Экономика предприятия. Шпаргалка

Сергей Викторович Загородников, 2009

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Экономика предприятия». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Оглавление

6. Предприятие в условиях рыночной экономики

Рыночные условия накладывают на деятельность предприятия заметный отпечаток по сравнению с плановой экономикой. В условиях командно-административной экономики основная цель состояла в том, чтобы выпускать продукцию определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана.

Для выполнения плана предприятию давались поставщики и ресурсы. Предприятия заранее знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.

В условиях рынка ситуация принципиально изменилась. Теперь предприятия вынуждены работать по совершенно иной схеме. Самым важным вопросом для них стал сбыт продукции. Чтобы решать этот вопрос, необходимо заниматься маркетингом, анализировать рынок и повышать качество продукции.

Все экономические субъекты рынка (индивидуумы, фирмы, государственные учреждения) выступают на нем в качестве собственников ресурсов. Эти субъекты при помощи рынка поставляют другим фирмам средства производства. При этом на рынках ресурсов производители находятся на стороне спроса, поскольку являются потребителями продаваемых ресурсов и оплачивают их потребление. Эти платежи, рассматриваемые фирмами-производителями как затраты, для поставщиков ресурсов фактически являются доходами и имеют форму жалования, заработной платы, дивидендов и т. д. Однако плоды трудов фирм-производителей предлагаются потребителям на рынках продукции, на которых производители уже выступают со стороны предложения. Потребители находятся со стороны спроса. В данном случае потребители используют доход, получаемый от поставки ресурсов, в виде платы за покупаемые товары и услуги. Таким образом, эти платежи, которые рассматриваются потребителями как расходы, для производителей являются выручкой.

Особенностями рыночной экономики являются частная собственность на ресурсы и средства производства, индивидуальная свобода выбора, конкуренция, мотивация получения прибыли, а также цены, определяемые условиями рыночного спроса и рыночного предложения.

Большинство отечественных предприятий не было готово работать по этой схеме по различным причинам. Например, многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике; переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий; государство на переходном этапе не создало необходимых условий для существования цивилизованного рынка в России.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я