Связанные понятия
А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.
Небесный Иерусалим (Новый Иерусалим) — согласно Откровению Иоанна Богослова, Небесный Город, посланный от Бога в конце истории. Один из образов Царства Небесного, известный еще в древнем Израиле, а ныне во всем мире, среди представителей различных направлений христианства. Нередко используется в качестве противопоставления Града Небесного (Иерусалима, Сиона) граду земному (Вавилону).
Двена́дцать апо́столов (греч. απόστολος — «посол, посланник») — ближайшие ученики Иисуса Христа (их не следует путать с апостолами от семидесяти).
Христо́с (др.-греч. Χριστός от др.-греч. χρῖσμα, χρῖμα, χρῖσματος — «мазь, масло, пома́зание») — букв. «помазанник». Это перевод еврейского слова מָשִׁיחַ (Маши́ах). В современном использовании термин обычно относится к Иисусу Христу. «Иисус Христос» означает «Иисус помазанник».
Вознесение — в религиях означает взятие человека — при жизни в теле — на небо (рассматриваемое как обитель Бога, богов и духов). Каждая из трёх важнейших религиозных эпох в Ветхозаветной и Новозаветной истории была ознаменована чудесным случаем переселения на небо...
Упоминания в литературе
• Выражение восходит к сочинению Дионисия Ареопагита (V в.) «О небесной иерархии» («Coelestia hierarchia»), где ангелы делятся на три лика: первому лику принадлежат серафимы, херувимы и престолы, среднему лику – господства, силы и власти, нижнему лику – начала,
архангелы и ангелы, наиболее близкие человеку. Со введением на Руси христианства и наречением детей по святцам покровителем (хранителем) каждого христианина становился тот святой (ангел), чье имя было дано ему при крещении. Неслучайно до революции праздновали не день рождения, а именины, или день ангела.
Рафаил, или «Помощь и исцеление Божие» (древнееврейское «целитель Бога». Тов., III:16), есть имя третьего
архангела . В Священном Писании есть целая книга, в которой описывается, как этот архангел в виде человека сопутствует праведнику Товии. Он освободил его невесту от злого духа, возвратил зрение его престарелому отцу Товиту и потом вознесся от них на небо. Поэтому этот архангел изображается с лечебным сосудом в левой руке, а правой ведущим Товию.
В молитве «Владыко Господи, Боже наш» мы просим, чтобы пришли на богослужение Ангелы и
Архангелы , чтобы служили вместе с нами. («Сотвори со входом нашим…») Символически Ангельские чины изображают Дети, которые держат две хоругви и идут за свечей. Таким образом, действительно приходят Ангелы и торжественно сопровождают этот вход Господа в храм, который происходит через Священное Евангелие. Древние благочестивые священники видели Ангелов во время малого входа, как, конечно, и в другие священные моменты Божественной литургии. Ведь мы поем в Акафисте святому Спиридону: «Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший». Это происходило при всех со святым Спиридоном и происходило неоднократно вплоть до наших дней сотни лет с благочестивыми священниками (но не всегда).
Далее дейсисный чин развивается следующим образом: напротив Богородицы расположен
архангел Гавриил, и здесь вновь повторяется схема Благовещения, но поскольку она «проходит» через центральный образ Христа, она обретает особую символическую напряженность, подчеркивая, что слова архангела исполнились. Напротив Предтечи – архангел Михаил, оба они олицетворяют духовную брань – архистратиг Михаил, как предводитель небесного воинства, Предтеча, как покровитель подвижников и аскетов. Вслед за архангелами изображаются свв. Петр и Павел, первоверховные апостолы, основоположники Церкви, которая есть тело Христово. Далее следуют св. отцы, созидатели Церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и другие, следом – святители, представители поместной церкви, например, в московских храмах это место почти всегда занимают святители Петр и Алексей, московские митрополиты. Далее могут быть изображены мученики, благоверные князья и княгини, подвижники, преподобные и т. д., в зависимости от заказа, размеров храма, местной традиции и прочего.
Главное дело ангелов – непрестанное восхваление Бога. Пророк Исаия описывает видение Господа, вокруг Которого стояли серафимы и восклицали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 1–3). Но ангелы – это и вестники, посылаемые от Бога людям (греч. aggelos означает «вестник»): они принимают живое и деятельное участие в жизни человека. Так, например,
архангел возвестил Марии о рождении от Нее Иисуса (см. Лк. 1: 26–38), ангел объявил пастухам о появлении на свет Мессии (см. Лк. 2: 8–20), ангелы служили Иисусу в пустыне (см. Мф. 4: 11), ангел укреплял Иисуса в Гефсиманском саду (см. Лк. 22: 43), ангел сообщил женам-мироносицам о воскресении Иисуса (см. Мф. 28: 2–7). У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который является его спутником, помощником и покровителем (см. Мф. 18: 10).
Связанные понятия (продолжение)
Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.
Херуви́мы (собственно, ивр. כְּרֻבִים, круви́м или керуви́м, уже в форме мн. числа, однако в русском и ряде других европейских языков исторически закрепилось в качестве названия одного существа; ед. число ивр. כרוב, кру́в) — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.
Сошествие Иисуса Христа в ад (устаревшее сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) — догмат, исповедуемый историческими христианскими церквями (римско-католической, православными, древневосточными, восточнокатолическими) и церквями ранней протестантской реформации (лютеранской, кальвинистской, англиканской, цвинглианской), согласно которому, после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил...
Проро́к (от др.-греч. προφήτης, прорицатель) — в общем смысле, человек, заявляющий о том, что контактирует со сверхъестественными или божественными силами и служит посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли.
Стра́шный суд , Су́дный день — в эсхатологии авраамических религий — последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.
Поклоне́ние волхво́в (греч. μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν — дословно «маги с Востока») — евангельское краткое упоминание (Мф. 2:1—11) и популярный богословский и иконографический сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары; празднуется христианами. Словом «волхвы» были переведены с греческого на церковно-славянский язык слово «маги».
Ве́тхий де́н(ь)ми, Ветхий днями (ивр. עַתִיק יוֹם, арам. Атик Йомин, др.-греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, лат. Antiquus dierum, цер.-слав. ве́тхїй де́нми) — образ из Книги пророка Даниила.
Подробнее: Ветхий денми
Пра́отцы (греч. προπατέρες, προπατως) — в христианстве, название для предков Иисуса Христа во плоти.
Апо́столы , ед. ч. апо́стол (др.-греч. ἀπόστολος — посол, посланник — от «посылать», др.-греч. ἀποστέλλω) — ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа, проповедовавшие Евангелие и устрояющие Церковь.
А́гнец Божий (лат. Agnus Dei, греч. Ἀμνὸς τοῦ Θεοῦ) — символическое наименование Иисуса Христа, известное из Евангелия от Иоанна.
Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение из мёртвых Иисуса является основной доктриной христианства.
Престол угото́ванный (Этимасия, устар.Етимасия; от греч. ἑτοιμασία — готовность) — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Понятие основано на следующих стихах Псалтири: «Ты воссел на престоле, Судия праведный. …Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс. 9:5-8), «Престол Твой утвержден искони: Ты - от века» (Пс. 92:2) (в церковнославянском варианте: «Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси...
Распятие Иису́са Христа ́ — казнь Иисуса Христа через распятие на кресте, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.
Мандо́рла (от итал. mandorla «миндалина») — в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).
Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. Согласно мнению учёных, распространённый мотив, встречающийся в мифах о «чудесном ребёнке» (см. Избиение младенцев (мотив)).
Тáйная вéчеря (церк.-слав. вéчерѧ — ужин) — событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира.
Подробнее: Тайная вечеря
Спас Вседержи́тель , или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.
Небе́сное во́инство (ивр. צבאות sabaoth или tzva’ot, «воинства») — неоднократно встречающееся в Библии совокупное именование ангелов, а также небесных светил.
Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва...
Пра́ведность — понятие в христианстве, исламе и иудаизме; строгое следование заветам, которые предписаны вероисповеданием.
Снятие с креста (греч. Ἀποκαθήλωσις) — эпизод Страстей Христовых, следующий за распятием и предшествующий оплакиванию Иисуса.
Голго́фа (др.-греч. Γολγοθᾶ, греч. Γολγοθάς; ивр. גולגלתא, от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; в Евангелии слово истолковано как «Лобное место» — др.-греч. Κρανίου τόπος, лат. Calvariae locus) — небольшая скала или холм, где согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос. Сейчас находится на территории Израиля. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Жёны-мироно́сицы (греч. μυροφόροι γυναίκες) — женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.
Бегство в Египет — описанное в Евангелии от Матфея бегство семьи Иисуса Христа в Египет, чтобы избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода. Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических «Евангелиях детства». Бегство в Египет является популярной темой в изобразительном искусстве.
Тро́ица (др.-греч. Τριάς, лат. Trinitas) — богословский термин, отражающий христианское учение о трёх Лицах единого по существу Бога. Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век):«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».
Ле́стница Иа́кова (ивр. סולם יעקב, Sulam Yaakov) — лестница из сна Иакова, соединяющая Землю и Небо.
Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.
Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής — возвещающие хорошую весть) — апостолы, авторы четырёх канонических Евангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Меж двух разбойников — выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа, крест которого, согласно сообщениям Евангелий, был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.
Сын человеческий (др.-евр. בַּר אֱנָשׁ, בן–אדם, бен-адам; арам. בַּר־אֱנָשׁ, бар-энаш или барнаша; др.-греч. ὁ υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου) — термин, берущий своё начало в Танахе (Ветхий Завет). Он обозначал вначале принадлежность к роду человеческому в смысле некто или один из. Книга пророка Даниила описывает его как будущего спасителя человечества, которому Яхве после страшного суда даст власть над миром...
Стра́сти Христо́вы (из праслав. *strastь «страдание» < *strad- «страдать») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику.
Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.
Арест Иису́са Христа ́ — описанное в Евангелиях взятие под стражу Иисуса Христа отрядом «воинов и служителей от первосвященников и фарисеев» в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Центральным эпизодом сцены ареста выступает поцелуй Иуды, предавшего своего учителя. Арест Иисуса относится в христианстве к числу Страстей Христовых.
Ангельская иерархия (Девять чинов ангельских) в ангелологии — упорядоченное представление гармонического единства мира ангелов, в христианстве, в частности, разработанное на основе принципа триадического построения.
Клеймо — в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции.
Царство Небесное (тж. Царствие Небесное, ивр. מלכות השמים, Malkuth haShamayim, греч. ή βασιλεία τῶν οὐρανών) — семитское выражение, в котором «небеса» заменяют имя Бога иудеев (Лк. 15:18). Является синонимом понятия «Царство Божье». Известно по Евангелию от Матфея, в котором встречается тридцать два раза.
Неопали́мая купина ́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
Христос во гробе , Уныние или Смирение Нашего Господа, Высшее Умаление, Царь Славы (др.-греч. Άκρα Ταπείνωσις, Akra Tapeinosis — крайнее уничижение, смирение) — вариант иконографии Иисуса Христа, изображающий его мёртвым в гробу.
Изгна́ние из ра́я Адама и Евы — эпизод библейского предания из книги Бытия, следующий за грехопадением.
Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды) — эпизод Евангелия. Согласно авторам Евангелия, Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его. Чтобы указать на Христа, он, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Поцелуй Иуды — символ предательства.
Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גת שמנים, гат шманим; арам. ܓܬ ܫܡܢܐ, гат шамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.
Десни́ца (от ст.-слав. деснъ «правый») — правая рука. В русском языке слово является архаизмом, используется как стилистически маркированное слово (номинально, в высоком стиле), а также в некоторых устойчивых словосочетаниях или контекстах. Одесну́ю — по правую руку, справа.
Одним из главных христианских догматов, касающихся Девы Марии, является тот факт, что Она родила Иисуса Христа, второе Лицо Троицы, Бога-Слово во плоти, и таким образом, является Богородицей и Матерью Божией.
Подробнее: Богоматеринство
Упоминания в литературе (продолжение)
Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. И слово «ангел» означает «вестник». Делятся они на три лика, а в каждом лике находится по три чина. Первый лик: серафимы, херувимы и престолы. Второй лик: господства, силы и власти. И третий лик: начала,
архангелы и ангелы.
14 января Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня. В самом начале земной жизни Христа Спасителя, через восемь дней после Его Рождества произошли два важных события, ознаменовавшие вступление людей в Новый Завет с Богом – обрезание и наречение имени. Как повествует евангелист Лука, по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. (Лк. 2, 21) Ветхозаветный обряд обрезания был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками – израильским народом, а также в знак очищения от первородного греха. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное
архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии: «…и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). Это означает, что наречение имени Мессии запечатлело Его служение делу спасения мира.
В основе сюжета лежит событие, изложенное в Евангелии от Луки, –
архангел явился Деве Марии с благой вестью о том, что у нее родится дитя, которое наречется Сыном Божьим. Мария склонила голову в знак повиновения Божьей воле. В иконе есть редкая иконографическая подробность: в лоне Богоматери представлен воплотившийся Младенец Христос. В верхнем сегменте изображен Христос Ветхий Деньми (Ветхий Днями) – особый иконографический тип, который считается ветхозаветным прообразом Христа. От его руки исходил луч (не сохранился), проникающий в лоно Богородицы.
«и от семи духов, находящихся перед престолом Его» – сказано о Святом Духе. Хотя некоторые считали, что под «семью духами» следует понимать семь высших
Архангелов , вечно предстоящих перед Богом, однако более правдоподобным представляется мнение, что «семь духов» означают Святого Дух а, полноту Его даров, Его Благодать[17]. По словам святителя Григория Паламы, святой Иоанн здесь «сопричисляет к Отцу и Сыну семь духов, употребляя эти семь вместо одного Святого Духа, несомненно, как Его природные энергии».
Подлинно,
Архангел Гавриил не только принес Деве Марии слово Божественного благовещения, но и взыскал услышать от Нее слово соответствия. Когда он произнес только слово приветствия: Радуйся, благодатная: Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, – благовещение о Спасителе мира почти уже совершилось, потому что сим ознаменована и указана Матерь Господня. Но как Дева смутилась и, размышляя, молчала; то Архангел продолжил и усилил слово благовещения; Родиши Сына; – Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: – Царствию Его не будет конца. Теперь благовещение со стороны Архангела решительно совершилось: но еще он не почитает дела своего посольства конченным, потому что не то, которого ждет, слышит слово: Како будет сие, идеже мужа не знаю? – Наконец он разрешает вопрос: Дух Святый найдет на Тя, – и получает взыскуемый ответ: Се Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему. И вот искомое сокровище открыто. Радостным благовещением от неба приобретено благовещение от земли небу, взаимно вожделенное. Небесное посольство совершенно достигло своей цели. И отъиде от Нея Ангел.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорил блаженный Иероним, – как проводила время юности Пресвятая Дева, – я ответил бы: то известно Самому Богу и
Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
В доме Иосифа Пречистая Дева Мария не изменяла того образа жизни, какой Она вела при храме Иерусалимском. Пребывая большей частью в уединении и безмолвии, Она изливала праведную душу свою в пламенной молитве к Господу, читала Священное Писание, предавалась богомыслию, занималась рукоделием. Предание говорит, что по устроению Божию Пресвятая Дева и в Назарете трудилась для храма, пряла червлень и багряницу[12] для новой завесы перед Святая Святых. Истекал шестой месяц после зачатия Елисаветой Предтечи и четвертый пребывания Святой Девы в доме Иосифа. Однажды Пречистая Дева, прочитав пророчество Исайи об Еммануиле, озаренная Божественной любовью и пламенным нетерпением узреть обетованного Мессию, молилась Господу и думала: «Когда настанет то вожделенное время и Создатель мой благоволит сойти с Небес и принять на Себя плоть человеческую?» В это мгновение предстал пред Ней
Архангел Гавриил и, как бы отвечая на молитвенное ее размышление, произнес: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами (Лк. 1, 28).
Дева Мария, дочь благочестивых родителей Иакова и Анны, жена плотника Иосифа, читала Библию. В это время к ней вошел посланец Бога
архангел Гавриил и возвестил, что она обрела благодать у Бога и родит Спасителя мира, наречет его Иисус. Это событие и назвали потом Благовещением. В этот день было положено начало «таинственному общению Бога с человеком».
На престол Люцифера был возведен
архангел Михаил, бывший до того четвертым в ангельской иерархии и первым из ангелов выступивший против Сатаны. Во время пришествия Христа Михаил победил дьявола, заковав его в оковы на тысячу лет. В апокрифических сочинениях, сообщавших о сошествии Христа в ад, дьявол изображался закованным в оковы и распоряжавшимся всем происходящим вокруг.
Там, братия мои возлюбленные, великие дары и несравненная радость, о которой устам человеческим и сказать невозможно, там тьмы Ангелов, торжество первородных, престолы апостолов, председания пророков, скипетры патриархов, венцы мучеников, похвалы праведных; там в великой славе и торжестве пребывают шествовавшие путем тесным и узким, и ликовствуют с
Архангелами изнурявшие себя постами, бдениями, слезами, в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных. Отец сирот и Судия вдовиц в вечные селения приемлет сирот и истинных вдовиц. Там соблюдается награда всякому начальству и власти, и уготовано место архиереям, иереям, диаконам, иподиаконам, чтецам, царям, князям, воинам, богатым, бедным, девственникам, живущим в девстве без обета, рабам, свободным, вдовам и сиротам – там соблюдаются их награды и плоды, и деяния, что каждый предпослал туда, по написанному: в руку бо Его и мы и словеса наша (Прем. 7:16). И ещё Апостол говорит: когождо дело явлено будет (1 Кор. 3:13); и в другом месте: Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6:7).
Учение о мытарствах есть учение Церкви210. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы. Это учение находим в древнейшем церковном предании и в церковных молитвословиях. Пресвятая Дева, Богоматерь, извещенная
Архангелом Гавриилом о приближающемся Своем преставлении, принесла слезные молитвы Господу об избавлении Ее души от лукавых духов поднебесной. Когда настал самый час Ее честного Успения, когда низшел к Ней Сам Сын и Бог Ее с тьмами Ангелов и праведных духов, Она, прежде нежели предала пресвятую душу Свою во всесвятые руки Христовы, произнесла в молитве к Нему и следующие слова: «Приими ныне в мире дух Мой, и огради Меня от области темной, чтоб не встретило Меня какое-либо устремление сатаны»211.
Учение о мытарствах есть учение Церкви209. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы. Это учение находим в древнейшем церковном Предании и в церковных молитвословиях. Пресвятая Дева, Богоматерь, извещенная
Архангелом Гавриилом о приближающемся своем преставлении, принесла слезные молитвы Господу о избавлении Ее души от лукавых духов поднебесной. Когда настал самый час Ее честного успения, когда низшел к ней Сам Сын и Бог Ее с тьмами Ангелов и праведных духов, Она, прежде нежели предала пресвятую душу Свою во всесвятые руки Христовы, произнесла в молитве к Нему и следующие слова: «Приими ныне в мире дух Мой и огради Меня от области темной, чтоб не встретило Меня какое-либо устремление сатаны»210.
40. Душа апостола Павла была лугом добродетелей и раем духовным. Апостол Павел восхищен был в рай, видел третье небо, знал тайны от Бога, какие нельзя пересказать никому из людей, был подобен Ангелам, на мучения смотрел как на детские игрушки. Если
Архангелу Михаилу вверен был народ иудейский, то Павлу – суша и море, обитаемые страны и необитаемые.
Посли, Господи,
Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам, борющимся со мною, сотвори их, яко овцы, и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатый первый княже, воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех делах в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях – тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.
Святой
Архангел Рафаил, или помощь и исцеление Божье, – имя третьего Архангела. В Святом Писании есть целая книга, посвященная ему, – книга Товита. В ней рассказывается, как Архангел Рафаил был послан Богом помочь сыну Товита Товии совершить путешествие и выполнить поручение отца. По пути они побывали в городе Ектабаны, где Товия женился на Сарре. Архангел научил Товию, как изгнать мучившего Сарру демона. Когда путешественники вернулись домой, Рафаил сказал Товии приложить желчь пойманной ранее рыбы к глазам слепого отца. После этого Товит прозрел.
Почти чревоношение и скачи, если не как Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении кивота; уважь перепись, по которой и ты вписан на небесах; поклоняйся Рождеству, через которое освободился ты от уз рождения; воздай честь малому Вифлеему, который опять привел тебя к раю; преклонись перед яслями, через которые ты, сделавшийся бессловесным, воспитан Словом. Познай Его, повелевает тебе Исаия, как вол – Стяжавшего и как осел – ясли господина своего (Ис. 1, 3). Принадлежишь ли к числу чистых или составляешь достояние язычества – иди со звездой, принеси с волхвами дары – золото, и ладан, и смирну как Царю и как Богу и как умершему ради тебя; прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с
Архангелами , да составится общее торжество небесных и земных сил. Ибо я уверен, что небесные силы радуются и торжествуют ныне с нами, потому что они человеколюбивы и боголюбивы. Одно только можешь ненавидеть из бывшего при Рождестве Христовом – это Иродово детоубийство, лучше же сказать, и в нем почти жертву единолетних со Христом, предварившую новое заклание. Бежит ли Христос в Египет – с Ним и ты охотно беги. Хорошо бежать со Христом гонимым! Замедлит ли Он во Египте – призывай Его из Египта, воздавая Ему там доброе поклонение. Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым.
В Таинстве Священства Святой Дух через Архиерейское возложение рук поставляет правильно избранное лицо совершать Святые Таинства и пасти стадо Христово (христиан) (1 Кор. 4, 1; Деян. 20, 28). Никто не может сам принять на себя честь священства, но только призываемый от Бога (Евр. 5, 4), ибо Господь дал священникам Своим такую власть – вязать и разрешать грехи, какой, по словам Иоанна Златоуста, не дал на небе святым Ангелам и
Архангелам (Ин. 20, 22).
Далее следует приобщение, потому что цель всего – общение с Богом, а оно – вершина всех благ и главный предмет желаний. И оно, как мы ранее сказали, происходит по чину, ради благочиния, и правды, и благочестивого смирения: каждый в своем чине делается причастником Таин. Господь, будучи правым и истинным, в правде дарует Себя всем нам. Потому непосредственно приобщается Ему один только первый архиерей, как и между
Архангелами , по словам Дионисия, первыми причастниками бывают первые, через их посредство – средние и после них – остальные. Поэтому также через архиерея приобщаются епископы и [старшие] священники, а через [старших] священников – все остальные священники и диаконы.
Во время беременности Мария вместе со своим мужем Иосифом была вынуждена отправиться в Вифлеем для переписи населения. Там в пригороде и был ею рожден Спаситель мира. После Вознесения Иисуса на небо Пресвятая Дева Мария осталась жить в Иерусалиме у апостола Иоанна. Каждый день она заботилась о близких и молилась Господу о своем сыне. Она со смирением ждала своей смерти, и когда пришел ее черед, то об этом ее известил
архангел Гавриил, являющийся предвестником Божьих таинств. Апостолы, проповедующие слово Господа в разных странах, сумели прийти к Марии в момент ее смерти. Сам Иисус явился к матери своей для того, чтобы препроводить ее душу в рай. Единственным, кто не смог попасть к Марии, был апостол Фома: он опоздал на три дня. Чтобы утешить его, другие апостолы повели его к ее гробу, но, когда они пришли, тела Марии там не было. Все поняли, что она отправилась к Сыну своему.
Свой вклад в создание Руси принесла и святая Евдокия – дочь суздальского князя Димитрия Константиновича. В 1367 г. она стала супругой великого князя Димитрия Ивановича Донского. Святитель Алексий был духовным руководителем святой Евдокии. В 1374 г. в Переяславле ее сына Юрия крестил преподобный Сергий. В 1387 г. Евдокия основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. По ее желанию был написан образ
Архангела Михаила, ставший храмовой святыней Архангельского собора. Родив шесть сыновей и четыре дочери и воспитав их, она, оставшись вдовой в 1389 г., предалась подвигу поста и молитвы, носила на теле тайно вериги и приняла постриг с именем Евфросинии в основанной ею в Кремле обители. В ангельском образе, в молитве и посте она мирно почила 7 июля 1407 г. Известно, что, пламенея любовью к родной Москве и Руси, святая преподобная Евдокия при нашествии Тамерлана в 1395 г. посоветовала перенести в Москву благодатную чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, и Богородица чудесно защитила Русскую землю.
Господи Боже Великий, Царю Безначальный! Пошли
Архангела Своего Михаила на помощь мне, рабу Твоему (имярек), изъяти мя от враг моих всех, видимых и не видимых. О, Пречудный Господень Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба своего (имярек), молящегося тебе и призывающего имя твое святое. О, услыши молитву мою и ускори на помощь мою, о пречудный Господень Архангеле Михаиле шестокрылатый, первый княже, воеводе небесных сил, херувим и серафим, демонов сокрушитель, запрети всем врагам моим, борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и развей их яко прах пред лицем ветра. О пречудный Господень Архангеле Михаиле, буди мне великий помощник во всем: в обидах, скорбях, печалях, в пустынях, на реках и на море буди мне тихое пристанище, избави мя, раба Твоего, от всякия прелести диавольския. О пречудный Господень Архангеле Михаиле, победи вся противящаяся мне силою Честнаго Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых Апостолов, святого пророка Божия Илии, святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных Сергия, Серафима и Трифона, святителей Стефана и Иосасафа, всех мучеников и мучениц и всех святых небесных сил. О пречудный Господень Архангеле Михаиле, избави мя от труса, потопа, огня, меча и напрасныя смерти, от врага льстиваго, от бури наносной и от лукавого избави мя навсегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Здесь Она сподобилась вкушать небесную пищу, приносимую Ей Ангелом. Здесь же, в храме Господнем,
Архангел Гавриил возвестил Ей тайну спасения всего мира: Радуйся, Благодатная! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога, и родишь Сына, и наречется Сыном Всевышнего. Послушная Промыслу Божию, Она ответила ему: Се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 28–38). В это время Она приняла Святаго Духа Божия, сила Вышнего осенила Ее, и Она стала селением Бога Слова, Святая Святых большей.
Крест Ее слагался не из дерева или вещества, а из тех скорбей и уничижений, в которых пребывала Божия Матерь до самой Своей смерти. Приуготованная явиться Матерью Творца неба и земли и приветствованная
Архангелом как благословенная между женами, Она в то же время должна страдать от подозрения со стороны хранителя Своего девства, будто бы Она бракоокрадованная. Не крест ли это?
О: На три, и всякий чин, кроме того, разделяется еще на три чина, как-то: в первом – Престолы, Херувимы и Серафимы; во втором – Власти, Господства и Силы; в третьем – Ангелы,
Архангелы и Начала.
Обрати внимание и на другой величайший дар. Да по сему святому знамению Твоему, – говорит, – познаваемы будут от святых Ангелов,
Архангелов и всех Пренебесных Сил.
Монастырь был основан во второй половине ХI в., в царствование императора Никифора III Вотанита (1078–1081). Но после устроения обители не было средств, чтобы привести ее в надлежащий вид, о чем игумен Неофит очень тужил. И в это время одному из послушников Божья Матерь открыла во сне, что на монастырском участке хранится клад. Проснувшись, инок рассказал обо всем игумену, и тот послал его и еще двоих монахов отыскать сокровище. Но когда оно было открыто, два инока соблазнились богатством, решили разделить его и убежать с Афона. А чтобы третий товарищ не помешал им, они привязали ему на шею камень и бросили в воду. Когда несчастный стал тонуть, пред ним предстали ангел-хранитель и святой архистратиг Михаил, которые и перенесли его в алтарь Дохиарского собора. В честь этого чуда обитель была посвящена бесплотным силам –
архангелам и ангелам. Спасенный юноша принял постриг и впоследствии стал игуменом монастыря, а преступных иноков изобличили и заставили возвратить сокровище.
О, святый великий
Архангеле Рафаиле, Престолу Божию предстяяй! Ты, благодатию от Всемогущаго Врача душ и телес наших тебе данною, праведнаго мужа Тэвита от слепоты телесныя исцелил еси и сына его Товию, спутешествуя ему, от злого духа сохранил еси. Всеусердно молю тя, буди мне путеводитель в жизни моей, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни моя, управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О, святый великий Архангеле Рафаиле! Услыши молящегося тебе и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общего Создателя нашего в бесконечные веки веков. Аминь!
Заклинаю тебя Богом, Который явил дерево жизни и учредил лики херувимов и обращающийся пламенный меч, чтобы охранять его. (Быт. 3:24.). Херувимы – ангелы наиболее приближенные к Богу. Будь запрещен и удались! Ибо заклинаю тебя Тем, Кто ходил по поверхности моря, как по суше, Которого взгляд сушит бездны и от угрозы страха Которого тают горы; Тот через нас запрещает тебе. Убойся, выйди и удались от этого создания и не возвращайся, и не таись в нем, и не подстерегай его, и не влияй на него ни ночью, ни днем, ни утром, ни в полдень. Но удались в свой тартар до предназначенного Судного дня. Убойся Бога, сидящего на херувимах и взирающего на бездны, перед Которым трепещут ангелы,
архангелы , престолы, господства, начала, власти, силы, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, перед Которым трепещут небо и земля, море и все, что в них.
Иегова, или Яхве – Элохим (Боги) – во множественном числе, как особо почитаемый Бог. Толкователи указывают, что множественное число употреблено из-за того, что под этим именем подразумевается Святая Троица. Есть такая секта, которая связана с именем Иеговы. Последователи этой секты именуют себя «свидетелями Иеговы». Вероучение их в представлении о близости конца света сходно с адвентистами. Но в отличие от адвентистов иеговисты отрицают единосущность Троицы и почитают главным образом Бога Отца, которого называют именем Иеговы и изображают мстительным самодержцем, безпощадным ко всем, кроме иеговистов. Они представляют Христа чем-то вроде
Архангела и т. д.
Хотя смерть праведников и вполне покаявшихся грешников совершенно или, по крайней мере, во многом отличается от смерти грешников отверженных и грешников недостаточно покаявшихся, но страх и томление свойственны каждому человеку при его кончине. Это и должно быть так: смерть есть казнь. Хотя казнь и смягчается для праведников, но казнь пребывает казнью. Сам Богочеловек, приуготовляясь к приятию вольной смерти для спасения рода человеческого, был в подвиге, скорбел и тужил; капли пота Его падали на землю каплями крови: Прискорбна есть душа Моя до смерти325, сказал Он апостолам, уснувшим от печали и нечувствовавшим приближавшейся напасти. Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты326 – так молился Он Отцу. Предсмертный страх ощущала Пресвятая Дева Богоматерь пред Своим блаженным Успением, хотя Ей предвозвещены были
Архангелом Гавриилом Ее преселение в горние обители и слава, там ожидающая Ее, хотя Дух Святой, обильно обитавший в Ней, увлек все помышления и все желания Ее на небо327.
Хотя смерть праведников и вполне покаявшихся грешников совершенно или, по крайней мере, во многом отличается от смерти грешников отверженных и грешников недостаточно покаявшихся, но страх и томление свойственны каждому человеку при его кончине. Это и должно быть так: смерть есть казнь. Хотя казнь и смягчается для праведников, но казнь пребывает казнью. Сам Богочеловек, приуготовляясь к приятию вольной смерти для спасения рода человеческого, был в подвиге, скорбел и тужил; капли пота Его падали на землю каплями крови: Прискорбна есть душа Моя до смерти[325], сказал Он апостолам, уснувшим от печали и нечувствовавшим приближавшейся напасти. Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты[326] – так молился Он Отцу. Предсмертный страх ощущала Пресвятая Дева Богоматерь пред Своим блаженным Успением, хотя Ей предвозвещены были
Архангелом Гавриилом Ее преселение в горние обители и слава, там ожидающая Ее, хотя Дух Святой, обильно обитавший в Ней, увлек все помышления и все желания Ее на небо[327].
БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ – один из двунадесятых христианских праздников. Установлен в воспоминание о возвещении
Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога Слова (см. Лк. 1, 26–38).
На святой земле, в Ерусалиме-городе ходит святой
Архангел Гавриил с двенадцатью ангелами, с двенадцатью херувимами, с двенадцатью серафимами. И поют святой Архангел Гавриил с двенадцатью ангелами, с двенадцатью херувимами, с двенадцатью серафимами, поют славу Божию. От того гласу архангельского, гласу ангельского, херувимского, серафимского падают бесы, падают дьяволы, падают все нечистые слова. Так бы и от раба Божьего (имярек) все враги-недруги отступились, утихли, умолкли и исчахли, и иссохли, и потушились, унялись днем при солнце красном, унялись ночью при месяце ясном, и частых звездах, при буре, при вихоре, при утренней заре Марии, при вечерней заре Маремьяне. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Супруги очень любят друг друга, это любящая семья, Хадиджа рожает Мухаммаду шестерых детей. Она учит своего молодого мужа тоже единобожию, почитанию единого Бога. Но в итоге она говорит, что нельзя заниматься только, как сейчас бы сказали, бизнесом, нельзя только водить караваны, нельзя только жить суетой этой городской и политической жизни. Ты имеешь в себе духовный дар, ты должен его согревать в крови, ты должен обязательно на время уединяться для молитвы, для разговора с Богом один на один. Она ему рекомендует стоящую над Меккой гору и пещеру в ней, где можно вот так проводить какое-то время в уединении. Именно там, когда Мухаммаду было примерно сорок лет, примерно в 610 год, Мухаммаду происходит первое явление Бога. Это явление было в немного странной, для нас немного необычной форме. Явился
архангел Гавриил, по-арабски Джебраил, и сказал, «читай», и протянул ему свиток. А Мухаммад был неграмотный, что тогда было обычно, и он говорит, я не могу читать, я не умею. Гавриил говорит, «читай», и стал его душить. Тот несколько раз говорил, что он не умеет, но когда понял уже, что дело плохо, он стал читать. И это немного необычный для нас образ. Но на самом деле это очень сильный образ, это образ преодоления себя, потому что он не умел читать по своему человеческому разумению. Однако невозможное человекам возможно Богу. И здесь явился этот образ Божественной мощи. Что же он прочел и что он запомнил? Он прочел и запомнил первый – но не первый по нумерации – из явленных стихов или, как говорят на арабском языке, сур святого Корана.
В 6988 году (В 1480 г. от Рождества Христова.) великий князь Иван Васильевич пришел в Великий Новгород. Тогда же он взял в Москву попа Алексея протопопом церкви Успения Пречистой Богородицы и Дениса попа – в церковь
архангела Михаила. Кто без слез сможет поведать, что натворили эти скверные псы со своими подручными? Сразу по приезде в Москву, большой и многолюдный город, они не смели выказать что-либо неподобающее, но таились, как змеи в норе: на людях представлялись святыми и кроткими, праведными и воздержными, но тайно сеяли семена беззакония и погубили многие души, совратив их в жидовство, так что некоторые отпали от Церкви и обрезались в жидовскую веру; и среди них Ивашка Черный, черный как именем, так и делами, и Игнат Зубов, соучастник его.