Несколько данных, приведённых нами, могут, кажется, дать некоторое понятие о связи нервных и мозговых отправлений с
умственной деятельностью человека. Несомненные факты ясно показывают нам, что для правильного хода и обнаружения нашей мысли необходимо вам иметь мозг здоровый и Правильно развитый. Следовательно, если мы хотим, чтобы умственная сторона существа нашего развивалась, то не должны оставлять без внимания И физического развития мозга.
Неточные совпадения
Одни
люди в большинстве случаев пользуются своими мыслями, как
умственной игрой, обращаются с своим разумом, как с маховым колесом, с которого снят передаточный ремень, а в поступках своих подчиняются чужим мыслям — обычаю, преданию, закону; другие же, считая свои мысли главными двигателями всей своей
деятельности, почти всегда прислушиваются к требованиям своего разума и подчиняются ему, только изредка, и то после критической оценки, следуя тому, что решено другими.
Бывают минуты, когда будущее представляется
человеку в столь мрачном свете, что он боится останавливать на нем свои
умственные взоры, прекращает в себе совершенно
деятельность ума и старается убедить себя, что будущего не будет и прошедшего не было.
Но если
человек, в котором
умственная деятельность сильно возбуждена вопросами, порождаемыми наблюдением жизни, одарен художническим талантом, то в его произведениях, сознательно или бессознательно, выразится стремление произнести живой приговор о явлениях, интересующих его (и его современников, потому что мыслящий
человек не может мыслить над ничтожными вопросами, никому, кроме него, не интересными), будут предложены или разрешены вопросы, возникающие из жизни для мыслящего
человека; его произведения будут, чтобы так выразиться, сочинениями на темы, предлагаемые жизнью.
Бывают
люди, у которых суждение о явлениях жизни состоит почти только в том, что они обнаруживают расположение к известным сторонам действительности и избегают других — это
люди, у которых
умственная деятельность слаба, когда подобный
человек — поэт или художник, его произведения не имеют другого значения, кроме воспроизведения любимых им сторон жизни.
Ясно, следовательно, что для значительного развития в обществе этого качества нужно высокое
умственное развитие всех его членов, нужно много живых и здравых понятий, не головных только, но проникших в самое сердце, перешедших в практическую
деятельность, переработанных в плоть и кровь
человека.
Из этого сопоставления можно вывести заключение такого рода, на первый взгляд не лишённое своей основательности: если всё развитие
человека направлять только к тому, чтобы он был здоровым, то придётся взять за идеал ирокезов, которые, как говорят, не знают никаких болезней, — и отвергнуть всё значение великих
людей, прославившихся
умственной и нравственной
деятельностью.
Несомненное влияние органического развития на
умственную и нравственную
деятельность человека уже очень давно сделалось предметом исследования натуралистов.
Если
человек с первых дней детства привык, например, слышать постоянно мелодические звуки, то естественно, что у него разовьётся чувство музыкальное; если: в детстве не привык
человек переносить неприятных ощущений, то понятно, что малейшая неприятность выводит его из себя; если в ребёнке успешно старались задерживать свободную
деятельность мысли, то неизбежно родится в нём чувства отвращения и
умственной деятельности, и т. д.
Это обстоятельство оказывает самое неблагоприятное влияние на
умственную и нравственную
деятельность человека.
Крестьянину вовсе не до такой
умственной роскоши; он
человек рабочий, он задумывается над тем, что может иметь отношение к его жизни, и задумывается именно для того, чтобы в душе своей найти основание для практической
деятельности.
Но, несмотря на все их старания показать, что причина события лежала в
умственной деятельности, только с большою уступчивостью можно согласиться с тем, что между
умственною деятельностию и движением народов есть что-то общее, но уже ни в каком случае нельзя допустить, чтоб
умственная деятельность руководила действиями
людей, ибо такие явления, как жесточайшіе убийства французской революции, вытекающие из проповедей о равенстве
человека, и злейшие войны и казни, вытекающие из проповеди о любви, противоречат этому предположению.
2) Движение народов производит не власть, не
умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но
деятельность всех
людей, принимающих участие в событии и соединяющихся всегда так, что те, которые принимают наибольшее прямое участие в событии, принимают на себя наименьшую ответственность; и наоборот.