Неточные совпадения
Познание дерева есть развитие, совершенствование дерева, реальное осуществление
ценности в растительном мире.
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической
ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что
познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова)
ценность, что
познание есть функция жизни, что возможность брачного
познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в познающем.
В акте
познания с самим бытием, с самой реальной действительностью происходит нечто такое, в силу чего бытие творчески совершенствуется, развивается, осуществляет
ценность.
Что же такое есть знание, в чем его
ценность, если смотреть на само знание как на бытие, на смысл
познания как на осуществляющийся в бытии?
Наиболее объективированное
познание математическое, оно наиболее общеобязательно, охватывающее все цивилизованное человечество, но оно дальше всего от человеческого существования, от
познания смысла и
ценности человеческого существования.
Вина тут лежит не на
познании, которое есть положительная
ценность, а на духовном состоянии мира и человека, на разобщенности и раздоре в самом бытии.
Ценности низшего порядка, например государство, всегда стремились подчинить и поработить себе
ценности высшего порядка, например
ценности духовной жизни,
познания, искусства.
Наоборот,
познание в науках исторических и социальных и в науках о духе и о
ценностях, т. е. в философии, носит менее общеобязательный характер именно потому, что предполагает большую духовную общность людей.
При этом эта зависимость наиболее велика, когда речь идет о глубинном
познании духа, смысла и
ценности человеческого существования.
М. Шелер в «Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik» достигает результатов в этическом
познании только потому, что он ведет борьбу за
ценность личности.
В
познании этическом мы не только впускаем в себя и отражаем этическую правду, мы неизбежно и создаем ее, творим мир
ценностей.
Человек то совершает жертву своим призванием в
познании или искусстве во имя
ценностей религиозных, во имя аскетического подвига и достижения большого личного совершенства, то жертвует своим личным совершенством во имя творчества поэта или философа.
Невозможно установить
ценность как предмет
познания, если не произвести оценки, т. е. не совершить творческого духовного акта.
Из всех родов
познания познание этическое есть наиболее бесстрашное и наиболее горькое, ибо в нем раскрывается
ценность и смысл жизни и в нем же разверзается грех и зло.
Когда ваше
познание есть
познание «о чем-то», об объекте, то невозможно поставить в глубине вопрос об онтологической реальности и
ценности.
Теоретический и практический разум в этом нераздельны,
познание ценности неотделимо от оценки, от жизни в мире
ценностей.
Законническая этика решает вопрос очень просто: если происходит столкновение нравственного долга с любовью, хотя бы и обладающей высшей
ценностью, то нужно пожертвовать любовью во имя нравственного долга, если происходит столкновение
ценности чисто нравственной с творческим призванием в
познании или искусстве, то нужно пожертвовать творческим призванием во имя
ценности чисто нравственной.
Но любовь к
познанию или искусству, любовь к отечеству или культуре имеет нравственную
ценность и должна быть признана добром, если добро понимать целостно.
И этим нимало не подрывается
ценность самого
познания.
В дальнейшем движение оторвалось от связи с разными формами марксизма и превратилось в борьбу за самостоятельность духовных
ценностей в
познании, искусстве, моральной и религиозной жизни.
Во время чумы не до
познания и не до красоты, не до творчества
ценностей.
Во все времена по-разному философы отстаивали свою самостоятельность и свое противление мировой данности, говоря, что цель их
познания — свобода, а не природа, дух, а не материя,
ценность, а не действительность, смысл, а не необходимость, сущность, а не являющееся.
Для достижения святости в религии искупления не нужны творческие
ценности, не нужна никакая красота и никакое
познание.
Познание ценностей, т. е. того, что находится за пределами мировой данности, навязанной действительности, есть дело философии как творческого искусства, а не как науки, и потому не требует логики
познания ценностей.