Книга протоиерея Валентина Мордасова «Что посоветуете, батюшка?» составлена в виде вопросов православных христиан, адресованных священнику, и ответов на них. В ее основе – ответы на вопросы духовных чад псковского старца, протоиерея Валентина Мордасова: частью – взятые им из святоотеческих творений, частью – осмысленные собственным духовным опытом. Она охватывает самые разные проблемы жизни православного христианина, все стороны его бытовой жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О Боге, Богородице, Ангелах и святых
Если бесы не имеют силы над благочестивыми людьми, то как они могли действовать на святую мученицу Иустину, ведь она была благочестива?
По попущению Божиему А какова цель Божия, это Ему одному известно — пути Господни неисповедимы.
Святой небесный покровитель и Ангел хранитель — одно и то же духовное лицо или разные?
Два лица: святой покровитель — это тот святой, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при крещении.
Раньше я думал, что именины — это день рождения святого, имя которого носишь. Так ли это? Если меня зовут Юрий, то какой святой мой покровитель?
Именины — это день вашего Ангела, чаще всего — это день успения (смерти) святого, имя которого вы носите. Юрий — это славянская транскрипция имени Георгий. День Ангела ваш устанавливается вами следующим образом: после дня вашего рождения святой Георгий, день памяти которого ближайший к дню вашего рождения, будет вашим покровителем. Чаще всего называют этим именем в честь великомученика Георгия; его память 16 ноября или 6 мая по новому стилю.
Как следует проводить день своего Ангела?
В день своего Ангела следует пойти в Церковь, поговеть, причаститься Св. Таин Христовых, подать поминание о здравии и об упокоении своих сродников, отслужить молебен святому, имя которого носишь. День Ангела следует праздновать, хоть и работа не воспрещается. Лучшим занятием в день Ангела считается чтение жития его и других святых книг, а также дела благочестия.
Что означает выражение «смертью смерть поправ»?
Это выражает то, что Спаситель Иисус Христос Своей смертью на Кресте разрушил смерть, которой человечество в лице Адама было наказано за грехопадение. На Кресте Спасителем человечество избавлено «от греха, проклятия и смерти». И если физическая смерть еще властна над человечеством, то духовная смерть Воскресением Иисуса побеждена. Всякий верующий в Меня не погибнет, но будет иметь жизнь вечную, — сказано в Евангелии (Ин. 6: 47). Не случайно приведенные слова помещены в тропарь Пасхи — Светлого Христова Воскресения, ведь это событие является главной истиной христианства. Святой апостол Павел писал, что если Христос не воскрес, то напрасна вера наша, напрасно и исповедание наше (1 Кор. 15: 14).
Какой эпохе соответствует Бог ипостаси Святой Троицы и какое Он носит имя в Ветхом Завете: 1. Бог эпохи Авраама, Исаака, Иакова? 2. Бог эпохи Моисея и царей Иудеи?
Бог, Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт. 1: 1; Ин. 1: 1), имеет в Священном Писании различные наименования:
а) Иегова (Я есть Сущий) (Исх. 3: 14) — Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр. 1: 8);
б) Элоаг (евр., единственного числа) и Элогим (множ.) означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Элогим выражает величие и превосходство Существа Божия;
в) Всемогущий (Быт. 26: 1; 26: 2 — 3; Исх. 2: 3);
г) Господь (евр. Адонаи) (Суд. 13: 8);
д) Всевышний (Быт. 14: 18; Пс. 7: 18).
Бог един по существу, но троичен в Лицах — это знание о Боге Троице стало доступно нам после того, как вторая Ипостась (Лицо) — Сын Божий Господь наш Иисус Христос — принял плоть человеческую (вочеловечился), Дух Святой сошел на Него в Крещении и Отец свидетельствовал, что Иисус есть Его Сын возлюбленный (Мк., гл. 1).
Можно ли увидеть Ангелов?
Святой Исаак Сирин говорил: «Не то велико, что христианин видит Ангелов, а велико то, что человек видит свои грехи». Вообще, святые отцы предупреждали о том, что необходимо опасаться всякого рода видений, потому что они вводят человека в заблуждение и «прелесть». Будучи духовно неопытными, многие принимают видения демонов за ангельские видения.
Святой апостол Павел предупреждал, что сатана готов иногда принять образ Ангела света для того, чтобы соблазнить верующих.
Как узнать, что Бог мне помогает?
На этот вопрос вы можете ответить только из своего опыта.
Почему Бог сразу не уничтожил и так долго не уничтожает диавола? Зачем немощным людям такая тяжелая жизнь и на земле в теле и душе по исходе из тела? Ведь если бы не было зла (диавола), то и Ева не соблазнилась бы. И люди бы все были добрые и негордые, всем бы жилось легко и радостно, не нужна бы была и такая жертва как страдания и смерть (хоть потом и Воскресение) Сына Божия.
На этот вопрос полностью может ответить только Бог. Бог действительно создал и Ангелов и людей, наделив их свободой воли, которую Он не может уничтожить. Если бы эта свобода была лишена выбора реального, тогда она была бы не нужна. Мы никогда бы не узнали, что такое день, если бы не знали, что такое ночь; мы никогда бы не узнали, что такое добро, если бы не знали, что такое зло. Ведь диавол был «Денницей» — первым ангелом у Бога, но выбор им сделан в пользу зла. Уничтожение диавола ничего бы не изменило. У Ф. М. Достоевского есть на эту тему рассказ «Сон смешного человека», как без сатаны возможно совращение человека, если воля не воспитана. В том и красота, что Царствие Бога, Его любовь человек выбирает добровольно, хотя кругом и много соблазнов. Все, что совершается насильно, лишено подлинной радости и счастья.
Мое имя — Нелли. Я знаю, есть такая святая великомученица Неонилла. Правильно ли я ищу покровительства этой святой? Если да, то как я должна обратиться к ней, какую молитву читать? У меня и образа ее нет.
Да, действительно, по традиции носящие имя Нелли обращаются к святой мученице Неонилле. К сожалению, специальных молитв нет ко многим святым, но есть общие молитвы мученикам, мученицам, преподобным и т. д. Кроме того, можно обращаться к своей покровительнице и своими словами.
Расскажите мне, пожалуйста, все о «Богородичном соборе».
«Собор Пресвятой Богородицы» бывает на второй день праздника Рождества Христова. Она явилась Виновницей величайшего события — Воплощения Сына Божьего. И поэтому в честь Нее «собирается» множество людей для Ее прославления. Отсюда и «собор».
Я вот читал Библию и встретил, что имя Бога — Иегова. А почему вы его не вспоминаете? Почему везде называется только Бог или Господь, а имя не вспоминается? И есть ли какая религия, что вспоминает имя Бога, или нет?
Иегова, или Яхве — Элохим (Боги) — во множественном числе, как особо почитаемый Бог. Толкователи указывают, что множественное число употреблено из-за того, что под этим именем подразумевается Святая Троица. Есть такая секта, которая связана с именем Иеговы. Последователи этой секты именуют себя «свидетелями Иеговы». Вероучение их в представлении о близости конца света сходно с адвентистами. Но в отличие от адвентистов иеговисты отрицают единосущность Троицы и почитают главным образом Бога Отца, которого называют именем Иеговы и изображают мстительным самодержцем, безпощадным ко всем, кроме иеговистов. Они представляют Христа чем-то вроде Архангела и т. д.
Кого вы подразумеваете под Божией Матерью? Если Марию, то Она, насколько я знаю, родила Иисуса Христа, но не Бога. Я так понял, когда читал Библию, что Иегова и Иисус Христос — это две отдельные личности.
Была такая ересь в V веке, которая, как и вы, отрицала Божество Иисуса Христа и Матерь Божию называла Христородицей. На IV Вселенском Соборе в 431 году эта ересь была осуждена. Но эта ересь, как ересь Ария, время от времени возрождается во всякого рода сектах, в частности в секте «свидетелей Иеговы». Действительно, Отец, Сын и Святой Дух по учению Православной Церкви единосущны по естеству, но отличаются в Лицах. Из Евангелия, если бы вы его внимательно читали, вы узнали бы, как Иисус Христос говорил, что Он и Отец едины (см. Ин. 10: 30). И вообще, все Евангелие от Иоанна свидетельствует об Иисусе, Отце и о Святом Духе как Троице Единосущной и Нераздельной.
Какого числа в июне празднуется день Ивана Купалы и в какие другие дни года чествуется это же имя?
Иван Купала — это простонародное название Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Память его несколько раз в году: 7 января, 24 февраля, 25 марта, 24 июня, 29 августа, 23 сентября, 12 октября (даты даны по старому стилю).
Я родилась 10 ноября. Не так давно я узнала, что это день Параскевы Пятницы. А я ничего толком не знаю о Параскеве Пятнице. И мне очень хочется знать все о ней.
Подробно о жизни святой мученицы Параскевы вы можете узнать из жития этой святой, которое помещено в «Житиях Святых» на 28 октября (по старому стилю)[1]. Здесь мы можем дать только краткие сведения. Святая Параскева-великомученица (Параскева в переводе с греческого означает Пятница) родилась в царствование императора Диоклетиана, гонителя христиан. Рано лишилась родителей. Придя в совершеннолетие, Параскева стала проповедовать христианство не только словами, но и поступками. Имение, оставшееся от родителей, стала раздавать нищим, нуждающимся, т. е. поступала по заветам Евангелия. Все это не могло не привлечь внимания приверженцев вытесняемого язычества. Ее схватили, бросили в темницу и стали всеми доступными способами отвращать от Христа. Ее уговаривали, мучали, но все было бесполезно, наоборот, многие, видя ее бесстрашие, обращались в христианство. Тогда было принято решение отсечь ей голову.
Как Бога представлять? На небе, в себе или еще как?
«Никак. Приобрести навык стоять в убеждении, что Бог везде есть и, следовательно, в тебе и видит все твои сокровенности, и в сем убеждении держи себя благоговейно пред невидимым Богом, без всяких Его воображений. Но молись, чтобы Бог Сам научил тебя сему», — учит святитель Феофан Затворник.[2]
В чем состоит благоговение к Богу?
Благоговение наше, — учит святитель Феофан Затворник, — должно быть соразмеряемо не с емкостью или малостью делаемого, а с лицом Бога, к Коему относится. Кадит ли кто или читает и поет, или другое что делает, коль скоро небрежно то исполняет, подлежит суду творящих дело Божие с небрежением. Равно и из присутствующих в Церкви стоит ли кто или поклоны кладет, или свечу ставит, если делает это небрежно, столько же погрешает и тому же суду подлежит.[3]
Каковы видимые залоги общего воскресения нашего?
Видимые залоги общего воскресения нашего суть останки праведников Божиих. Они служат для верных видимым залогом общего воскресения всех, а для слабых — опорой веры в минуты ее колебания. Поэтому с верой и упованием лобызай святые мощи угодников Божиих, как видимые залоги общего освобождения твоего и всей твари из работы, смерти и тления! Приноси чаще «перст твой семо», осязай эти бренные тела, благодатью и проразумением Божиим соблюдаемые в нетлении, и — не буди неверен, но верен (Ин. 20: 27).
Какой конец всех намерений Божиих на земле?
Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй (Сир. 3: 21). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и спасение наше есть конец всех намерений Божиих на земле; все, что видим в мире, должно служить к увеличению Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудача, богатство и бедность народов, возвышение и упадок государств, — словом, все в порядке вечных законов должно содействовать образованию и вознаграждению горнего Иерусалима. Тираны очистили веру гонениями, праведные подкрепляют ее любовью, святые угодники суть свидетели чистоты ее, пастыри — хранители учения.
Что значат слова Иисуса Христа: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14: 6)?
Слова эти значат: через Меня, как сказал Иисус Христос, приходят, ко Мне приходят, во Мне пребывают. Ибо когда к Нему приходим, приходим и ко Отцу, и познаем посредством равного — Того, Кому Он равен, и связуемся Духом Святым, да вечно пребудем в соединении с верховным и неизменяемым благом.
Что значат слова: Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8: 18)?
Это значит: пусть свирепствует мир, пусть поражает нас и языком, и оружием. Что бы ни сделал он, велико ли все это в сравнении с тем, что мы получим? Все, что ни восстает против имени Христова, если может быть препобеждено, — удоботерпимо, а если не может, то способствует к скорейшему получению награды, так что конец временного зла граничит с приятием вечного блага.
Кто, кроме Бога, изображается на святых иконах?
Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь. Но молиться мы Ей должны не как Богу, а как близкой к Богу ходатаице за нас перед Ним.
Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа апостолом Лукой, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидев Свое изображение, сказала: «Благодать Моя и Сына Моего будет с этой иконой». Мы молимся Ей и веруем, что ради Ее молитв Бог многое нам прощает и во многом помогает.
Что открыто человечеству о святых Ангелах?
Вначале, когда еще не было ни видимого мира, ни человека, Бог сотворил святых Ангелов.
Ангелы — духи бестелесные и бессмертные, как и наши души, но Бог их одарил силами и способностями гораздо большими наших.
Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны и благодатию Божией так утвердились в делании добра, что грешить уже не могут.
Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека во всей его земной жизни от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и после смерти.
Ангелы изображаются на иконах, в знак их духовной красоты и силы, в виде прекрасных юношей с крыльями. Крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца // Жития святых. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004.