Неточные совпадения
Вот эту-то
мысль и развивает Двоекуров в своем проекте с тою непререкаемою ясностью и последовательностью, которыми, к сожалению, не обладает ни один из
современных нам прожектеров.
Сверх того, издателем руководила и та
мысль, что фантастичность рассказов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасительным предостережением для тех из
современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности.
И первый раз в жизни Клим Иванович Самгин представил себя редактором большой газеты, человеком, который изучает, редактирует и корректирует все течения, все изгибы, всю игру
мысли,
современной ему.
Была издана замечательная «Программа домашнего чтения», организовано издание классиков
современной радикально-демократической
мысли, именитые профессора ездили по провинции, читая лекции по вопросам культуры.
Идеи, которые многим еще продолжают казаться «передовыми», в сущности очень отсталые идеи, не стоящие на высоте
современной европейской
мысли.
Она не соответствует
современной социальной действительности и
современной философской и научной
мысли, во многих частях своих она совершенно устарела.
Современному направлению, признавшему торжество смерти последним словом жизни, нужно противопоставить очень русские
мысли Н. Федорова, великого борца против смерти, признававшего не только воскресение, но и активное воскрешение.
Иностранный преступник, говорят, редко раскаивается, ибо самые даже
современные учения утверждают его в
мысли, что преступление его не есть преступление, а лишь восстание против несправедливо угнетающей силы.
В их решении лежало верное сознание живой души в народе, чутье их было проницательнее их разумения. Они поняли, что
современное состояние России, как бы тягостно ни было, — не смертельная болезнь. И в то время как у Чаадаева слабо мерцает возможность спасения лиц, а не народа — у славян явно проглядывает
мысль о гибели лиц, захваченных
современной эпохой, и вера в спасение народа.
То же самое в двух смежных кругах: в славянском и в нашем. Где, в каком углу
современного Запада найдете вы такие группы отшельников
мысли, схимников науки, фанатиков убеждений, у которых седеют волосы, а стремленья вечно юны?
Без естественных наук нет спасения
современному человеку, без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания
мысли фактами, без этой близости к окружающей нас жизни, без смирения перед ее независимостью — где-нибудь в душе остается монашеская келья и в ней мистическое зерно, которое может разлиться темной водой по всему разумению.
Когда я ближе познакомился с
современной католической и протестантской
мыслью, то я был поражен, до чего моя проблема творчества им чужда, чужда и вообще проблематика русской
мысли.
Новым у него был исключительный интерес к вопросу об отношении православия к современности, так и называется одна из его книг [См. его книги «Об отношении православия к современности» и «О
современных потребностях
мысли и жизни, особенно русской».].
«Где, в каком углу
современного Запада найдете вы такие группы отшельников
мысли, схимников науки, фанатиков убеждений, у которых седеют волосы, а стремления вечно юны?» Это и есть русская интеллигенция.
Современная философская
мысль подходит к дилемме: интеллектуалистический гностицизм или волюнтаристический прагматизм.
Методологический плюрализм все более и более торжествует в
современной научно-философской
мысли.
— Вы отстали от
современного образа
мыслей.
Конечно (в особенности в городах), и теперь встречается немало людей убежденных, которых восторгает
мысль о единстве и могуществе Германии, о той неувядаемой славе, которою покрыло себя немецкое оружие, раздавивши"наследственного врага", и о том прекрасном будущем, которое отныне, по праву, принадлежит немецкому народу; но ведь эти люди представляют собою только казовый конец
современной южногерманской действительности.
Все мы каждодневно читаем эти известия, но едва ли многим приходит на
мысль спросить себя: в силу чего же живет
современный человек? и каким образом не входит он в идиотизм от испуга?
Но для
современного буржуа это мелькание
мысли совершенно по плечу.
Утешайся историей и живи одной
мыслью с народом — вот обязательные условия существования
современного человека.
— Нравится мне, другому, третьему!.. не то говоришь, милый! разве я один так думаю и действую, как учил думать и действовать тебя?.. Посмотри кругом: рассмотри массу — толпу, как ты называешь ее, — не ту, что в деревне живет: туда это долго не дойдет, а
современную, образованную, мыслящую и действующую: чего она хочет и к чему стремится? как
мыслит? и увидишь, что именно так, как я учил тебя. Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал.
Если мы верно поняли
мысль г. Анненкова (за что, конечно, никто поручиться не может), он находит, что
современная драма с своей теорией дальше отклонилась от жизненной правды и красоты, нежели первоначальные балаганы, и что для возрождения театра необходимо прежде возвратиться к балагану и сызнова начинать путь драматического развития.
Такова любая страница любой из"вольных"брошюр, обязанных своим появлением
современной русской взбудораженности. Таково зрелище внутреннего междоусобия, которым раздирается человек, поставивший себе за правило избегать благородных
мыслей, дабы всецело отдаться пустякам.
Глумов. Слаб
современный язык для выражения всей грациозности ваших
мыслей.
Вечером мы были на рауте у председателя общества чающих движения воды, действительного статского советника Стрекозы. Присутствовали почти все старики, и потому в комнатах господствовал какой-то особенный, старческий запах. Подавали чай и читали статью, в которой
современная русская литература сравнивалась с вавилонскою блудницей. В промежутках, между чаем и чтением, происходил обмен вздохов (то были именно не
мысли, а вздохи).
Стало быть, если отныне кто-нибудь назовет нас кадетами цивилизации, то мы можем смело сказать тому в глаза: нет, мы не кадеты! к нам обращали взоры братья славяне! с нами братались заатлантические друзья! у нас, наконец, без всякой задней
мысли отдыхали
современные гиганты статистики!
Еще гораздо важнее то, что с течением времени многое в произведениях поэзии делается непонятным для нас (
мысли и обороты, заимствованные от
современных обстоятельств, намеки на события и лица); многое становится бесцветно и безвкусно; ученые комментарии не могут сделать для потомков всего столь же ясным и живым, как все было ясно для современников; притом ученые комментарии и эстетическое наслаждение — противоположные вещи; не говорим уже, что через них произведение поэзии перестает быть общедоступным.
Но если понятия древних и старинных мыслителей не могут при настоящем развитии науки иметь влияния на
современный образ
мыслей, то нельзя не видеть, что во многих случаях
современные понятия оказываются сходны с понятиями предшествующих веков.
К счастию, я мог утешить себя той
мыслью, что
современный контингент наших цивилизующих сил все тот же, который действовал и на западе, и внутри, и что, следовательно, как ни бейся, а обойти нас ни под каким видом нельзя.
Он захотел познакомить меня с Николаем Михайловичем Шатровым, который был тогда в славе — и в светском обществе и в кругу московских литераторов — за стихотворение свое «
Мысли россиянина при гробе Екатерины Великой», [Впоследствии оно называлось иначе, а именно: «Праху Екатерины Второй»; под сим заглавием напечатано оно в третьей части «Стихотворений Н. Шатрова», изданных в пользу его от Российской академии.] в котором точно очень много было сильных стихов: они казались смелыми и удобоприлагались к
современной эпохе.
Им казалось, что личность — дурная привычка, от которой пора отстать; они проповедовали примирение со всей темной стороной
современной жизни, называя все случайное, ежедневное, отжившее, словом, все, что ни встретится на улице, действительным и, следственно, имеющим право на признание; так поняли они великую
мысль, «что все действительное разумно»; они всякий благородный порыв клеймили названием Schönseeligkeit [прекраснодушие (нем.).], не усвоив себе смысла, в котором слово это употреблено их учителем [«Есть более полный мир с действительностию, доставляемый познанием ее, нежели отчаянное сознание, что временное дурно или неудовлетворительно, но что с ним следует примириться, потому что оно лучше не может быть».
Могущественнейшие и величайшие представители
современного человечества поняли
мысль и деяние разно и односторонно.
Как всякая личность — произведение своего времени, так философия есть в
мыслях схваченная эпоха; нелепо предположить, что какая-нибудь философия переходила свой
современный мир» [«Philos, des Rechts», Vorrede.
Пока классицизм и романтизм воевали, один, обращая мир в античную форму, другой — в рыцарство, возрастало более и более нечто сильное, могучее; оно прошло между ними, и они не узнали властителя по царственному виду его; оно оперлось одним локтем на классиков, другим на романтиков и стало выше их — как «власть имущее»; признало тех и других и отреклось от них обоих: это была внутренняя
мысль, живая Психея
современного нам мира.
Но трудиться не хотят, а утешаются
мыслью, что
современная наука есть разработка материалов, что надобно нечеловечьи усилия для того, чтоб понять ее, и что скоро упадет с неба или выйдет из-под земли другая, легкая наука.
Таким образом, сатира на все
современное общество являлась в
мыслях благородных сатириков не чем иным, как особым способом прославления премудрой монархини.
Справедливость требует сказать, что последняя статья: «Два слова о нашей
современной одежде», при всей своей краткости и недостаточном развитии, имеет положительное достоинство и замечательна по своей
мысли.
Современная буржуазная
мысль, выработавшаяся выродившаяся и бесталанная, предвидя великие события, бороться с коими она не силах, идет к Востоку, пытается оживить умирающие идеи и учения о призрачности мира, о бессмыслии жизни, об анархическом своеволии личности, оправдывающем ее фантазии и капризы, ее жестокость и деспотизм.
Я ведь имел в виду вообще
современную нашу литературу и если проверил свою
мысль несколькими беглыми замечаниями о его романе, так это потому, что он мне попался под руку.
Довольно трудно было понять, чего именно она боялась со стороны
современных титанов русской
мысли, — их ли силы и отваги, или их слабости и жалкого самомнения; но, улавливая кое-как, с помощью наведения и догадок, «головки и хвостики» собственных
мыслей княгини, я пришел к безошибочному, на мой взгляд, убеждению, что она всего определительнее боялась «нецеломудренных намеков», которыми, по ее понятиям, была вконец испорчена вся наша нескромная литература.
Насчет стипендии дело пошло зажимисто и разыгралось более как-то в молчанку, потому что идет оно скорее по части именитого купечества да на счет откупщика и головы градского; а вот
мысль об адресе признана весьма не дурною, и тем паче, что адрес — дело вполне
современное и для кармана не убыточное.
В
современном немецком идеализме эти же мотивы звучат скрыто и нерешительно, хотя неокантианский имманентизм, тоже устраняющий трагедию
мысли, постольку есть робкое повторение Гегеля.
(Аналогичная задача ставится
современными художниками, пытающимися передать многомерное пространство плоскостным рисунком, подобная же
мысль пленяет детское воображение — · посмотреть, что делается в комнате, когда нас там нет.)
Легкая форма его бесед, с тонкою критикою истории культуры, зароняла во мне
мысль, что жизнь
современного общества, которая делалась доступною моему ведению, идет не по тому течению, которое может вывесть человечество к идеалу. Идеал этот представляло мне христианство, которое все будто бы уважают, но к которому, однако, никто сильно и искренно не стремится. Что это за ложь? как повернуть, чтобы это пошло иначе?
Когда Вестермарк говорит, что нравственные эмоции возникли из ressentiment, он высказывает интересную социально-психологическую
мысль, которая находит себе подтверждение в
современной психопатологии, но это не имеет никакого отношения к проблеме добра и зла, возникновению нравственного различения и оценки.
«Шекспиру название великого подходит само собой, если же прибавить, что независимо от величия он сделался еще реформатором всей литературы и, сверх того, выразил в своих произведениях не только явления жизни ему
современные, но еще пророчески угадал по носившимся в его время лишь в зачаточном виде
мыслям и взглядам то направление, какое общественный дух примет в будущем (чему поразительный пример мы видим в «Гамлете»), то можно безошибочно сказать, что Шекспир был не только великим, но и величайшим из всех когда-либо существовавших поэтов и что на арене поэтического творчества равным ему соперником была лишь та самая жизнь, которую он изобразил в своих произведениях с таким совершенством».
Нет такой стены, которой нельзя было бы пробить, но герои
современного романа, насколько я их знаю, слишком робки, вялы, ленивы и мнительны, и слишком скоро мирятся с
мыслью о том, что они неудачники, что личная жизнь обманула их; вместо того чтобы бороться, они лишь критикуют, называя свет пошлым и забывая, что сама их критика мало-помалу переходит в пошлость.
Современный человек глубоко несчастен, и потому, может быть, проникается нелепой
мыслью о возможности организовать счастье.
Шерстобитов стал его крыть и заявил, что
современная пролетарская молодежь не думает о поцелуях и лунных ночах, а думает о социализме, что пролетариату чужда «любовь двух сердец», потому что
мысли его заняты мировой революцией.