебного участка г. Москвы подчиняется Закону г. Москвы от 31 мая 2000 г. № 15 «О мировых судьях в городе Москве», который является не ФЗ, а законом субъекта Федерации. Поэтому фактически на текущий момент нельзя вести речь о таком принципе, как «принцип независимости судей и подчинения его только федеральному закону» в его формулировке рядом авторов. Судьи подчиняются не только федеральному закону, поэтому рассматриваемый принцип должен формулироваться как «принцип независимости судей». Поэтому в своей позиции по рассматриваемому вопросу необходимо присоединяться к процессуалистам, именно таким образом подходящим к формулировке рассматриваемого принципа гражданского процесса.
Фундаментальные принципы англо-саксонской системы правосудия по административным спорам являются отражением общих начал английского права: суд – суверенный хранитель закона и свободы граждан, господство судебного прецедента, отсутствие деления права на частное и публичное, и, как следствие, равенство правового статуса частных лиц и государства[93], слабое развитие административного права как отрасли законодательства. Сформировавшаяся XVII в. административная и судебная власть сосредоточивалась на местном уровне в руках одних и тех же учреждений–
мировых судей и их съездов, контроль за их деятельностью осуществлялся в центре Вестминстерскими судами. Королевская власть была ограничена властью Парламента. Это не позволило монарху добиться свободы своих действий и создать собственные органы юстиции, как это произошло во Франции, где в эпоху абсолютизма суверенная королевская власть сама разрешала споры, затрагивающие ее интересы. По этим причинам «в Англии вопрос об административной юстиции не мог возникнуть в том виде, как он поставлен во Франции»[94]. Вместе с тем, именно Англия признана родоначальницей института судебного разрешения правовых споров граждан о законности административных актов. Эта традиция была воспринята государственным механизмом США, где доктрина судебного верховенства является одной из наиболее ценных особенностей правительственной системы[95] и закреплена в разд. 2 ст. III Конституции США[96].
Связанные понятия (продолжение)
Прися́жный пове́ренный — адвокат в Российской империи при окружном суде или судебной палате. Звание существовало в период с 1864 и по 1917 год.
Волостной суд — внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости.
Вице-губернатор (нем. Vizegouverneur, англ. Deputy Governor), также лейтена́нт-губерна́тор (англ. Lieutenant Governor) — должность заместителя губернатора, и должностное лицо ее занимающее.
Предводитель дворянства — в России до 1917 года важная выборная должность в системе сословного самоуправления дворянства и одновременно в системе местного самоуправления.
Мирово́й посре́дник — чиновничья должность с 1859 года в Российской империи для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами и надзора за крестьянскими учреждениями. Мировые посредники назначались губернаторами с утверждением сенатом; просуществовали в центральных губерниях до 1867 года, дольше сохранялись в западных губерниях (кроме Витебской, Могилёвской и Минской), а также в закавказских.Апелляционной инстанцией для них являлись уездные съезды, кассационной — губернские по крестьянским...
Совестный суд — губернский суд в Российской империи, созданный по инициативе Екатерины II в 1775 году для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости». От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной...
Городской голова — выборная должность в Российской империи, доверенное лицо горожан, представлявшее их интересы перед государственными учреждениями, глава городского самоуправления. Учреждена императрицей Екатериной II в 1766 году. Нахождение в должности головы называется «головством». Должность упразднена после Октябрьской революции 1917 года.
Министерство внутренних дел Российской империи — орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской империи, осуществлявший административно-распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.
Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.
Подробнее: Земство
Городской староста — в Российской империи глава администрации города с упрощённым городским управлением.
Городская дума — представительный орган власти в городах Российской империи, а также представительный орган местного самоуправления в современных российских городах и в городах республиканского подчинения Латвии, а до вступления в силу нового административно-территориального деления в 2009 году — во всех городах Латвии.
Губернский предводитель дворянства — выборный глава дворянства губернии Российской империи. Избирался дворянством губернии на 3 года и служил без вознаграждения, что делало эту должность почетной. Губернский предводитель дворянства, кроме исполнения им собственно дворянских сословных обязанностей, был активно вовлечен в общегосударственную деятельность. Закон предусматривал членство губернского предводителя дворянства во множестве комиссий (преимущественно называвшихся присутствиями), посредством...
Столонача́льник (дословно чиновник стола) — в 1811—1917 должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Как правило, он был чиновником VII класса (надворным советником). Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие».
Городовые магистраты — в России органы местного самоуправления на уровне города и городской суд в 1724-1727 и в 1743-1778 гг. и только городской суд в 1775-1800 и 1802-1864 гг.
Адвокатура (лат. advocatus, что значит призванный) — социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде любыми законными способами.
Частный поверенный — представитель по гражданским делам и защитник по уголовным делам. Частные поверенные появились в Российской Империи в соответствии с законом от 25 мая 1874 года. В отличие от присяжных поверенных Ч. п. имели право выступать только в тех судах, от которых получили свидетельство, — разрешение на эту деятельность.
Колле́жский секрета́рь — гражданский чин X класса в Табели о рангах. До 1884 года соответствовал чинам армии штабс-капитана и штабс-ротмистра, флота лейтенанта и казачьих войск подъесаула. После 1884 года чин коллежского секретаря соответствовал чинам армейского и кавалерийского поручика, казачьего сотника и флотского мичмана. Лица, его имеющие, занимали невысокие руководящие должности. Петлицы или погоны чиновника имели три звёздочки диаметром 11,2 мм на одном просвете, там же крепилась эмблемка...
Колле́жский регистра́тор — низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII—XX веков, а также чиновник, обладавший таким чином.
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
Капита́н-испра́вник — полуофициальное название судебных и полицейских должностей Российской империи в 1775—1917 годах.
Губе́рнские учрежде́ния — совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел — губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом...
Юриско́нсульт — работник-правовед (юрист-консультант), более 50% рабочего времени которого занимает консультирование других работников или учредителей организации по тем или иным юридическим вопросам, возникающим в связи с действиями (бездействием) таких работников или учредителей организации, а также иных лиц. Юрисконсульт обеспечивает соблюдение законодательства,- как организацией, так и по отношению к организации со стороны иных участников правоотношений.
Испра́вник — глава полиции в уезде в Российской империи, подчиненный губернатору. Также название должности в Дунайских княжествах и в Трансильвании в средние века.
Попечи́тель уче́бного о́круга — должностное лицо, возглавлявшее в Российской империи учебный округ — территориальную единицу управления учебными заведениями, подведомственными Министерству народного просвещения, в 1803—1917 годах. Должность была введена в 1803 согласно "Предварительным правилам народного просвещения", сформировавшим в России систему учебных округов во главе с университетами. Главной задачей попечителя являлось осуществление связи между университетом и Министерством народного просвещения...
В 1838 году в при Министерстве государственных имуществ Российской империи были учреждены особые палаты государственных имуществ, сначала в виде опыта в четырёх губерниях. В 1843 году учреждены ещё 43 палаты государственных имуществ.
Подробнее: Палата государственных имуществ
Градоначальник — в Российской империи в XIX — начале XX века должностное лицо с правами губернатора, управляющее градоначальством (городом с прилегающими землями), выделенным из губернского подчинения в отдельную административную единицу вследствие его особого значения или географического положения (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Севастополь, Керчь-Еникале, Николаев, Таганрог и др.)
Надво́рный сове́тник — гражданский чин VII класса в Табели о рангах в России. Соответствовал чинам подполковника в армии, войскового старшины у казаков и капитана II ранга. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие». Знаками различия данного чина являлись двухпросветные петлицы, или погоны с тремя звёздами.
Ста́тский сове́тник — штатский (нидерл. staat — государство), гражданский чин 5-го класса в российской Табели о рангах по 1917 год.
Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью.
Полицме́йстер , полицеймейстер (нем. Polizeimeister) — в Российской империи начальник полиции во всех губернских и других крупных городах.
Госуда́рственный контро́ль Российской империи (Государственный контроль Россійской имперіи) — орган Комитета министров Российской империи, осуществлявший контрольно-счётные и наблюдательные функции в области прихода, расхода и хранения капиталов государственного бюджета, а также бюджетов всех министерств и ведомств по отдельности.
Батоннье ́ (фр. le bâtonnier) — во Франции адвокат, стоящий во главе совета корпорации адвокатов при апелляционном суде или суде первой инстанции. Избирается членами корпорации каждые два года.
Политическая структура
Великобритании основана на принципе квази-унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия.
Адвокатура — юридический институт в Российской Империи, известен с XV века как институт поверенных, а также в СССР и России.
Дикасте́рий (греч. δικαστήριον) — суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах.
Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их прав и представление интересов в суде, обладающее полученным в установленном порядке статусом адвоката. Адвокатура как профессия известна с древнейших времён.
Суд прися́жных — институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы пра́ва. Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям, как правило, в тяжких преступлениях в первой инстанции. В некоторых странах, включая Россию, суд присяжных возможен только в уголовном судопроизводстве. В большинстве штатов США (за исключением Орегона и...
Авогадоры (итал. Avogadori) — в Венецианской республике члены особой высшей судебно-административной коллегии, имевшей важное влияние на ход общественных дел и наблюдавшей за исполнением законов.
Гогерихт (нем. Gogericht, также Gohgericht, Gowgericht — от нем. Gericht — суд) — судебное собрание-тинг у жителей раннесредневековой Саксонии, начиная с докаролингского периода.
Декреты о суде — нормативные акты органов советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.
Упоминания в литературе (продолжение)
При установлении редакции этой статьи, Совет вошел в обсуждение особого мнения Сыр-Дарьинского Областного Прокурора, проектирующего для оценки нравственных качеств кандидатов, предназначаемых на должность народного судьи, образование в каждом уезде особых комиссий, под председательством уездного Начальника, из членов: пристава того участка, в пределах коего находится волость, для которой должен быть избран судья, участкового
мирового судьи и податного инспектора, с правом приглашать в свои заседания почетных туземцев или стариков и с обязательством представлять журналы свои Военному Губернатору, который будет иметь возможность избрать достойнейшего на должность судьи. Совет, признавая такую меру вполне целесообразною, тем не менее полагает, что введение в положение о народном суде проектируемого правила не вызывается особенною надобностью, так как и без этого Военные Губернаторы и Начальники уездов всегда будут иметь полную возможность собрать улиц, из коих предполагается учредить комиссию, необходимые сведения о нравственных качествах кандидатов на должность народного судьи.
Этим же законом 25 мая 1874 г. было предоставлено право по делам производившимся у
мировых судей , допускались к ходатайству в качестве поверенных и лица, которые не имели свидетельства (не являлись частными поверенными), «но не более как по трем делам в течение года, в пределах того же мирового округа».
В течение нескольких месяцев после революции декретами о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. и № 2 от 7 марта 1918 г. разрешалось применение судами дореволюционного уголовного законодательства, если оно не отменялось революцией и не противоречило революционной совести. Фактически местные народные суды дореволюционное законодательство не применяли. В исключительных случаях на него ссылались вышестоящие окружные суды, где работали профессиональные юристы. Народные суды резко отрицательно относились к чуждому им царскому законодательству и постановлениям Временного правительства. Еще до Октябрьской революции в Кронштадте, в Выборгском районе Петрограда и других местах народ бойкотировал старый суд и создавал новые революционные суды. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский вынужден был санкционировать эти суды. Рядом с
мировым судьей дела слушали два заседателя – рабочий и солдат.
Высшей судебной инстанцией австралийского штата выступает Верховный суд штата (территории). Через него проходят наиболее серьезные гражданские и уголовные дела. Второй ступенью являются окружные суды присяжных штатов и территорий. Эти суды рассматривают уголовные дела, а также ряд гражданских дел с суммой иска выше определенного предела. Суды штатов и территорий общего судопроизводства (магистраты) являются третьей ступенью в судебной иерархии. Они представлены
мировыми судьями и рассматривают дела, связанные с мелкими правонарушениями, например, с хулиганством и нарушениями правил дорожного движения. Присяжные заседатели не принимают участия в работе этих судов.
Значительное расширение круга субъектов, в отношении которых предусмотрен особый порядок производства по уголовным делам, сужает пределы действия конституционного принципа о равенстве всех граждан перед законом и судом независимо от должностного положения. Усложненная процедура возбуждения уголовного дела ограничивает возможности прокурора по борьбе с преступностью среди должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Конечно, для обеспечения нормального выполнения ими своих служебных обязанностей необходимы исключения из указанного принципа. Однако не следует упускать из виду состояние законности и правопорядка в стране. В настоящее время еще рано говорить о благополучии в этой области, а следовательно, и о целесообразности расширения круга лиц, пользующихся преимуществами перед остальными гражданами. Достаточно, на наш взгляд, ограничить их перечень представителями высшей законодательной и исполнительной власти и судебной системы: членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Председателем Счетной палаты РФ, его заместителями и аудиторами палаты, Уполномоченным по правам человека РФ, действующим Президентом, федеральными и
мировыми судьями и Генеральным прокурором РФ. В отношении остальных право возбуждать уголовные дела следует предоставить соответствующему прокурору не ниже уровня субъекта Федерации. Тем более данное решение эти лица могут обжаловать в суд, т. е. они не лишаются права на судебную защиту.
Несмотря на представленность во властных структурах горцев, в частности чеченцев и осетин, по положению должности пристава и начальника округа не мог занимать представитель коренной национальности, даже при наличии подготовленных кадров из числа военных. Также горцы не могли занимать штатные должности в окружном суде, быть
мировыми судьями , что видно на примере Владикавказского округа. На этот счет, как указывал историк С.Д. Купов, сохранялись подзаконные ограничения220. Сыгравшая позитивную роль практика коренизации управленческой элиты стала вызывать опасения царизма по поводу эффективности административно-полицейских мер и судебных санкций при доминирующей роли горцев во властных структурах. В конце XIX в. власть стала отходить от практики привлечения кавказских народов в административные органы221.
В системе мировых учреждений, как уже было указано, судом второй инстанции являлся съезд
мировых судей , состоящий из всех участковых и почетных мировых судей данного уезда или столичного города.
Правосудие – это деятельность суда и участников судопроизводства, в контексте дела, рассматриваемого в гражданском, арбитражном, уголовном или административном процессе, от первой до последней инстанции включительно. Конституционное правосудие, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации, уникально своей безинстанционностью[31]. Уникален и состав суда и по числу судей и по научному потенциалу судей, причастных к науке. Суд ученых, или, фигурально выражаясь, «научный суд». Нельзя не отметить и того, что в отдельных судах Москвы судья без степени не уступает остепененному. Не случайно в районный суд приходит вчерашний
мировой судья . Недавний районный становится судьей арбитражного суда. Судейство сочетается с преподаванием в вузе. Из любви к искусству, из потребности поделиться пониманием теории через призму опыта, в котором чувствуется стиль, индивидуальность, владение методами решения трудных и почти не поддающихся решению судебных задач.
Р. Г. Мельниченко рассматривает юридическую экспертизу как разновидность казуально-доктринального толкования[91]. Он отмечает тот факт, что в некоторых видах процесса проведение правовой экспертизы уже стало реальностью. Так, при рассмотрении Конституционным Судом РФ некоторых дел, Суд вправе рассмотреть заключения и показания экспертов в области права. Например, по делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации («О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР», «О деятельности КПСС и КП РСФСР») были заслушаны Б. М. Лазарев, А. В. Мицкевич, Ю. П. Еременко[92]. Если возникает потребность у высокопрофессиональной команды юристов, среди которых большинство – это доктора и кандидаты наук[93], в привлечении сведущих лиц, то такая потребность для
мировых судей и федеральных судей районных (городских) судов становится очевидной.
Судебная система Локотского округа имела многоступенчатую структуру. Низшей ступенью были мировые суды при волостных управах, которые разбирали мелкие дела, связанные с взаимной тяжбой, а также дела по обвинению в таких преступлениях, как самогоноварение или хулиганство. Аналогичные дела разбирались районными (уездными) судами. Кроме того, существовали районные мировые суды. Волостные
мировые судьи вели процессы единолично, а мировые суды районов рассматривали дела в составе мирового судьи и двух судебных заседателей. Кандидатуры последних представлялись районными бургомистрами из числа не перегруженных основной работой сотрудников районных или волостных администраций. Судьи районных мировых судов представлялись окружным отделом юстиции, после чего кандидатуру каждого из них утверждал бургомистр соответствующего района[86]. Во главе судебной системы округа стоял окружной суд (председатель – Курятников, секретарь – Васильев), который являлся кассационной инстанцией по отношению к нижестоящим районным судам.
Для начала следует усвоить, что с точки зрения юридической силы решения судебное разбирательство – наиболее действенный способ защиты прав граждан. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее – Закон об обжаловании) устанавливает, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы» (ст. 1). Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов,
мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (см. также ст. 8 Закона об обжаловании). При этом в случае противоречия какого-либо решения или акта органа исполнительной или представительной власти и судебного решения обязательному исполнению подлежит исключительно решение суда; будучи законным, оно является приоритетным перед любым актом. Это само собой разумеющееся положение важно знать, помнить и уметь им пользоваться, особенно на стадии принудительного исполнения решения суда.
Министерство юстиции представляет по этим соображениям в Государственную думу проект преобразования местного суда с сосредоточением судебной власти по делам местной юстиции в руках избираемых населением из своей среды
мировых судей , к компетенции которых будет отнесена значительная часть дел, подчиненных ныне юрисдикции общих судебных установлений, связь с которыми будет поддерживаться образованием для них апелляционной инстанции в виде уездных отделений окружного суда с кассационной инстанцией в лице Правительствующего сената.
Судебная реформа 1864 г. была крупным шагом вперед. В результате этой реформы появились судебные следователи; стала более понятной и доступной система судов; судопроизводство начало осуществляться на принципах гласности и устности, состязательности и признания права на защиту; в судах появились избираемые
мировые судьи и присяжные заседатели, была организована адвокатура. При этом доктрина изначально задумывавшегося прокурорского надзора постепенно давала крен в сторону обвинительной деятельности в уголовном судопроизводстве. В императорской России прокуратура претерпела трансформацию от органа надзора за исполнением законов, как было задумано Петром I, до придатка судов, занимавшегося возбуждением уголовного преследования и поддержанием обвинения.[9]
Составление списков присяжных было возложено в Англии на местные приходские власти, представляющие составленный ими список малому съезду
мировых судей , который по проверке его и исправлении по жалобам препровождает его шерифу, приглашающему, согласно этому списку, по порядку записи имен, надлежащее число присяжных для каждой сессии. Во Франции составление списка возлагалось на кантональную (в Париже – участковую) и затем окружную (arrondissement) комиссии. В Германии составлялся сначала в общинах общий список (Urliste), проверяемый особой выборной комиссией под председательством участкового судьи (Amtsrichter) и уже в качестве предлагательного (Vorschlagsliste) списка препровождаемый в местный суд (Landgericht), где из него после новой проверки и удовлетворения жалоб составляется годовой список (Jahresliste), служащий основанием для избрания по жребию в публичном заседании суда 30 присяжных, входящих в состав так называемого Spruchliste.
Под его руководством готовился проект правил о суде для несовершеннолетних. 3 декабря 1909 года на должность особого судьи по делам несовершеннолетних был избран Н.А. Окунев, имевший более чем двадцатилетний опыт работы и выезжавший ранее за границу для ознакомления с практикой детских судов на Западе. Н.А. Окунев имел статус добавочного
мирового судьи .
Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет наиболее многочисленная и развитая подсистема территориальных судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ. Надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды,
мировые судьи . Их организация и деятельность регулируются федеральными судоустройственными и процессуальными законами. Обширность выполняемой судами общей юрисдикции деятельности по охране прав граждан и интересов юридических лиц отмечалась на VII Всероссийском съезде судей. Так, только за 2007 г. судами общей юрисдикции рассмотрено по первой инстанции свыше 9 млн гражданских дел, около 2 млн уголовных дел и более 5,5 млн дел об административных правонарушениях. Учитывая разносторонний характер деятельности судов общей юрисдикции (осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, рассмотренным по первой и кассационной инстанциям, а также в порядке надзора, разрешение административных дел, а также осуществление различных производств, связанных с проведением судебного контроля за деятельностью органов предварительного следствия), общий объем поступивших в суды общей юрисдикции дел и материалов превысил в 2009 г. 19 млн.
Нотариусы были не единственными лицами, обладавшими правом совершать нотариальные действия. К таковым относились уездные члены окружных судов,
мировые судьи , полицейские чины. Полномочия последних предлагалось толковать ограничительно: «Принимая, однако, во внимание, что органом, специально облеченным властью совершать и свидетельствовать акты, является нотариус, а в случае его отсутствия совершение засвидетельствований лежит на участковом единоличном судье, казалось бы правильным признать, что на полицию означенное право может быть перенесено лишь там, где нет ни нотариусов, ни участковых единоличных судеи»[73].
Председатель в.с.р. назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. По истечении срока полномочий он может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок. Председатель в.с.р. наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет ряд организационно-руководящих функций, в том числе организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда, устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил и осуществляет контроль над их выполнением, созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях; распределяет обязанности между своими заместителями, судьями, вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ представления о квалификационной аттестации судей в.с.р., председателей, заместителей председателей и судей районных судов,
мировых судей , а также о приостановлении или прекращении их полномочий; и др.
Увы, местное самоуправление не получило в рассматриваемый период полного расцвета. Слишком велика была инерция веков самодержавного правления. Не будем забывать – даже территориально земское и городское самоуправление было введено в России главным образом в коренных ее губерниях. Его вплоть до Февральской революции 1917 г. не было в Сибири, Туркестане, на Кавказе. Застряли в царских канцеляриях и идеи либеральных земцев о введении так называемой «мелкой земской единицы», т. е. об утверждении земств в волостях. Таким образом, система земских учреждений оказалась недостроенной в низовом ее звене. В волостях командовали земские начальники, появившиеся здесь в соответствии с Положением 1889 г., установившие надзор над всеми установлениями крестьянских обществ и заменившие собой
мировых судей .
Во-вторых, каждый вид административного производства осуществляется преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Не меняет положения то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты (например,
мировые судьи , рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях).
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избрании) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.
В целях предотвращения злоупотреблений в этой сфере в 1887 г. в Устав гражданского судопроизводства была введена дополнительная статья 1394-1, которая предоставляла право
мировому судье или окружному суду, получившим решение третейского суда, состоявшееся по иску о праве собственности на недвижимое имущество или о праве на владение или пользованием оным, передавать копию этого решения казенной палате, которая, усмотрев, что этим решением установлен переход от одного лица к другому недвижимого имущества во избежание платежа крепостных пошлин, составляла расчет следующих ко взысканию платежей по правилам о порядке взыскания пошлин с имуществ, переходящих безвомездными способами.
М. М. Михеенко выделяет такие виды защиты: а) личную; б) вспомогательную, которую осуществляют представители гражданского истца и гражданского ответчика, а также законные представители; в) должностную, которая возложена законом на государственные органы и лиц, ведущих процесс[43]. Должностная защита – это не что иное, как государственная защита. Указанная М. М. Михеенко вспомогательная защита, может быть не только личной, но и профессиональной, когда она осуществляется адвокатом – представителем потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика. Если подозреваемого (обвиняемого) защищает адвокат, то такая защита также является профессиональной. Согласно ч. 2 ст. 49 УПК по определению или постановлению суда в качестве защитников могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый; при производстве у
мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката. Эти же лица вправе быть представителями потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя, гражданского ответчика (ст. 45, 55 УПК). Полагаю, что защиту, осуществляемую вышеуказанными лицами (кроме адвоката), следует именовать вспомогательной (подсобной, дополнительной).
По Уголовному уложению все преступные деяния группировались в тяжкие преступления, преступления и проступки (ст. 3, 48, 68). Уложение вводилось в действие на территории России поэтапно, однако бо́льшая его часть в силу так и не вступила. Законом от 7 июня 1904 г. введены в действие: глава 1 – частично; главы 3 (о бунте), 4 (о государственной измене); ряд статей глав 5 (о смуте), 7 (о противодействии правосудию), 21 (о подлоге), 37 (о преступных деяниях по службе государственной и общественной). Далее некоторые положения вводились (порой претерпевая изменения, дополнения или исключения) указами от 16 июня 1905 г., от 4 марта 1906 г., законами от 14 марта 1906 г., от 27 марта 1906 г., от 11 июня 1906 г., от 25 декабря 1909 г., от 20 марта 1911 г. В остальном на территории России продолжали действовать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г. и Устав о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями , 1864 г.[31]
при рассмотрении гражданских дел. Гражданские дела в судах первой инстанции согласно ст. 7 ГПК РФ рассматриваются судьями единолично или коллегиально. Дела по жалобам на судебные постановления
мировых судей , не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально. До вступления в законную силу ГПК РФ по определенным категориям дел в коллегиальный состав входили один профессиональный судья и два народных заседателя. В настоящее время институт народных заседателей упразднен, и в коллегиальный состав могут входить только профессиональные судьи, отвечающие требованиям, предусмотренным федеральным российским законодательством.
Однако подобное заявление шло вразрез с идеей отделения суда от администрации, что было сразу отмечено выступавшими.
Мировой судья из Ташкента А.Г. Чагадаев указал, что правящие епископы
Что касается судей городского, районного уровня,
мировых судей , они должны избираться на 5–7-летний срок, на всенародных выборах путем прямого тайного голосования, на альтернативной основе. Отбор кандидатов должен производиться законодательными органами власти субъектов Федерации, с утверждением списков кандидатов в судьи на пленарных заседаниях.
– уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, рассматриваются
мировым судьей . Перечень преступлений, являющихся исключением из этого правила, указан в ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Следует также отметить, что уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично.
В середине XIX в. судебная система Российской империи подверглась реформированию[57]. Судебная реформа обычно трактуется в литературе как самая буржуазная из всех реформ того времени, как самая последовательная и полная[58]. Документами, на основании которых осуществлялась судебная реформа, явились четыре устава: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями .
5. Моторин обратился с заявлением в ГИБДД с просьбой допустить его к сдачи экзамена для получения права управления транспортным средством категории «С». При проверке поданных документов выяснилось, что полгода назад по решению
мирового судьи Моторин был лишен права управления транспортным средством категории «В» сроком на один год. Начальник ГИБДД отказал Мото-рину в допуске к экзаменам.
Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, товарищеский суд), не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и
мировые судьи .
начало течения срока рассмотрения и разрешения гражданских дел, подсудных
мировому судье , в соответствии с ч. 1 указанной статьи определяется днем принятия заявления к производству, а по всем другим делам – днем поступления заявления в суд. При этом в сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел включается срок подготовки дела к судебному разбирательству;
В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный
мировой судья . К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции данного суда.