РИТО́РИКА, -и, ж.
1. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве. В Греции и в Риме образование было исключительно словесное. Преподавались грамматика, риторика и философия. Писарев, Наша университетская наука. [Прохин] воспитал свой стиль сначала в семинарии, потом в Казанском университете, на хриях, периодах, тропах --- и прочих тонкостях риторики. И. Гончаров, Воспоминания.
2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность. [Войницкий:] Эта верность фальшива от начала до конца. В ней много риторики, но нет логики. Чехов, Дядя Ваня. Здесь героическое происходит ежедневно. Это надо показывать на фактах, без риторики и громких фраз. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.
3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.
[Греч. ‛ρητορική]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. теория красноречия, наука об ораторском искусстве ◆ Ведь мы все знаем, что то, что считалось исключительно наукой и делом очень важным у римлян, чем они гордились, без чего считали человека варваром, была риторика, т. е. такое упражнение, над которым мы теперь смеёмся и считаем не только не наукой, но пустяками. Л. Н. Толстой, «Неделание», 1893 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А впрочем, ближе к непосредственной цели софистов был вопрос о связной речи как средстве убеждения; риторика равным образом ведёт свое происхождение от них и, специально, от Горгия. Ф. Ф. Зелинский, «История античной культуры», 1914 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. излишняя, фальшивая приподнятость изложения, напыщенность в сочетании с бессодержательностью ◆ Её риторика, ленивая мораль, вздорные, ленивые мысли о погибели мира — всё это мне глубоко ненавистно. А. П. Чехов, «Дядя Ваня», 1897 г. ◆ Всё это только риторика на почве истерии… поверь мне! Максим Горький, «Дачники», 1904 г.
3. истор. в старину — название младшего класса духовной семинарии ◆ Преподавались: 1) грамматика, разом с географией и историей; 2) арифметика и геометрия; 3) логика; 4) риторика и стихотворное учение; 5) физика с краткой метафизикой; 6) политика Пуффендорфова; 7) богословие. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», 1862—1875 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Рито́рика (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.
Первоначальное значение слова риторика — наука об ораторском искусстве — впоследствии расширилось до теории прозы, аргументации. Европейская риторика началась в Древней Греции, в школах софистов, практиковавших обучение красноречию и собиравших стилистические и грамматические правила. Риторика развивалась под влиянием Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана. Расцвет христианского красноречия относится к IV—V векам. Западное красноречие было особенно сильным в Италии (Бембо и Кастильоне; XVI век), где, благодаря противостоянию латинского (научного) и итальянского (народного) языков получило развитие учение о трёх стилях. В России до Петра I существовало исключительно духовное красноречие, которое преподавали в юго-западных духовных школах с XVII века на латыни и которое изучается гомилетикой. Первые русские научные труды по риторике были изданы М. Ломоносовым («Риторика», 1748, и «Рассуждение о пользе книг церковных», 1757).
Источник: Википедия
РИТО'РИКА (или реторика), и, мн. нет, ж. [греч. rhētorikē]. 1. Теория ораторского
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гранулирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Главной задачей политической риторики является решение проблемы оптимального кодирования.
Софисты – учителя риторики, появившиеся в греческих городах в период возникновения выборных учреждений – народных собраний, судебных органов.
По их убеждению, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение привлекать на свою сторону мнение большинства, то есть угадывать смысл общего блага.