Связанные понятия
Чистая прибыль (также чистый доход) — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.
Операционная прибыль — прибыль предприятия от основной (обычной) деятельности, равная разности между нетто-выручкой (выручкой за вычетом себестоимости) и расходами по обычной деятельности (в последние включаются прямые и операционные расходы) или, что то же самое, между валовой прибылью и операционными расходами. Операционная прибыль фактически эквивалентна Прибыли от продаж, по терминологии, используемой в форме 2 Отчёта о финансовых результатах по РСБУ.
Рыночная капитализация (англ. market capitalization) — стоимость объекта, рассчитанная на основе текущей рыночной (биржевой) цены. Этот финансовый показатель используют для оценки совокупной стоимости рыночных инструментов, субъектов и рынков. В частности, выделяются...
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Акти́в : часть бухгалтерского баланса (левая сторона), отражающая состав и стоимость имущества организации на определённую дату.
Упоминания в литературе
Рентабельность производственной деятельности R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп). Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной
выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с 1 руб. продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых, – собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т. д.
Балансовая прибыль складывается из
выручки за минусом затрат от реализации продукции, основных средств, иных активов, внереализационных результатов. При анализе фактическую сумму прибыли сравнивают с плановой. Затем определяются причины выявленных отклонений по каждой составной части балансовой прибыли. Особенно детально анализируют прибыль от реализации продукции, которая исчисляется как разница между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов и полной себестоимостью продукции. Прибыль от реализации продукции зависит от объема реализации, цен, структуры, себестоимости реализованной продукции. Для выявления степени влияния каждого фактора составляют специальный расчет.
По статье «
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» отражаются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций, которые признаются в бухгалтерском учете доходами от обычных видов деятельности. Доходы от обычных видов деятельности в случае их существенности или без информации о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансовых результатов деятельности предприятия, отражаются обособленно в виде расшифровки к статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)».
Прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными расходами. Предприятие получает прибыль, если
выручка от продаж превосходит себестоимость реализованных товаров (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать следующим образом:
Процесс продажи продукции. Финансовый результат хозяйственной деятельности организации определяют сопоставлением
выручки , полученной за проданную продукцию со всей суммой фактических затрат на эту продукцию (работы, услуги), включая расходы по упаковке, транспортировке, расходы по обслуживанию покупателей и другие коммерческие расходы. На конечный финансовый результат работы предприятия влияют факторы, связанные с выполнением его обязательств перед другими предприятиями, внебюджетными фондами и т. д.
Связанные понятия (продолжение)
Институциона́льный инве́стор (англ. institutional investor) — юридическое лицо, выступающее в роли держателя денежных средств (в виде взносов, паев) и осуществляющее их вложение в ценные бумаги, недвижимое имущество (в том числе права на недвижимое имущество) с целью извлечения прибыли. К институциональным инвесторам относятся инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые организации, кредитные союзы (банки). Институциональные инвесторы обеспечивают почти половину торговли на нью-йоркской фондовой...
РСБУ (Росси́йские станда́рты бухга́лтерского учёта) — совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), издаваемых Министерством финансов России, которые регулируют правила бухгалтерского учёта. Применяются наряду с МСФО, GAAP США и другими бухгалтерскими стандартами деловой практики.
Портфе́льные инвести́ции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.
Со́бственный капита́л — это раздел бухгалтерского баланса, отражающий остаточное требование учредителей (участников) к созданному ими юридическому лицу. Он может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от дополнительных инвестиций в компанию (эмиссионный доход при выпуске акций, безвозмездно полученные ценности и прочее) и результатов собственной деятельности (чистый доход за период, переоценка основных средств и прочее).
Прямы́е инвести́ции — вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций).
А́кция (нем. Aktie, нидерл. Actie, от лат. actio — право (на что-то), которое может быть отстояно в суде) — эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации, пропорционально количеству акций, находящихся в собственности у владельца.
Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цену сделки не влияют какие-либо существенные обстоятельства, то есть когда...
Капитализация : * преобразование средств (части чистой прибыли, дивидендов и др. или всей прибыли) в добавочный капитал, добавочные факторы производства (такие, как средства труда, предметы труда, рабочая сила и т. д.), в результате чего достигается увеличение размера собственных средств.
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Корпорати́вная облига́ция — облигация, выпускаемая корпорациями (юридическими лицами) для финансирования своей деятельности. Как правило, корпоративная облигация является долгосрочным долговым инструментом со сроком погашения более года.
Оборотный капитал — понятие классической политической экономии Адама Смита. Одно из основных понятий политической экономии К. Маркса. Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определённые производственные отношения, складывающиеся с развитием предпринимательства.
Привилегированная акция — акция, с одной стороны, обладающая специальными правами, и, с другой, на ряд прав которой наложены специальные ограничения.
Обыкновенная акция — ценная бумага, эмитируемая акционерным обществом, дающая право на получение нефиксированных дивидендов в случае соответствующих решений Собрания акционеров и в огромном большинстве случаев Совета директоров (Наблюдательного совета).
Прямые инвестиции, частный капитал, частное инвестирование, частные капиталовложения (ЧК) (англ. Private Equity) — вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).
Подробнее: Частные капиталовложения
Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью сбытой продукции или услуги. Следует иметь в виду, что валовая прибыль отличается от операционной прибыли (прибыль до уплаты налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам).
Активы банка — объекты собственности, имеющие денежную оценку и принадлежащие банку. Основные источники средств для образования активов: собственный капитал банка и средства вкладчиков, межбанковские кредиты, эмиссия облигаций банка. Увеличение активов банка происходит за счёт проведения активных операций: кредитование, инвестиционные операции, прочие операции банка по размещению собственных и привлечённых средств. Важным качеством активов банка является принесение прибыли.
Чистые активы — это реальная стоимость имущества, имеющегося у общества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов, то есть разница между активами и обязательствами компании.
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Мусорная (бросовая) облигация (англ. high-yield bond, non-investment-grade bond, speculative-grade bond, junk bond) — высокодоходные облигации с кредитным рейтингом ниже инвестиционного уровня (Ba / ВВ и ниже), либо без рейтинга. Подобные ценные бумаги обычно выпускаются компаниями, не имеющими длительной истории и солидной деловой репутации, но нуждающимися в денежных средствах.
Подробнее: Мусорные облигации
Фо́рекс (Forex, иногда FX, от англ. Foreign Exchange — «зарубежный обмен») — рынок межбанковского обмена валюты по свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений). Часто используется сочетание «рынок форекс» (англ. Forex market, FX-market).
Дивиде́нд (лат. dividendum — то, что подлежит разделу) — часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.
Первичное публичное предложение , первичное публичное размещение, IPO (, также редко ; от англ. Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска.
Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами, что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.
Самоокупаемость — принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации.
Глобальная депозитарная расписка (англ. Global Depositary Receipt), ГДР (англ. GDR) — депозитарная расписка, которая, как правило, обращается в нескольких странах, обычно странах Европы. GDR представляет собой сертификат, выпущенный банком-депозитарием и удостоверяющий право его владельца пользоваться выгодами от депонированных в этом банке ценных бумаг иностранного эмитента. Одна GDR может быть эквивалентна одной акции, части акции, или нескольким акциям иностранной компании-эмитента.
Управление активами (инвестиционный менеджмент, фидуциарные услуги, доверительное управление) — профессиональное управление различными типами ценных бумаг (акциями, облигациями и т. д.) и другими активами (например, недвижимостью), целью которого является получение прибыли инвесторами. Инвесторами в данном случае могут выступать как компании (страховые компании, пенсионные фонды, корпорации и т. д.), так и частные инвесторы (непосредственно или с помощью коллективного инвестирования).
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) является имущественным комплексом, без образования юридического лица, основанным на доверительном управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда. Таким образом, подобный фонд формируется из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв.
Денежный поток , кэш-фло, кэш-флоу (англ. Cash Flow) или поток денег, поток платежей — одно из важнейших понятий современного финансового анализа, финансового планирования и управления финансами.
Портфель (англ. portfolio) в финансах — совокупность инвестиционных вложений юридического или физического лица.
Основной капитал — это часть капитала, которая полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов. Понятие классической экономики Адама Смита. Одно из основных понятий политической экономии К. Маркса, часть постоянного капитала.
Инвестиционный фонд — учреждение, осуществляющее коллективные инвестиции. Суть его в аккумулировании сбережений частных и юридических лиц для совместного (в том числе и портфельного) инвестирования через покупку ценных бумаг, а не реальных производственных активов. За счёт того, что приобретение ценных бумаг осуществляет профессиональный участник рынка, риски частных инвесторов минимизируются .
Эми́ссия це́нных бумаг — установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг; выпуск ценных бумаг в обращение, в том числе продажа ценных бумаг их первым владельцам — гражданам или юридическим лицам.
Ли́стинг (от англ. list — список) — совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список (список ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам), осуществление контроля за соответствием ценных бумаг установленным биржей условиям и требованиям. Листингом часто называют сам биржевой список.
Секьюритизация (от англ. securities — «ценные бумаги») — финансовый термин, означающий одну из форм привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки (например, портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость, генерирующая стабильный рентный доход и т. д.).
Взаимный фонд или фонд взаимных инвестиций (англ. Mutual Fund) — портфель акций, тщательно отобранных и приобретённых профессиональными финансистами на вложения многих тысяч мелких вкладчиков. Стоимость акции фонда равна стоимости суммарных инвестиций фонда (за вычетом долга), делённых на число акций. Основное преимущество для вкладчиков — уменьшение риска, поскольку инвестиции распределены среди большого количества различных предприятий.
Спот (англ. spot «на месте») — условия расчётов, при которых оплата по сделке производится немедленно (как правило, в течение двух дней). Сделки «спот» называются также наличными или кассовыми. В технике расчётов противопоставляются срочным (тж. «форвардным», англ. forward) сделкам, с проведением расчётов по истечении заранее обговорённого периода времени. Местом совершения сделок спот могут быть: межбанковский валютный рынок, фондовые и иные биржи, а также внебиржевые рынки (товарный, фондовый и...
Производный финансовый инструмент , дериватив (англ. derivative) — договор (контракт), по которому стороны получают право или обязуются выполнить некоторые действия в отношении базового актива. Обычно предусматривается возможность купить, продать, предоставить, получить некоторый товар или ценные бумаги. В отличие от прямого договора купли/продажи, дериватив формален и стандартизирован, изначально предусматривает возможность минимум для одной из сторон свободно продавать данный контракт, то есть является...
Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), размещающие капитал, с целью последующего получения прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточным, то капитал будет утрачен полностью или частично.
Котиро́вка (фр. Cote, англ. Financial quote) — цена (курс, процентная ставка) товара, которую объявляет продавец или покупатель и по которой они готовы совершить покупку или продажу (предлагается оферта). Обычно подразумевается относительно быстро меняющаяся цена, например биржевая.
Хеджи́рование (от англ. hedge — ограда, изгородь) — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путём заключения сделок на срочных рынках.
Акционер — это владелец акций, участник акционерного общества, имеющий право на получение прибыли от деятельности АО (дивидендов). В соответствии с действующим Федеральным законом «Об акционерных обществах», акционер несет убытки, связанные с деятельностью общества, пропорционально стоимости имеющихся у него акций. Прочие обязанности и права акционеров определяет Устав акционерного общества. Акционерами могут становиться как физические, так и юридические лица.
Депозита́рная распи́ска (англ. depositary receipt) — документ, удостоверяющий, что ценные бумаги помещены на хранение в банке-кастодиане в стране эмитента акций на имя банка-депозитария, и дающий право его владельцу пользоваться выгодами от этих ценных бумаг. За исключением разницы из-за изменения курса валюты цена на эти расписки меняется пункт в пункт с изменением цены на базовые ценные бумаги, кроме тех случаев, когда на местном рынке ограничено участие зарубежных инвесторов.
Российская депозитарная расписка — именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющая право её владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной...
Торгуемый на бирже фонд (англ. Exchange Traded Fund, ETF), Биржевой инвестиционный фонд — индексный фонд, паи (акции) которого обращаются на бирже. Структура ETF повторяет структуру выбранного базового индекса. В отличие от индексного ПИФа, с акциями ETF можно производить все те же самые операции, которые доступны для обыкновенных акций в биржевой торговле. В этом основное преимущество ETF перед ПИФ — операции по акциям ETF могут совершаться в течение всего торгового дня, и их цена меняется в зависимости...
ROI (от англ. return on investment) или ROR (англ. rate of return) — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже — в виде дроби. Этот показатель может также иметь следующие названия: прибыль на инвестированный капитал, прибыль на инвестиции, возврат, доходность инвестированного капитала, норма доходности.
Подробнее: Окупаемость инвестиций
Упоминания в литературе (продолжение)
В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 доходом от обычных видов деятельности является
выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее – выручка).
Валовая прибыль определяется как разница между
выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, эакцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.
При определении
выручки от реализации товаров (работ, услуг) применяется показатель «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)», отражаемый по строке 010 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности организаций (Приложение к приказу Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475/102н).
Для целей налогообложения прибыли доходы по договорам мены принимаются к учету аналогично
выручке от реализации. В целях налогообложения доходом от реализации признается выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 Налогового кодекса РФ).
Для предприятий, осуществляющих товарообменные операции как в форме прямого обмена, так и форме отпуска продукции по ценам ниже себестоимости, под
выручкой от реализации для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции, применявшихся в период совершения сделки, публикуемых на первое число каждого месяца правительством РФ или уполномоченным им органом.
1) поступления денежной наличности по видам деятельности. Это собственные средства предприятия, полученные в форме
выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также привлеченные источники (кредиты и займы, поступления из бюджета). В составе данного раздела отражаются такие статьи, как выручка от реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации имущества, полученные займы и кредиты, финансовая помощь и т. д.;
При изучении распределения (использования)
выручки следует учесть, что основная ее часть направляется на возмещение затрат, включенных в полную себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Другая часть направляется на уплату налогов, сборов и отчислений, которые не включены в себестоимость, но обязательны к уплате из выручки в бюджеты различных уровней (НДС, акцизы и др.). Третья часть выручки представляет собой прибыль предприятия, которая после уплаты налогов находится в полном распоряжении собственника предприятия и направляется на цели, определенные стратегией развития предприятия.
Согласно п. 5 ПБУ 9/99
выручка от продажи товаров (работ, услуг) является доходом от обычных видов деятельности. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99, и принимается к учету в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, определяемой исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (п. 6 ПБУ 9/99).
В доходной части платежного календаря основным источником является
выручка от реализации продукции (размер выручки определяется исходя из графика отгрузки продукции и сданных работ). Доходы включают поступления от арендной платы и получение кредитов банка.
2) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33н. Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности предприятия в отчетном году используется счет 99 «Прибыли и убытки» (активно-пассивный). Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от обычных видов деятельности (счет 90 «Продажи»), а также прочих доходов и расходов (счет 91 «Прочие доходы и расходы»), от чрезвычайных доходов и расходов (счет 99 «Прибыли и убытки»). По Дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетных период показывает конечный финансовый результат отчетного периода. Если дебетовый оборот превышает кредитовый, то организация понесла убытки. Если кредитовый оборот превышает дебетовый, то получен положительный финансовый результат – прибыль. Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» предназначены для систематизации и накапливания информации о доходах и расходах как по ведению обычных видов деятельности организации, так и по другим видам. На счете 90 «Продажи» формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации. Он представляет собой разницу между
выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг).
Большинство предприятий и организаций до 1 января 2002 года определяли
выручку для целей налогообложения «кассовым» методом, что позволяло платить налог на прибыль с фактически полученных от покупателей денежных средств.
Организациям дается право выбора метода определения доходов и расходов для целей налогообложения. При этом не стоит забывать, что согласно пункту 1 статьи 273 НК РФ организации имеют право на применение кассового метода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма
выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Поскольку этот предел очень низкий, организациям, деятельность которых связана с поставками товаров на экспорт приходится применять метод начисления.
Первым этапом разработки финансового плана (оперативного или годового) является осуществление анализа финансовых показателей, взятых из отчетов предприятия (корпорации) за период, предшествующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям относятся:
выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), себестоимость проданных товаров, прибыль, объем капиталовложений, рентабельность активов и собственного капитала, показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса.
Затраты на производство продукции или на выполнение работ, услуг, сложенные вместе, образовывают фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Вычитая все эти расходы из
выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т. е. прибыль от деятельности.
Доходами от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99) является
выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
5. Очень значительна роль денег в хозяйственной деятельности предприятий: посредством денег возможно определение величины издержек в каждом конкретном производстве, результатов производства (установление цены на отдельные виды продукции), размеров полученной прибыли. Использование денег позволяет сопоставлять
выручку , полученную от реализации продукции, с издержками производства, оценивать прибыльность производства конкретных видов продукции.
В соответствии со ст. 145 НК РФ предусмотрено освобождение от обязанностей налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей в зависимости от объема
выручки от реализации товаров (работ, услуг) за определенный календарный период (если за три последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей), т. е. также вне зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.
необходимой информации и ее анализ); конкурентоспособность по основным параметрам (объем производства и продажи, качество продукции, уровень цен, средняя прибыль); стратегия маркетинга; план производства (производственные мощности, сырьевые ресурсы, кадры); организационные принципы (производственные службы, их координация, взаимодействие и подконтрольность); правовой статус предприятия (особенно вновь организуемого – частное или коллективное владение, кооператив, совместное предприятие и др.); коммерческий риск и меры, его ограничивающие (профилактика, страхование); финансовый план (включающий данные о реализации продукции, о доходах и расходах, денежной
выручке и других поступлениях, баланс активов и пассивов, аналитический расчет безубыточности); стратегия финансирования (ожидаемый возврат вложений); товарно-материальное обеспечение полученных кредитов, получение прибыли не ниже среднеотраслевой нормы.
Коэффициент оборачиваемости средств характеризует размер объема
выручки от реализации в расчете на один рубль оборотных средств. Он определяется как отношение суммы выручки от реализации продукции к среднему остатку оборотных средств.
Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств и в рамках предприятия отражают распределение и перераспределение валового национального продукта и национального дохода. Сюда поступает
выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), включая часть экспортной выручки от нерезидентов в результате обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, и пр. С расчетного счета удовлетворяются долговые обязательства по выплате заработной платы работающим, отчислениям налогов в бюджет, взносам во внебюджетные фонды, страховым платежам, оплате сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих соответствующим поставщикам, погашению ссуд, векселей и других финансово-кредитных инструментов. В целом же банковская система выступает исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей, а создание платежных средств, являющееся ее важнейшей функцией, тесно связано с проводимыми этой системой кредитными операциями.
Главное поступление денежных средств на предприятие – это
выручка от реализации товарно-материальных ценностей (работ, услуг). Если поступление денежных средств в качестве выручки от реализации не является превалирующим в приходном денежном потоке, то, возможно, нужно задуматься, какой вид деятельности предприятия следует считать основным.
В налоговом учете необходимо скорректировать доход от реализации и соответствующий ей расход на суммы
выручки и расходов по возвращенной продукции. На это указано, в частности, в Письме УФНС России по Санкт-Петербургу от 24.03.2006 г. № 02–06/07199: при поставке товара ненадлежащего качества и его возврате не происходит его реализации. В связи с этим нет оснований для отражения налогоплательщиком в составе доходов выручки от реализации бракованной продукции и нет оснований для отражения ее стоимости в составе расходов. Причем если реализация и возврат продукции произведены в разных налоговых периодах, то налогоплательщик должен подать уточненную декларацию за тот период, в котором была отражена реализация бракованной продукции.
План прибылей и убытков показывает обобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. План движения денежных средств представляет собой план финансирования. В разделе поступлений отражаются
выручка от реализации продукции, основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций. В расходной части – затраты на производство продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, направления использования чистой прибыли. Плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий, показывает состояние имущества и финансов предприятий.
Основную прибыль компании приносят сохраненные клиенты. Если доля удержания потребителей в компании (70 %) не изменится, то клиенты обеспечат ей 74,4 %
выручки от продаж и 80 % от валовой прибыли. Чистая прибыль от маркетинга (валовая прибыль за вычетом расходов на маркетинг и продажи) составит 24,5 млн долл., а потерянные клиенты приносили чистую прибыль от маркетинга на уровне 1,7 млн долл. Поскольку затраты на приобретение новых потребителей высоки и они обычно покупают меньше, чистая прибыль от работы с ними равна –10,5 млн долл. Если учесть постоянные расходы в размере 10 млн долл., то 70 %-ный уровень удержания клиентов позволит получить прибыль до налогообложения на уровне 5,7 млн долл. с рентабельностью продаж до налогообложения на уровне 6 %.
– рентабельность продукции – данный показатель можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к
выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Валовая прибыль определяется как разница между
выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Порядок определения
выручки по товарообменным операциям определен в п. 4 ст. 274 НК РФ: доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ. Поэтому доходы от реализации старого автомобиля автотранспортное предприятие будет определять на основании согласованной сторонами его оценки.
Прибыль представляет собой сумму, на которую
выручка превышает затраты на экономическую деятельность, на производство либо приобретение товара.
Насколько прибыльна фирма? Какую прибыль она получила от инвестиции в активы? Это именно те фундаментальные вопросы, ответы на которые мы ждем от финансовой отчетности. Бухгалтеры используют отчеты о прибылях и убытках для предоставления информации об операционной деятельности на протяжении определенного периода времени. Отчеты о прибылях и убытках предназначены для измерения прибыли, создаваемой используемыми активами. В данном разделе мы обсудим принципы, лежащие в основе измерения прибыли и
выручки в бухгалтерском деле, а также способы применения данных принципов на практике.
Все экономические субъекты рынка (индивидуумы, фирмы, государственные учреждения) выступают на нем в качестве собственников ресурсов. Эти субъекты при помощи рынка поставляют другим фирмам средства производства. При этом на рынках ресурсов производители находятся на стороне спроса, поскольку являются потребителями продаваемых ресурсов и оплачивают их потребление. Эти платежи, рассматриваемые фирмами-производителями как затраты, для поставщиков ресурсов фактически являются доходами и имеют форму жалования, заработной платы, дивидендов и т. д. Однако плоды трудов фирм-производителей предлагаются потребителям на рынках продукции, на которых производители уже выступают со стороны предложения. Потребители находятся со стороны спроса. В данном случае потребители используют доход, получаемый от поставки ресурсов, в виде платы за покупаемые товары и услуги. Таким образом, эти платежи, которые рассматриваются потребителями как расходы, для производителей являются
выручкой .
На российском рынке, как уже отмечалось, цены (или регулируемые тарифы) существенно ниже. Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что и российские цены, в том числе регулируемые, имеют потенциал снижения при развитии конкуренции. На данный момент регулируемые цены не находятся в «точке безубыточности». Так, второй по масштабам поставщик газа в России «НОВАТЭК» в 2011 г. реализовывал газ по средней цене 2067 руб./тыс. куб. м[8], что примерно на 25 % ниже средней цены реализации газа «Газпромом» (в предыдущие три года разница составляла 15–20 %). Как уже говорилось выше, средняя цена «Газпрома» при этом почти соответствовала среднему уровню регулируемых цен, отличаясь не более чем на 1 %. Следует оговориться, что «НОВАТЭК» реализовал значительную часть своего газа (45,3 %) не потребителям, а трейдерам, причем на входе в газотранспортную систему, то есть без транспортировки. Если учитывать только продажи конечным потребителям, то цены «НОВАТЭКа» оказываются существенно ближе к ценам «Газпрома», но все равно несколько ниже их уровня. По данным ICIS Heren, в 2010 г. цена реализации газа «НОВАТЭКа» конечным потребителям составила (с учетом транспортных расходов) 2310 руб./тыс. куб. м, что на 1,5 % ниже средней цены реализации «Газпрома», а в 2011 г. – 2627 руб./тыс. куб. м, что на 3,6 % ниже цены «Газпрома». При этом уровне цен «НОВАТЭК» проводит массивные инвестпрограммы (в частности по проекту «Ямал СПГ»), расширяет продажи (реализация газа в 2011 г. в натуральном выражении возросла на 44,5 % относительно 2010 г.) и, что самое главное, имеет высокий уровень рентабельности. В 2011 г.
выручка «НОВАТЭКа» от реализации составила 176,1 млрд руб., а чистая прибыль —119,3 млрд руб.[9]. Таким образом, рентабельность продаж компании составила 67,7 %[10]. Отметим, что в отличие от «Газпрома» «НОВАТЭК» не имеет доступа к экспортным рынкам газа.
Когда речь идет о возникновении
выручки , операция продажи должна сгенерить финансовый результат сделки. Это означает, что учету выручки всегда будет сопутствовать списание товаров (расходов) в себестоимость продаж.
Добавленная стоимость – это приращение стоимости; стоимость, которую добавляет фирма (отрасль) к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции; разность между общей
выручкой , полученной от продажи данной продукции, и стоимостью рыночных затрат на ее производство и реализацию (стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.).
Если в учетной политике торговой организации предусмотрено налогообложение
выручки от реализации по моменту оплаты, то в оборот по реализации следует включать только первоначальный взнос покупателей. Остальная часть стоимости товаров, проданных в кредит (с рассрочкой платежа), будет учитываться в выручке следующих периодов по мере ее погашения покупателями.
Расчет простой нормы рентабельности предполагает определение показателей экономической и финансовой рентабельности. Показатели экономической рентабельности характеризуют эффективность взаимодействия предприятия с внешней средой, т. е. с рынком. Поэтому эти показатели часто называют показателями рентабельности продаж. Показатели рентабельности продаж рассчитываются путем соотнесения величины прибыли и величины чистой
выручки (ЧВ). В зависимости от того, какой показатель прибыли берется за основу, различают операционную (рассчитываемую по прибыли от реализации продукции, работ и услуг), общую (рассчитываемую по прибыли до налогообложения) и чистую (ЧП; рассчитываемую по чистой прибыли) рентабельность продаж.
Ценовой коэффициент находится как отношение маржинальной прибыли к
выручке от реализации и характеризует соотношение цен на изготовленные товары или услуги и цен на потребляемые в процессе производства сырье и материалы.
В этой связи необходимо использовать систему показателей. К прямым показателям конкурентоспособности предприятия следует отнести
выручку от реализации товаров, цену реализации, полную себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, коэффициент конкурентоспособности, стоимость имущественного комплекса, норму капитализации, рентабельность производства, конкурентный статус фирмы. Косвенные показатели – урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, уровень товарности, трудоемкость производства, объем реализации продукции, цена спроса и предложения, качество продукции, время реализации, производительность труда, коэффициенты автономии, платежеспособности, абсолютной ликвидности, оборачиваемости, затоваренности готовой продукцией, загрузки производственной мощности, эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта [2].