Неточные совпадения
Толковал и говорил и с приказчиком, и с мужиком, и мельником — и что, и как, и каковых
урожаев можно ожидать, и на какой лад идет у них запашка, и по сколько
хлеба продается, и что выбирают весной и осенью за умол муки, и как зовут каждого мужика, и кто с кем в родстве, и где купил корову, и чем кормит свинью — словом, все.
Войско, отступив, облегло весь город и от нечего делать занялось опустошеньем окрестностей, выжигая окружные деревни, скирды неубранного
хлеба и напуская табуны коней на нивы, еще не тронутые серпом, где, как нарочно, колебались тучные колосья, плод необыкновенного
урожая, наградившего в ту пору щедро всех земледельцев.
Дети расходятся, а супруги остаются еще некоторое время под липами. Арсений Потапыч покуривает трубочку и загадывает. Кажется, нынешнее лето
урожай обещает. Сенокос начался благополучно; рожь налилась, подсыхать начинает; яровое тоже отлично всклочилось. Коли
хлеба много уродится, с ценами можно будет и обождать. Сначала только часть запаса продать, а потом, как цены повеселеют, и остальное.
Считалось выгодным распахивать как можно больше земли под
хлеб, хотя, благодаря отсутствию удобрения,
урожаи были скудные и давали не больше зерна на зерно.
— Да,
хлеб. Без
хлеба тоже худо.
Хлеб, я тебе скажу, такое дело; нынче ему
урожай, а в будущем году семян не соберешь. Либо град, либо засуха, либо что. Нынче он шесть рублей четверть, а в будущем году тридцать рублей за четверть отдашь! Поэтому которые хозяева с расчетом живут, те в урожайные года
хлеба не продают, а дождутся голодухи да весь запас и спустят втридорога.
Здесь шел в счет и глубокий снег, и весенние дожди, и сухие ветры, и
урожай, и недороды в соседних округах, и весь тот круг интересов и злоб, какие сцепились железным кольцом около
хлеба.
Из станиц Михей Зотыч повернул прямо на Ключевую, где уже не был три года. Хорошего и тут мало было. Народ совсем выбился из всякой силы. Около десяти лет уже выпадали недороды, но покрывались то степным
хлебом, то сибирским. Своих запасов уже давно не было, и хозяйственное равновесие нарушилось в корне. И тут пшеничники плохо пахали, не хотели удобрять землю и везли на рынок последнее. Всякий рассчитывал перекрыться
урожаем, а земля точно затворилась.
— А почему земля все? Потому, что она дает
хлеб насущный… Поднялся хлебец в цене на пятачок — красный товар у купцов встал, еще на пятачок — бакалея разная остановилась, а еще на пятачок — и все остальное село. Никому не нужно ни твоей фабрики, ни твоего завода, ни твоей машины… Все от хлебца-батюшки.
Урожай — девки, как блохи, замуж поскакали, неурожай — посиживай у окошечка да поглядывай на голодных женихов. Так я говорю, дурашка?
Меньше всего бегают из Корсаковского округа, потому что здесь
урожаи лучше, преобладают среди арестантов краткосрочные, климат мягче и легче получить крестьянские права, чем на Северном Сахалине, а по отбытии каторги, чтобы добыть себе кусок
хлеба, нет надобности возвращаться в рудник.
Время уборки
хлебов, особенно яровых, здесь почти всегда совпадает с самою дождливою погодой и, случается, весь
урожай остается в поле благодаря дождям, непрерывно идущим с августа до глубокой осени.
В отчете инспектора сельского хозяйства приводится таблица
урожаев за последние пять лет, составленная по данным, которые начальник острова называет «праздными вымыслами»; из этой таблицы можно заключить приблизительно, что средний
урожай зерновых
хлебов на Сахалине составляет сам-три.
Это находит подтверждение и в другой цифре: в 1889 г. из собранного
урожая зернового
хлеба на каждого взрослого приходилось в среднем около 11 пуд., то есть в три раза больше того, что было посеяно.
Картофель вообще дает хорошие
урожаи, и это подтверждается не только цифрами, но и личным впечатлением; я не видел закромов или мешков с зерном, не видел, чтобы ссыльные ели пшеничный
хлеб, хотя пшеницы здесь сеется больше, чем ржи, но зато в каждой избе я видел картофель и слышал жалобы на то, что зимою много картофеля сгнило.
При сахалинских
урожаях, колеблющихся в среднем между сам-друг и сам-три, земля может дать достаточно
хлеба только при одном условии: когда ее много.
При таковом заведении неудивительно, что земледелие в деревне г. некто было в цветущем состоянии. Когда у всех худой был
урожай, у него родился
хлеб сам-четверт; когда у других хороший был
урожай, то у него приходил
хлеб сам-десять и более. В недолгом времени к двумстам душам он еще купил двести жертв своему корыстолюбию; и поступая с сими равно, как и с первыми, год от году умножал свое имение, усугубляя число стенящих на его нивах. Теперь он считает их уже тысячами и славится как знаменитый земледелец.
Отец мой говорил, что он и не видывал таких
хлебов и что нынешний год
урожай отличный.
На железо да на
хлеб цены все-таки меняются, иногда совсем бывает застой в делах, а по винной части все хорошо:
урожай — народ пьет с радости, неурожай — с голоду.
Врывая столбы для постройки рижного сарая, крестьяне говорили, что не запомнят, когда бы так глубоко промерзала земля, и надеялись в будущем году богатого
урожая озимых
хлебов.
Для него заговор — не рецепт, а заповедь, не догматический, и положительный совет врача, проповедника, священника, а таинственное указание самой природы как поступать, чтобы достигнуть цели; это желание достигать не так назойливо, серо и торопливо, как наше желание вылечиться от зубной боли, от жабы, от ячменя; для простого человека оно торжественно, ярко и очистительно; это — обрядовое желание; для нас — болезнь и всякая житейская практика играют служебную роль; для простой души священны — и самый процесс лечения, и заботы об
урожае, и о печении
хлеба, и о рыбной ловле.
Осведомившись о состоянии его здоровья и об
урожае озимых
хлебов, предводитель спросил его — как он намерен окончить неосторожный пассаж свой с девицей Трегубской, присовокупляя, что ему велено посоветовать Михайле Степановичу кончить это дело; как следует дворянину и христианину.
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший
урожай в поле; и он рассуждал сам с собой: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бòльшие, и соберу туда весь
хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
При самом лучшем
урожае у сосновцев своего
хлеба дольше Великого поста никогда не хватало, и нужда заставила их приняться за промыслá — все-таки подспорье убогому хозяйству.
В летошном году везде был недород, своего
хлеба до Масленицы не хватило, озими от голой зимы померзли, весной яровые залило, на новый
урожай не стало никакой надежды.
— Какой помол, родименький! Какой помол! Наши места бесхлебные. У нас, кормилец, по всей волости хлеб-от плохо родится. Каков ни будь
урожай, доле Святой своего
хлеба не хватит; иной год с Тимофея-полузимника [Двадцать второе января. (Прим. автора.)] на базаре покупаем.
— Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Чтò же, чай пить будете? — прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене
хлебов, об
урожае и благоприятной погоде для уборки.
Да учтите всякого среднего мужика не в неурожайный, а в обычный год, когда, как в наших местах, в тех самых местах, где голод сплошь да рядом,
хлеба с надельной земли хватает только до Рождества, и вы увидите, что ему в обыкновенные годы, по спискам
урожая, кормиться нечем и дефицит такой, что ему непременно надо перевести скотину и самому раз в день есть.
Для определения степени нужды, которой бы можно было руководствоваться при раздаче пособий, во всех земствах составлены по волостям подробные подворные списки о количестве душ, едоков, работников, наделов; о количестве посеянных различных
хлебов и
урожая, о количестве скотины, о среднем
урожае и еще многое другое.
Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Всё ценное и дорогое было отвезено в Богучарово.
Хлеб, до 100 четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч,
урожай нынешнего года зеленым взят и скошен — войсками. Мужики разорены, некоторые ушли тоже в Богучарово, малая часть остается.
Положение крестьян Богородицкого уезда хуже.
Урожай, в особенности ржи, здесь был хуже. Здесь процент богатых, т. е. таких, которые могут просуществовать на своем
хлебе, тот же, но процент плохих еще больше. Из 60-ти дворов 17 средних, 32 совсем плохих, таких же плохих, как те 15 плохих в первой деревне Крапивенского уезда.
Говорю о положении только крестьян, а не вообще землевладельцев, потому что только для крестьян прямо, непосредственно кормящихся своим
хлебом и именно ржаным полем,
урожай ржи имеет решающее значение, вопрос жизни и смерти.