Альтерация (музыка)

Альтера́ция (от позднелат. alterare — «изменять») — в гармонии тональных и модальных ладовхроматическое видоизменение неустойчивой диатонической ступени, обостряющее ладовое тяготение к устойчивой. Знаки музыкальной нотации, указывающие на альтерацию, именуются знаками альтерации.

В мажорно-минорной тональности (иначе «гармонической тональности») сущность альтерации связана с тра́нзитами — хроматическими проходящими от аккордового тона (например, c-e-g→gis) либо вместо него (c-e-gis). Хроматические проходящие и вспомогательные звуки могут внедряться в какие угодно аккорды. Результат такого внедрения называется альтерированным аккордом. Ход от хроматического вводного тона к диатонической форме той же ступени называется дезальтерацией.

Среди аккордов терцовой структуры, порождаемых альтерацией, увеличенное трезвучие (аккорд увеличенной квинты) и аккорд увеличенной сексты. Наиболее часто подвергается альтерации септаккорд.

Аккордовая альтерация — характерная черта расширенной тональности в музыке всех европейских композиторов-романтиков XIX века, особенно Рихарда Вагнера и Ференца Листа. В русской музыке того же времени альтерированные аккорды с секстой систематически использовал П.И.Чайковский («секста Чайковского»). Альтерированные аккорды широко используются в джазе.

Понятие альтерации неприменимо к музыке, в которой нет взаимодействия и взаимозависимости диатоники и хроматики — корреляции, типичной для европейских модальных ладов Средневековья и Возрождения и для гармонической тональности. Например, в древнегреческой музыке каждый отдельный род мелоса независим от другого. В музыке многих композиторов-авангардистов XX века (например, в нововенской школе) также нет корреляции диатоники и хроматики, поэтому теряет смысл и понятие альтерации.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я