Готизм, без сомнения, в
эстетическом смысле, отвлеченном от истории, несравненно выше стиля восстановления, рококо и других, служивших переходом от готизма к истинной реставрации древнего зодчества.
15) Совершенство формы (единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в
эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства в обширнейшем смысле слова или «уменья», цель всякой практической деятельности человека.
Красота формы, состоящая в единстве идеи и образа, общая принадлежность «е только искусства (в
эстетическом смысле слова), но и всякого человеческого дела, совершенно отлична от идеи прекрасного, как объекта искусства, как предмета нашей радостной любви в действительном мире.
14) Область искусства не ограничивается областью прекрасного в
эстетическом смысле слова, прекрасного по живой сущности своей, а не только по совершенству формы: искусство воспроизводит все, что есть интересного для человека в жизни.
Неточные совпадения
И дальше сам с собою: почему красиво? Почему танец красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий
смысл танца именно в абсолютной,
эстетической подчиненности, идеальной несвободе. И если верно, что наши предки отдавались танцу в самые вдохновенные моменты своей жизни (религиозные мистерии, военные парады), то это значит только одно: инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку, и мы в теперешней нашей жизни — только сознательно…
Одним словом, нет, по-видимому, возможности подвергать сомнению факт, что наше
эстетическое чувство, подобно всем другим, имеет свои нормальные границы относительно продолжительности и интенсивности своего напряженного состояния и что в этих двух
смыслах нельзя называть его ненасытным или бесконечным.
— Разве ты не делаешь того же самого? — продолжал Сенечка. — Разве твоя картина не тот же вопрос? Разве ты знаешь, хорошо ли поступила эта женщина? Ты заставишь думать людей, вот и все. И кроме
эстетического чувства, которое возбуждает всякая картина и которое одно, само по себе, стоит не очень-то много, не в этом ли
смысл того, над чем мы трудимся?
За пятнадцать — двадцать лет пред этим ко всему хотели прилагать
эстетические и философские начала, во всем искали внутреннего
смысла, всякий предмет оценивали по тому значению, какое имеет он в общей системе знаний или между явлениями действительной жизни.
Страницы, посвященные Кантом анализу
эстетического чувства, в этом
смысле принадлежат симптоматически к числу наиболее у него интересных, ибо здесь с полной ясностью обнаруживается недостаточность его рационализма.
Правда, мы прорываемся ко внутренней космической жизни, к природе в экзистенциальном
смысле через
эстетическое созерцание, которое всегда есть преображающая творческая активность, через любовь и сострадание, но это всегда означает, что мы прорываемся за пределы объективированной природы и освобождаемся от её необходимости.
Ценность нравственная в узком
смысле слова сталкивается с ценностью познавательной или
эстетической, ценности жизни личной с ценностью жизни сверхличной, исторической.
Тогда не будет уже искусства, не будет уже в строгом
смысле слова
эстетического переживания, в котором символически опосредствуется последнее сущее.