Неточные совпадения
«У него тоже были свои мысли, — подумал Самгин, вздохнув. — Да, “
познание — третий инстинкт”. Оказалось, что эта мысль приводит к богу… Убого. Убожество. “Утверждение земного реального опыта как истины требует служения этой истине или противодействия ей, а она, чрез некоторое время, объявляет себя ложью. И так, бесплодно, трудится, кружится разум, доколе не восчувствует, что в центре круга —
тайна, именуемая бог”».
Бог есть
Тайна, и
познание Бога есть приобщение к
Тайне, которая от этого становится еще более таинственной (апофатическая теология).
Но есть
тайна, перед которой мы останавливаемся именно от глубины
познания.
В
познании о себе самом человек приобщается к
тайнам, неведомым в отношении к другим.
Познание тайны есть углубление подлинной
тайны.
Снимает ли
познание тайну, уничтожает ли ее?
Тайна всегда остается, она лишь углубляется от
познания.
Впоследствии и эта минута часто вставала в моей душе, особенно в часы усталости, как первообраз глубокого, но живого покоя… Природа ласково манила ребенка в начале его жизни своей нескончаемой, непонятной
тайной, как будто обещая где-то в бесконечности глубину
познания и блаженство разгадки…
Вновь обрести утерянный Логос философия может лишь путем посвящения в
тайны религиозной жизни, лишь приобщением к жизни Логоса приобретается он как орган
познания.
Творческая воля должна вновь дать место онтологии, исследованию
тайн бытия без этой вечной оглядки, раздвоения, рефлексии, без вечного сомнения в возможности
познания и в реальности бытия.
Познание истины есть посвящение в
тайны бытия.
Теория
познания придет, наконец, к реализму, когда положит в свое основание новую, необычную для отвлеченных философов идею, идею греха как источника всех категорий, источника самой противоположности субъекта и объекта, которая остается
тайной для всех гносеологий.
Лишь гносеология, которая будет ориентирована не только на факте науки, но и на факте веры, факте откровения, только такая цельная гносеология прикасается к живому сущему, постигает
познание как
тайну брака познающего с сущим.
Объект
познания, вековечная цель его — бытие и его
тайны — утеряны в рассудочной и критической философии.
Поступая в
познании естества, откроют, может быть, смертные
тайную связь веществ духовных или нравственных с веществами телесными или естественными; что причина всех перемен, превращений, превратностей мира нравственного или духовного зависит, может быть, от кругообразного вида нашего обиталища и других к солнечной системе принадлежащих тел, равно, как и оно, кругообразных и коловращающихся…
— В
познании и сохранении этих
тайн, — проговорила Сусанна Николаевна. — Но в чем состоят они, Егор Егорыч мне не открыл, — присовокупила она.
В сем состоянии не можем мы ничего о Нем сказать, кроме что Он единственно Себе самому известен: понеже Он никакой твари, какое бы имя она ни имела, неизвестен иначе, как только как Он открывает себя самого в шаре Вечности, а вне шара и сверх оного, Он есть для всего сотворенного смысла вечное ничто, цело и совсем скрыт и как бы в своей собственной неисследимой
тайне завит и заключен; так что
познание наше о Нем вне бездонного шара мира Вечности есть более отрицательно, нежели утвердительно, то есть мы познаем более, что Он не есть, нежели что Он есть».
Постепенно приводила ее к
познанию сокровенной
тайны и привела.
Знали его и образованные люди Божьи, и монахи с монахинями, и сестры женских общин, приведенные к
познанию тайны сокровенной, слыхали о нем по всем городам, по всем селам и деревням, где только живут хлысты.
— Не стало больше в ней ни душевных порывов, ни духовной жажды, ни горячего влеченья к
познанию тайн.
Если бы пробудилось спящее в нем сознание, если бы он обратился вовнутрь на
познание, вместо того чтобы переходить во внешние действия, если бы мы умели спрашивать его, а он умел бы отвечать, он выдал бы нам самые глубокие
тайны жизни…
Сознание нашей эпохи стоит под знаком разоблачения и
познания тайны пола в человеке.
И это только есть настоящее первородное
познание, настоящая моя философия, когда я стою лицом к лицу перед
тайной бытия.
Познание есть посвящение в
тайну бытия, в мистерии жизни.
Катафатическая теология и слишком далеко заходит в рационализации
тайны, и слишком рано ставит границы
познанию, устанавливая запреты.
Если это ничто есть изначальная, бездонная свобода, меоническая, несотворенная, то, хотя и остается непроницаемая
тайна, на путях ее
познания мы достигаем более осмысленных и менее оскорбительных результатов.
О нем возможно лишь пророчество,
тайна которого в том и заключается, что она не знает детерминированности и не есть
познание в категориях необходимости.
Границу рациональному
познанию ставит
тайна, а не табу.
Но этим не решается проблема духовная, от этого не перестает человек стоять перед
тайной смерти, вечности, любви,
познания, творчества.
Познание есть событие внутри бытия, и в нем раскрывается
тайна бытия.
В
познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с
тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Наука не знает последних
тайн, потому что наука — безопасное
познание.
При этом случае маленьким красноречивым переводчиком передано боярину, сколько ошибаются жители Москвы, почитая лекаря за колдуна; что наука снабдила его только знанием естественных сил и употребления их для пользы человека; что, хотя и существуют в мире другие силы, притягательные и отталкивающие, из которых человек, посвященный в
тайны их разложения и соединения, может делать вещи, с виду чудесные для неведения, однако он, Антон-лекарь, к сожалению, не обладает
познанием этих сил, а только сам ищет их.
Оккультизм неизбежно должен возродиться у грани перехода к творческой мировой эпохе как
познание тайн поколебавшегося в своей физической устойчивости космоса.
Познание Бога и последней
тайны мира по существу отличается от
познания научного и заключает в себя так же мало натурализма, как и математизма.
Нельзя ждать
познания мировой свободы и мировой творческой
тайны от уединенной, оторвавшей себя от мира и противоположившей себя миру индивидуальности.
Но поистине философия, которая силится отрицать исключительное значение человека в мире и отвергнуть человека как исключительный источник
познания тайны и смысла мира, страдает внутренним противоречием и истребляющим ее пороком.
Мертвенно, коснореакционно то религиозное сознание, которое не дерзает на творческий подвиг, на подвиг творчества
познания или творчества красоты, потому что считает этот подвиг лишь уделом святых, снимает с человека бремя свободного почина, бремя ответственности в раскрытии
тайны творческой.
Магия есть действие над природой и власть над природой через
познание тайн природы.
Правда, в науке всегда жили и боролись две души, и одна из них жаждала
познания мировой
тайны.
Но велико значение оккультизма в обращении к
познанию тайн космоса, в утверждении спонтанности человека.
Святому на высших ступенях его духовного восхождения все раскрывается: и высшее
познание, и высшая красота, и
тайна творчества.
Но я не могу уже осуществлять целей
познания без обращения к религиозному опыту, без религиозного посвящения в
тайны бытия.
В ее присутствии им овладевало даже постоянно
тайное раздражение; всего больше от ее тона и привычки обо всем говорить уверенно, готовыми фразами, как будто она преисполнена всевозможных
познаний.