Теория бухгалтерского учета: конспект лекций

Группа авторов

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются понятие, предмет, метод и принципы бухгалтерского учета, учетная политика организации, назначение двойной записи, формы бухгалтерского учета и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 3. Учетная политика организации. Учредители и акционеры

1. Общее понятие учетной политики организации

Учетная политика организации (УПО) представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостные измерения, группировка итогов, обобщение фактов). В учетной политике организации утверждаются:

1) план счетов;

2) нетиповые формы первичной документации (если такие имеются);

3) порядок проведения инвентаризации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота;

6) технология обработки информации;

7) порядок контроля за хозяйственными операциями.

Основными требованиями учетной политики являются:

1) полнота отражения фактов;

2) осмотрительность при приобретениях и вложениях;

3) приоритет содержания над формой;

4) непротиворечивость синтетических и аналитических учетов;

5) рациональность ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерская информация и ее значение. Характер информации, процесс ее сбора, обработки и использования является внутренним делом каждой организации. С принятия нового плана счетов осуществляется совершенствование бухгалтерского учета. При этом бухгалтерский учет сближается с системой международной практики. Информация должна быть понятной, отражать существо вопроса без двусмысленного восприятия и излишней детализации.

Другой качественный признак — это уместность (релевантность), т. е. влияние информации на экономические решения предприятия. Информация является базой для прогнозирования и обеспечивает основные функции управления (менеджмента).

Оперативное планирование на предприятии. Оперативное финансовое планирование в отличие от составления финансового плана включает в себя разработку и составление двух документов:

1) платежного календаря;

2) кассовый план предприятия.

Платежный календарь позволяет сопоставить доходы и расходы за определенный период времени (на месяц, на декаду, на пять дней, в отличие от финансового плана, который составляется на год с разбивкой по кварталам).

Основой для составления платежного календаря являются:

1) данные баланса доходов и расходов предприятия;

2) плановые данные по производству и реализации продукции;

3) планы материально-технического снабжения;

4) планы размещения заемных средств и обязательств.

Платежный календарь состоит из двух разделов:

1) валовые доходы и поступления денежных средств;

2) валовые расходы и отчисления средств.

В доходной части платежного календаря основным источником является выручка от реализации продукции (размер выручки определяется исходя из графика отгрузки продукции и сданных работ). Доходы включают поступления от арендной платы и получение кредитов банка.

В расходной части отражаются все виды платежей, предусмотренных на платежный период. Это платежи поставщикам в соответствии с заключенными договорами и все расходы, связанные с оплатой труда исходя из предусмотренного фонда заработной платы, планового, но с корректировкой на процент выполнения производственной программы. В платежный календарь расходы на оплату труда разносятся в соответствующие периоды, согласно графику выплаты заработной платы:

1) расходы, связанные с отчислениями во внебюджетные фонды;

2) все виды платежей в бюджет строго в соответствии со сроками их уплаты;

3) погашение кредитов в строгом соответствии со сроками, по которым они выданы;

4) уплата процентов за пользование кредитами.

Кассовый план предприятия может составляться на месяц и на более короткие сроки. В нем отражаются источники поступления средств в кассу предприятия и расходы и выплаты денежных средств из кассы.

К этим расходам составляется справочный раздел, в котором производится расчет фонда заработной платы и указываются сроки выплаты заработной платы.

2. Учет собственного капитала, формирование уставного капитала, расчеты с учредителями и акционерами по вкладам в уставный капитал

Формирование уставного капитала производится с целью создания организации и ее организационно-правовой формы.

Организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие преследуют извлечение прибыли в качестве своей основной деятельности. В обычных условиях любая коммерческая организация сможет приступить к осуществлению своей деятельности и реализовывать поставленные перед ней задачи, если ее учредители внесли достаточно денежных средств в уставный капитал.

Уставный капитал является основным источником формирования собственных средств и фондов организации и представляет собой сумму средств, вложенных первоначально в организацию ее собственниками или участниками хозяйственных обществ. Поэтому хозяйствующее общество представляет собой коллективную собственность нескольких физических или юридических лиц — учредителей этого общества.

Уставный фонд унитарных организаций отражает сумму средств, внесенных государственным или муниципальным органом в момент ввода предприятия в эксплуатацию для осуществления его деятельности.

Уставный фонд акционерных обществ определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Каждый учредитель должен полностью внести свой вклад в уставный капитал в течение срока, оговоренного в учредительных документах. При этом стоимость вклада каждого учредителя должна быть не менее номинальной стоимости его доли.

После регистрации акционерного общества на сумму зарегистрированного уставного капитала образуется задолженность учредителей обществу. Для учета расчетов по вкладам в уставный капитал используют счет 75 «Расчеты с учредителями», он активно-пассивный, служит с одной стороны для учета расчетов с учреди-гелями по вкладам в уставный капитал (субсчет 1), а с другой стороны — для учета расчетов по начисленным доходам учредителям субсчет 2). На сумму зарегистрированного уставного капитала делается следующая запись:

Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», Кредит счета 80 «Уставный капитал».

Сальдо только дебетовое, отражает сумму задолженности по вкладам в уставный капитал на начало месяца. Оборот по кредиту показывает сумму погашенной дебиторской задолженности, внесенной в виде денежных средств или материальных ценностей.

Внесение вкладов:

Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Зачисление средств иностранного учредителя по курсу: Дебет счета 52 «Валютный счет», Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Расчеты по уставному капиталу с учредителями ведутся в журнале-ордере № 8. Учредителями могут быть как российские, так и иностранные граждане.

Оставшаяся после уплаты налога сумма прибыли называется нераспределенной. Она, как правило, переходит в распоряжение собственников предприятия и расходуется по их распоряжению. Нераспределенная прибыль учитывается на счете 84 «Нераспределенная прибыль». Аналитический учет по данному счету ведется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования оставшихся средств.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я