Неточные совпадения
Кабэ, который считал себя христианским коммунистом, отрицал в утопии
совершенного строя
свободу печати.
Абсолютная
свобода в экономической жизни, т. е.
совершенная ее автономия, и была системой «laisser faire, laisser passer», т. е. капиталистической системой.
Совершенный же и гармоничный строй в царстве Кесаря будет всегда истреблением
свободы, что и значит, что он не может быть осуществлен в пределах этого мира.
Совершенный и гармоничный строй в царстве Духа вместе с тем будет царством
свободы.
Видишь: предположи, что нашелся хотя один из всех этих желающих одних только материальных и грязных благ — хоть один только такой, как мой старик инквизитор, который сам ел коренья в пустыне и бесновался, побеждая плоть свою, чтобы сделать себя свободным и
совершенным, но однако же, всю жизнь свою любивший человечество и вдруг прозревший и увидавший, что невелико нравственное блаженство достигнуть совершенства воли с тем, чтобы в то же время убедиться, что миллионы остальных существ Божиих остались устроенными лишь в насмешку, что никогда не в силах они будут справиться со своею
свободой, что из жалких бунтовщиков никогда не выйдет великанов для завершения башни, что не для таких гусей великий идеалист мечтал о своей гармонии.
Положение его в Москве было тяжелое.
Совершенной близости, сочувствия у него не было ни с его друзьями, ни с нами. Между им и нами была церковная стена. Поклонник
свободы и великого времени Французской революции, он не мог разделять пренебрежения ко всему европейскому новых старообрядцев. Он однажды с глубокой печалью сказал Грановскому...
Несотворенная
свобода есть предельное понятие, вернее, не понятие, а символ, так как о несотворенной
свободе, ввиду ее
совершенной иррациональности, нельзя составить рационального понятия.
Идея конечного,
совершенного состояния человечества, земного рая играла огромную роль у Достоевского, и он раскрывает сложную диалектику, связанную с этой идеей, это — все та же диалектика
свободы.
Промысел Божий и откровение Божие в мире — не насилие над человечеством, а освобождение человечества от рабства у зла, возвращение утерянной
свободы, не формальной
свободы от
совершенного бытия (
свободы небытия), а материальной
свободы для
совершенного бытия (свободного бытия).
Зло есть отпадение от абсолютного бытия,
совершенное актом
свободы, и переход в сферу призрачного бытия — небытия, которое ничего не отнимает от божественной полноты и ничем ее не ограничивает, так как в последнем и окончательном — ничтожно.
Это было бы то же, как если бы Бог создал творение неспособным к греху, насильственно
совершенным и потому лишенным
свободы.
Бог лучше знал, какое творение
совершеннее и достойнее, чем рационалистическое, рассудочное сознание людей, беспомощно останавливающихся перед великой тайной
свободы.
Тот же критик решил (очень энергически), что в драме «Не так живи, как хочется» Островский проповедует, будто «полная покорность воле старших, слепая вера в справедливость исстари предписанного закона и
совершенное отречение от человеческой
свободы, от всякого притязания на право заявить свои человеческие чувства гораздо лучше, чем самая мысль, чувство и свободная воля человека».
Как ни говорите, а
свобода все-таки лучшее достояние человека, и потому как бы ни было велико преступление,
совершенное им, но лишение, которое его сопровождает, так тяжело и противоестественно само по себе, что и самый страшный злодей возбуждает чаше сожаление, коль скоро мы видим его в одежде и оковах арестанта.
Видя безуспешность убеждений, Григорий Иваныч испытал другое средство: на целую неделю оставил он меня на
свободе с утра до вечера бегать с ружьем до упаду, до
совершенного истощения; он надеялся, что я опомнюсь сам, что пресыщение новой охотой и усталость возвратят мне рассудок; но напрасно: я не выпускал ружья из рук, мало ел, дурно спал, загорел, как арап, и приметно похудел.
И особенною жалостью жалела она Мусю. Уже давно ей казалось, что Муся любит Вернера, и, хотя это была
совершенная неправда, все же мечтала для них обоих о чем-то хорошем и светлом. На
свободе Муся носила серебряное колечко, на котором был изображен череп, кость и терновый венец вокруг них; и часто, с болью, смотрела Таня Ковальчук на это кольцо, как на символ обреченности, и то шутя, то серьезно упрашивала Мусю снять его.
Свободе ангелов было предоставлено самоопределиться в отношении к Богу, причем промежуточное состояние неверия или неведения было для столь
совершенных существ духовных вообще исключено: ангелы непосредственно знают Бога, им предоставлено лишь любить Его или Ему завидовать, искать же Бога свойственно только человеку.
Подняться из плена мира к Богу, из порабощенности в царство
свободы — такую жажду пробуждает в душе всякая религия, и тем глубже, чем выше и
совершеннее она сама.
Впрочем, — заключил фельдмаршал, — может быть, эти меры и будут со временем в состоянии довести ее до полного признания, так как
совершенное лишение надежды на
свободу, по всей вероятности, не останется без влияния на арестантку».
Утопия
совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия
совершенной и абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным достоинством, со
свободой духа и совести.
Все утопии
совершенного социального и государственного строя еще в большей степени отрицают ценность
свободы и ценность личности, чем несовершенный государственный и социальный строй.
Некоторая степень зла в социальной жизни должна быть предоставлена
свободе, и
совершенное преодоление зла мыслимо лишь как духовное преображение и просветление.
Его аристократический, идеалистический коммунизм есть
совершенная тирания, отрицание всякой
свободы и ценности личности.
И во имя личности и ее первородной
свободы нужно будет бороться с этой
совершенной социализацией.
Злом же является законническое искажение самой благодати и любви, оно-то и ведет к насилию и отрицанию
свободы, к
совершенному отвержению закона.
Эта победа возможна лишь для Богочеловека Христа, нисходящего в ад, в бездонную тьму меонической
свободы, возможна для
совершенного соединения и взаимодействия Божества и человечества.
Действительно, ее сын, единственный честный чиновник в банке, оказался непричастным к
совершенному преступлению и по определению высшего суда освобожден из заключения, в котором его протомили несколько месяцев, между тем как главный сообщник Киноварова оставался на
свободе и на службе секретарем в том месте, которое они ограбили.
Но, если ложная
свобода переходит в «безграничный деспотизм»,
совершенное истребление
свободы, то и ложное равенство должно привести к неслыханному неравенству, к тираническому господству привилегированного меньшинства над большинством.
Свобода Ставрогина переходит в
совершенную немощь, безразличие, в истощение и угасание личности.
Ты слыхал, что такое Кенигштейн: твердыня на скале неприступной, куда нога неприятельская никогда не клала своего следа и, вероятно, никогда не положит. И туда умели пробраться любовь Розы и верность Фрица. Рассказывают, что комендант кенигштейнский, несмотря на ужасный пример, в его глазах
совершенный, склонился было за тельца золотого освободить нашего дядю, но что Паткуль слишком понадеялся на заступление Петра, на важность своего сана и великодушие Августа — и отказался купить себе
свободу ценою денег.
Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную
свободу человека и
совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь природной необходимости.
«Нам пишут из Т-а, — так гласила заметка, — что в городе носятся упорные слухи, будто бы наделавшее несколько лет тому назад шуму дело по обвинению княжны Маргариты Шестовой в отравлении своих дяди и тетки, за что она была присуждена к каторжным работам, но умерла на пути следования в Сибирь — будет возбуждено вновь, в силу открывшихся новых обстоятельств, хотя и не оправдывающих обвиненную, но обнаруживающих ее пособника и подстрекателя, до сих пор гулявшего на
свободе и безнаказанно пользовавшегося плодами
совершенных преступлений.
Только ограничив эту
свободу до бесконечности, т. е. рассматривая ее, как бесконечно малую величину, мы убедимся в
совершенной недоступности причин, и тогда, вместо отыскания причин, история поставит своею задачей отыскание законов.
Удовлетворение потребностей — хорошая пища, чистота,
свобода — теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру
совершенным счастием, а выбор занятия, т. е. жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом, что он забывал то, что избыток удобств жизни уничтожает всё счастие удовлетворения потребностей, а бòльшая
свобода выбора занятий, та
свобода которую ему в его жизни давали образование, богатство, положение в свете, что эта-то
свобода и делает выбор занятий неразрешимо-трудным, и уничтожает самую потребность и возможность занятия.
Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А, между тем, впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о
совершенной внутренней
свободе, которые он испытывал только в это время.
Говорим ли мы о переселении народов и набегах варваров, или о распоряжениях Наполеона III, или о поступке человека,
совершенном час тому назад и состоящем в том, что из нескольких направлений прогулки он выбрал одно, мы не видим ни малейшего противоречия. Мера
свободы и необходимости, руководившей поступками этих людей, ясно определена для нас.
Каждый человек живет для себя, пользуется
свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это,
совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.