Родова́я общи́на — форма социальной организации (община), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства. Основная форма при первобытно-общинном строе.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины. Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.
Родовая организация – один из важнейших механизмов поддержания первобытного коллективизма. В отеч. антропологии существует неск. схем описания её таксономич. уровней (линий родовых структур): Р. – малый Р. – патри/матри/амбилиния; Р., или клан, – линидж; группа Р., или надрод, – Р. – подразделения Р. – ядро домохозяйства, или большой семьи (Д. А. Ольдерогге); клан – сиб, или субклан, – Р., или матри/патрилиния, линидж (Н. А. Бутинов). Локализованная ступень родовой организации – собств. Р. – обладает наибольшей целостностью. В зарубежной социальной антропологии Р. обозначается как генс (лат. gens) или клан.
Существуют 2 осн. направления в трактовке генезиса и сущности Р. – родовое и общинное. Согласно первому, характерному для ортодоксального эволюционизма, Р. был первичной и повсеместно распространённой формой социальной организации, пришедшей на смену «первобытному стаду» (см. в ст. Первобытность). В силу экзогамии Р. не могли существовать изолированно и возникали племена, объединявшие взаимобрачные (эпигамные) Р. (см. Дуальная организация); возникший вместе с Р. брак первоначально имел форму группового (дуально-родового) и дислокального брака. Матрилинейный Р. (материнский, ранний; см. Матриархат) рассматривался в качестве осн. экономич. и социального института, когда производств. отношения совпадали с кровнородственными и характеризовались коллективным потреблением, общеродовой собственностью на осн. средства производства и социальным равенством сородичей. С развитием производит. сил, в т. ч. в связи с переходом к пашенному земледелию, скотоводству и металлургии, совершился переход к патрилинейному Р. (отцовскому, патриархальному, позднему; см. Патриархат), когда осн. экономич. институтом становится большая патриархальная семья, а Р. сохраняет в осн. брачно-регулирующие и ритуальные функции; появляется иерархия неравноправных родов.
С точки зрения доминирующего ныне общинного направления, Р. возникает не всегда и преим. только с развитием земледелия и оседлости, когда появляются вертикальное родство и генеалогии. В отличие от общины, Р. никогда не был производств. ячейкой, имел только брачно-регулирующие и ритуальные функции. Материнский и отцовский Р. – равноправные варианты, не имеющие стадиального характера.
Пережитки Р. сохраняются в постпервобытных обществах, особенно у кочевых и горских народов и в элитарных слоях (напр., средневековые европ. дворянские фамилии и монархич. династии). Известны также случаи регенерации родовой организации (т. н. неородовая организация) в периоды ослабления государства (среди рус. переселенцев в Сибирь, на Крайний Север и Украину, у буров Юж. Африки и др.).
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заершить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Согласно архаическим представлениям, он ещё не полноправный член родовой общины.
Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода и решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины.
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община.