Неточные совпадения
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное
развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей
степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
— Но я всё-таки не знаю, что вас удивляет. Народ стоит на такой низкой
степени и материального и нравственного
развития, что, очевидно, он должен противодействовать всему, что ему чуждо. В Европе рациональное хозяйство идет потому, что народ образован; стало быть, у нас надо образовать народ, — вот и всё.
— Да это совершенно напрасно. Эта сила сама находит, по
степени своего
развития, известный образ деятельности. Везде были рабы, потом metayers; [арендаторы;] и у нас есть испольная работа, есть аренда, есть батрацкая работа, — чего ты ищешь?
— Но вы сами сказали, что народ стоит на низкой
степени материального
развития. Чем же тут помогут школы?
Послушать, так нужная
степень нравственного
развития у всех уже есть, как будто каждый уже достиг его и носит у себя в кармане, как табакерку, что это «само собой разумеется», что об этом и толковать нечего. Все соглашаются, что общество существовать без этого не может, что гуманность, честность, справедливость — суть основные законы и частной, и общественной жизни, что «честность, честности, честностью» и т. д.
Так ищут спасения от усовершенствованной материи в материи несовершенной и от высокой
степени материального
развития — в низкой ступени материального
развития.
Я тут же познакомилась с некоторыми из девушек; Вера Павловна сказала цель моего посещения:
степень их
развития была неодинакова; одни говорили уже совершенно языком образованного общества, были знакомы с литературою, как наши барышни, имели порядочные понятия и об истории, и о чужих землях, и обо всем, что составляет обыкновенный круг понятий барышень в нашем обществе; две были даже очень начитаны.
Высшая точка
развития для него «есть высшая
степень сложности, объединенная некиим внутренним деспотическим единством».
Вывод его таков, что в Северном Сахалине «возможно существование для племен, стоящих даже на относительно низкой
степени умственного
развития; очевидно, здесь жили люди и веками выработали способы защищаться от холода, жажды и голода; весьма вероятно при этом, что древние обитатели жили здесь сравнительно небольшими общинами и не были народом вполне оседлым».
Заключение, разумеется, нелепое, хотя, конечно, и бывают действительно люди, которые, по
степени своего
развития, и не способны понять другого блаженства, кроме этого…
А мораль, которую выводит для себя Большов из всей своей истории, — высший пункт, до которого мог он подняться в своем нравственном
развитии: «Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть; а за большим погонишься, и последнее отнимут!» Какую
степень нравственного достоинства указывают нам эти слова!
Но, богу споспешествующу, надо надеяться, что, с
развитием железных путей, и на почтовых станциях число случаев проявления бюрократизма в значительной
степени сократится.
Да вы поймите, поймите же наконец, что нечего рассуждать о том, что было бы, если б мы вверх ногами, а не головой ходили! А потому все эти нелепые толки о самобытном
развитии в высшей
степени волнуют меня.
Одни люди говорят, что нужнее для человечества государство, что уничтожение государственной формы повлекло бы за собой уничтожение всего того, что выработало человечество, что государство как было, так и продолжает быть единственной формой
развития человечества и что всё то зло, которое мы видим среди народов, живущих в государственной форме, происходит не от этой формы, а от злоупотреблений, которые могут быть исправлены без уничтожения, и что человечество, не нарушая государственной формы, может развиться и дойти до высокой
степени благосостояния.
Точно так же и теперь христианское учение представляется людям общественного или языческого миросозерцания в виде сверхъестественной религии, тогда как в действительности в нем нет ничего ни таинственного, ни мистического, ни сверхъестественного; а оно есть только учение о жизни, соответствующее той
степени материального
развития, тому возрасту, в котором находится человечество и которое поэтому неизбежно должно быть принято им.
Лицемерие, имевшее прежде одну религиозную основу в учении о падении рода человеческого, об искуплении и о церкви, в этом учении получило в наше время новую научную основу и вследствие этого захватило в свои сети всех тех людей, которые уже не могут по
степени своего
развития опираться на лицемерие религиозное.
Заповеди эти суть как бы заметки на бесконечном пути совершенства, к которому идет человечество, той
степени совершенства, которая возможна в известный период
развития человечества.
Это совершенно несправедливо. Общая воинская повинность есть только доведенное до своих последних пределов и ставшее очевидным, при известной
степени материального
развития, внутреннее противоречие, вкравшееся в общественное жизнепонимание.
Этого рода симпатий нечего ни развивать, ни подавлять; они просто выражают факт братственного
развития в двух лицах, где бы и как бы ни встретились эти лица; если они узнают друг друга, если они поймут родство свое, то каждый пожертвует, если обстоятельства потребуют, всеми низшими
степенями родства в пользу высшего.
Какова была
степень умственного и нравственного
развития высших сословий, это мы видели уже в прошедшей статье.
Правда, что большая часть произведений искусства дает право прибавить: «ужасное, постигающее человека, более или менее неизбежно»; но, во-первых, сомнительно, до какой
степени справедливо поступает искусство, представляя это ужасное почти всегда неизбежным, когда в самой действительности оно бывает большею частию вовсе не неизбежно, а чисто случайно; во-вторых, кажется, что очень часто только по привычке доискиваться во всяком великом произведении искусства «необходимого сцепления обстоятельств», «необходимого
развития действия из сущности самого действия» мы находим, с грехом пополам, «необходимость в ходе событий» и там, где ее вовсе нет, например, в большей части трагедий Шекспира.
Вообще, худо сложенный человек — до некоторой
степени искаженный человек; его фигура говорит нам не о жизни, не о счастливом
развитии, а о тяжелых сторонах
развития, о неблагоприятных обстоятельствах.
Если человек родится горбатым — это следствие несчастных обстоятельств, при которых совершалось первое его
развитие; но сутуловатость — та же горбатость, только в меньшей
степени, и должна происходить от тех же самых причин.
Поэтому он Вергилия заменяет какой-нибудь другой умственной пищей, смотря по
степени личного
развития каждого, от Дарвина и Молешотта до Золя и Ксавье де Монтепена включительно.
На какой
степени гражданского и политического величия стояла бы в настоящее время Россия, если б она не была остановлена в своем
развитии татарским нашествием?
Любовь к общему благу, признаваемая у него главным из элементов, приводит его в восхищение высокой
степенью своего
развития.
Оно назначено автором в руководство иностранцам, которые желали бы иметь истинное и полное понятие о России — об ее истории, нравах, просвещении, законодательстве, вообще о том, как наше отечество развивалось и какой
степени достигло в своем
развитии.
Согласно со многими из славянофилов г. Жеребцов полагает, что русский народ находился на пути к прогрессу и уже стоял на высокой
степени совершенства нравственного и умственного, когда Петр внезапно изменил направление русской цивилизации и произвел на целое столетие застой и даже отступление назад в
развитии истинно народном.
Но у Гизо ясно отделено интеллектуальное и социальное
развитие; а г. Жеребцов скомкал это в одно — распространение знаний, да еще сказал, что приложимость (то есть
развитие социальное) принадлежит высшей
степени знания (то есть интеллектуального); а потом принялся упрекать Англию в недостатке знаний.
Вся Россия достигла высокой
степени умственного
развития, потому что все там умели с первого раза оценить мои достоинства и принимали каждое мое слово с живейшим энтузиазмом» и пр.
Зло в глазах этих людей имело много привлекательного. Оно было единственным орудием по руке и по силе им. Каждый из них давно уже воспитал в себе полусознательное, смутное чувство острой неприязни ко всем людям сытым и одетым не в лохмотья, в каждом было это чувство в разных
степенях его
развития.
В периоде послепетровском литературное
развитие, не отступая от своего главного хода, идет гораздо быстрее, чем прежде, хоть не до такой
степени быстро, как полагает г. Милюков.
Но, с другой стороны, натура ребенка, его нравственные расположения и даже
степень умственного
развития могут чрезвычайно ясно выразиться именно в том, на что и как употребит он свои деньги…
Катерина Матвеевна(поднимает глаза с книги; строго и жестом дополняя слова). Венеровский по своему
развитию и воззрениям на жизнь стоит до такой
степени вразрез с пошлостью нашей жизни, что нам трудно судить о нем.
Различие племён и затем различие занятий человека много имеет влияния на возможную
степень его
развития во всех отношениях.
Достигши такой
степени умственного
развития, ребёнок уже пытается сам говорить, но это уменье даётся ему раньше или позже, смотря по тому, как развиты у него органы движения.
Затем уж не трудно нам будет сообразить, отчего
развитие этих начал в народе по большей части останавливается так рано и нередко совсем заглушается; не хитро также будет понять и то, в какой
степени сам простолюдин бывает виновен в неполноте или совершенной остановке своего
развития и в какой
степени виноваты в этом мы все, причисляющие себя к людям образованным.
Не нужно доказывать, что все, окружающее быт и воспитание нашего простонародья, вело его, в большей или меньшей
степени, к
развитию пороков и слабостей, [неизбежно] соединенных с [рабским или крепостным, вообще,] угнетенным состоянием, — лести, обмана, подличанья, продажности, лени, воровства и пр., вообще всех тех пороков, в которых надо действовать тайком, исподтишка, а не употреблять открытую силу, не идти прямо, глядя в лицо опасности…
По своим летам и по
степени своего
развития автор не мог еще тогда обратить надлежащее внимание на это обстоятельство.
Бросая ретроспективный взгляд на прошлое нашего финансового учреждения и пробегая умственным взором историю его постепенного
развития, мы получаем в высшей
степени отрадное впечатление.
Люди, развившиеся под его влиянием, развились бы и без него: если бы они были неспособны к
развитию сами по себе, то и Станкевич ничего бы не мог из них сделать: доказательство — то, что он не сделал великого поэта из Красова, точно так же, как не мог всех своих друзей поставить на ту
степень умственного
развития, до которой дошел Белинский.
Во что бы человек ни играл, он играет только до тех пор, пока еще надеется на выигрыш; а надежда на выигрыш — это ведь и есть желание лучшего, стремление к удовлетворению своих потребностей, своего эгоизма в том виде, в каком он у каждого образовался, смотря по
степени его умственного и нравственного
развития.
Есть, конечно, и всегда бывали люди с крайне утилитарными взглядами, Петры Ивановичи Адуевы средней руки, черствые и сухие в своей quasi-философской практичности, — люди, которых не прошибешь указанием на нравственную красоту и высокую
степень умственного
развития.
И вот на этой-то
степени человеческого
развития и является роман как изображение жизни народа.
Я думал, что для этого нужен только известный уровень знаний и известная
степень умственного
развития; с этим я научусь медицине так же, как всякой другой прикладной науке, напр., химическому анализу.
Едва ли поверишь ты, если я скажу, что глупая и пошлая клевета о моей принадлежности к тайной полиции получила самое широкое
развитие, проникла во все углы и закоулки богоспасаемого Славнобубенска и въелась во всеобщее убеждение столь прочно, что шпионство мое стало на
степень непреложного, несомненного факта.
Он есть поэтому не только ученик Парацельса и предшественник Штейнера, — стоит в линии
развития оккультизма, но, быть может, не в меньшей
степени дух его живет в метафизических системах Шеллинга и Гегеля, Шопенгауера и Гартмана.
Принужденное сообщество с таким человеком, разумеется, и не могло приносить Вислеиеву особого удовольствия, тем более, что Иосаф Платонович с первых же слов своего попутчика убедился, что тот стоял на самой невысокой
степени умственного
развития и, по несомненному преобладанию в нем реализма, добивался только сравнительных выводов своего положения при баронессе и положения Висленева при его госпоже Бодростиной.
В России началось
развитие капиталистической индустрии, хотя и в слабой
степени, возрастала буржуазия.
Впоследствии, когда раскол уже развился, существенными, характеристическими чертами его сделались: безграничное, возведенное на
степень догмата, уважение к старине, к преданию, а особенно к внешним религиозным обрядам, стремление подчинить этому преданию все условия гражданского, общественного и семейного быта, неподвижность жизни общественной, отвержение всякого прогресса, холодность ко всем успехам
развития народной жизни, нелюбовь ко всему новому, а в особенности к иноземному, и наконец глубокая, ничем непоколебимая вера в святость и непогрешимость всякого внешнего обряда, всякого предания, которые носят на себе печать дониконовской старины и старой народности.