Неточные совпадения
На террасе говорили о славянофилах и Данилевском, о Герцене и Лаврове. Клим Самгин знал этих писателей, их идеи были в одинаковой степени чужды ему. Он находил, что, в
сущности, все они рассматривают
личность только как материал истории, для всех человек является Исааком, обреченным на заклание.
«Воспитанная литераторами, публицистами, «критически мыслящая
личность» уже сыграла свою роль, перезрела, отжила. Ее мысль все окисляет, покрывая однообразной ржавчиной критицизма. Из фактов совершенно конкретных она делает не прямые выводы, а утопические, как, например, гипотеза социальной, то есть — в
сущности, социалистической революции в России, стране полудиких людей, каковы, например, эти «взыскующие града». Но, назвав людей полудикими, он упрекнул себя...
«Свободная»
личность у него часовой и работник без выслуги, она несет службу и должна стоять на карауле до смены смертью, она должна морить в себе все лично-страстное, все внешнее долгу, потому что она — не она, ее смысл, ее
сущность вне ее, она — орган справедливости, она предназначена, как дева Мария, носить в мучениях идею и водворить ее на свет для спасения государства.
Рыцарь был больше он сам, больше лицо и берег, как понимал, свое достоинство, оттого-то он, в
сущности, и не зависел ни от богатства, ни от места; его
личность была главное; в мещанине
личность прячется или не выступает, потому что не она главное: главное — товар, дело, вещь, главное — собственность.
В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы,
личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, то есть, в
сущности, одна проблема — проблема человека, его назначения, оправдания его творчества.
Для него, в
сущности, человека, как отдельной
личности, не существует, он образуется обществом.
Сущность христианства, которую многие тщетно пытались разгадать со стороны, — в
личности Христа, в космической роли этой таинственной
Личности.
Людей comme il faut я уважал и считал достойными иметь со мной равные отношения; вторых — притворялся, что презираю, но, в
сущности, ненавидел их, питая к ним какое-то оскорбленное чувство
личности; третьи для меня не существовали — я их презирал совершенно.
Христианство признает любовь и к себе, и к семье, и к народу, и к человечеству, не только к человечеству, но ко всему живому, ко всему существующему, признает необходимость бесконечного расширения области любви; но предмет этой любви оно находит не вне себя, не в совокупности
личностей: в семье, роде, государстве, человечестве, во всем внешнем мире, но в себе же, в своей
личности, но
личности божеской,
сущность которой есть та самая любовь, к потребности расширения которой приведена была
личность животная, спасаясь от сознания своей погибельности.
Сущность общественного жизнепонимания состоит в перенесении смысла своей личной жизни в жизнь совокупности
личностей: племени, семьи, рода, государства. Перенесение это совершалось и совершается легко и естественно в первых своих формах, в перенесении смысла жизни из своей
личности в племя, семью. Перенесение же в род или народ уже труднее и требует особенного воспитания для этого; перенесение же сознания в государство уже составляет предел такого перенесения.
Не сердитесь на него. У него, в
сущности, золотое сердце. Он из Ростова-на-Дону, домовладелец, симпатичнейшая
личность. Но, понимаете, вот…
Такова основа всех действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных теорий и пафосов, потому что она лежит в самой
сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по
личности Катерины.
Возвысившись над всеми
личностями, он тем свободнее и беспристрастнее может разобрать самую
сущность дела.
В книжке Марка Вовчка шесть рассказов, и каждый из них представляет нам женские типы из простонародья. Рядом с женскими лицами рисуются, большею частью несколько в тени, мужские
личности. Это обстоятельство ближайшим образом объясняется, конечно, тем, что автор рассказов Марка Вовчка — женщина. Но мы увидим, что выбор женских лиц для этих рассказов оправдывается и самою
сущностью дела. Возьмем прежде всего рассказ «Маша», в котором это выказывается с особенной ясностью.
Вы видите, что
сущность мнения та же самая: мужик, дескать, груб и необразован, и потому не имеет ни сознания прав своей
личности, ни собственного разума и воли.
Многим кажется, что если исключить из жизни
личность и любовь к ней, то ничего не останется. Им кажется, что без
личности нет жизни. Но это только кажется людям, которые не испытывали радости самоотвержения. Откинь от жизни
личность, отрекись от нее, и останется то, что составляет
сущность жизни — любовь, дающее несомненное благо.
В этом смысле следует понимать, когда говорится, что в душе есть еще несовершенство, пока «она созерцает Бога, насколько Он есть троица» (1,163); совершенство наступает лишь при созерцании «schlechthin Eine», «ungestaltete Wesen der göttlichen Persönlichkeit» [Совершенно единое, бесформенная
сущность божественной
личности (нем.).] (ib.).
В конце концов гениальность есть
личность в умопостигаемом ее существе, обнажение ее софийной
сущности.
Это богатство
личности, переливающая через край полнота внутренней жизни, инстинктивное чувство благосостояния и самоподтверждения — вот что составляет
сущность великих жертв и великой любви.
Иначе Бог не есть
личность, а отвлеченная идея или
сущность, бытие элеатов.
Бытие онтологии есть натуралистически мыслимая вещь, природа,
сущность, но не существо, не
личность, не дух, не свобода.
Аскеза в
сущности должна означать активное выявление и охранение форм
личности, её образа, активное сопротивление власти мира, желающего растерзать
личность, поработить её.
Объектная телеология космического процесса сталкивается со свободой человека, с
личностью и творчеством и в
сущности означает идеальный, спиритуализированный детерминизм.
Если Бог есть
Личность, а не Абсолютное, если Он не только essentia, но и exitentia, [
Сущность… существование (лат.).] если в нем раскрывается личное отношение к другому, к многому, то Ему присуще страдание, то в Нем есть трагическое начало.
Социологи, которые утверждают примат общества над
личностью и учат о формировке
личности обществом, в
сущности реакционеры.
В историю активно вступают так называемые исторические
личности, но история, в
сущности, не замечает
личности, её индивидуальной неповторимости, единичности и незаменимости; она интересуется «общим» и тогда, когда обращена к индивидуальному.
Есть два разных типа одиночества — одиночество творческой
личности, переживающей конфликт внутреннего универсализма с объективированным универсализмом, и одиночество индивидуалиста, противополагающего этому объективированному универсализму, к которому он, в
сущности, принадлежит, свою опустошенность и бессилие.
Государство не
личность, не есть существо, не есть организм, не есть
сущность (essentia), оно не имеет своего существования, существование всегда находится в людях, в людях находятся экзистенциальные центры.
Государство по своему происхождению,
сущности и цели совсем не дышит и не движется ни пафосом свободы, ни пафосом добра, ни пафосом человеческой
личности, хотя оно имеет отношение и к свободе, и к добру, и к
личности.
Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в
сущности, не входит в этот ряд.
Хотя дуэль представляется очень личным, интимным актом, хотя она есть встреча
личности с
личностью, она в
сущности есть безличный акт и в ней действуют бессознательные и родовые инстинкты.
Серов — их антагонист и неприятная им
личность — в
сущности, делал их же дело. И он вдохновлялся народными сюжетами, как"Рогнеда"и"Вражья сила", и стремился к слиянию слова с мелодией, да и вагнерьянство не мешало ему идти своим путем.
При мне зашла речь о Нечаеве, тогда уже прославившемся революционере. Кажется, сначала Герцен верилв него, но в это время он уже начинал распознавать, что, в
сущности, представлял собою этот террорист как
личность.
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, — как-то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12-м году и поход 13-го года, не вытекают ли из одних и тех же источников, — условий крови, воспитания, жизни, сделавших
личность Александра тем, чем она была, — из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как-то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20-х годов? В чем состоит
сущность этих упреков?
Число дел о раскольниках в эту эпоху значительно увеличилось, но почти все эти дела, наполняющие теперь заповедные архивы, касаются отдельных
личностей и мелочных большею частью случаев, а не
сущности раскола и не движений, бывших в раскольничьих общинах.