Неточные совпадения
― Да вот написал почти книгу об естественных условиях рабочего в отношении к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику, то, что он не берет
человечества как чего-то вне зоологических законов, а, напротив, видит зависимость его от среды и в этой зависимости отыскивает законы
развития.
Он слушал и химию, и философию прав, и профессорские углубления во все тонкости политических наук, и всеобщую историю
человечества в таком огромном виде, что профессор в три года успел только прочесть введение да
развитие общин каких-то немецких городов; но все это оставалось в голове его какими-то безобразными клочками.
И кто хочет свершения исторических судеб
человечества, его
развития ввысь, тот обязан принять жестокость и боль, заковать себя в броню.
Объединение
человечества, его
развитие к всеединству совершается через мучительное, болезненное образование и борьбу национальных индивидуальностей и культур.
Национальность и борьба за ее бытие и
развитие не означает раздора в
человечестве и с
человечеством и не может быть в принципе связываема с несовершенным, не пришедшим к единому состоянием
человечества, подлежащим исчезновению при наступлении совершенного единства.
Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству
человечества — путь национального роста и
развития, национального творчества.
Величие народа, его вклад в историю
человечества, определяется не могуществом государства, не
развитием экономики, а духовной культурой.
Но значение империализма, как неизбежного фазиса
развития современных обществ, для объединения
человечества на всей поверхности земли и для создания космической общественности может быть признано безотносительно к положительному пафосу империализма.
Человечество должно бесстрашно, с полной верой в неистребимость своего духа проходить через материальное
развитие, через машину и технику и перестать искать спасения исключительно в прошлом.
Духа, который охватит всю социальную жизнь
человечества, он представляет себе скорее в форме
развития, чем в форме катастрофы.
Древнему, дохристианскому миру была также чужда идея прогресса — смысла исторического
развития, так как идея эта предполагает сознание единства
человечества и провиденциального его назначения.
Отщепленной от народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила в третий фазис
развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное отношение к миру, что все
человечество тогда лишь станет на высоту самосознания, когда вырвет из своей души семя веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию.
Белинский-то — хоть я и позабывал у него многое — рассуждает ведь тут о человеке нравственно развитом, а вы, шуты, сейчас при своем
развитии на
человечество тот мундир и хотите напялить, в котором оно ходить не умеет.
Исчезновение призраков — вот существеннейшая задача, к осуществлению которой естественно и неизбежно должно прийти
человечество, чтобы обеспечить себе спокойное
развитие в будущем.
Средство это состоит в том, чтобы задерживать духовное
развитие людей и различными внушениями поддерживать их в отжитом уже
человечеством понимании жизни, на котором и зиждется власть правительств.
Точно так же и теперь христианское учение представляется людям общественного или языческого миросозерцания в виде сверхъестественной религии, тогда как в действительности в нем нет ничего ни таинственного, ни мистического, ни сверхъестественного; а оно есть только учение о жизни, соответствующее той степени материального
развития, тому возрасту, в котором находится
человечество и которое поэтому неизбежно должно быть принято им.
Не представляя миру ничего нового и неведомого, не намечая новых путей в
развитии всего
человечества, не двигая его даже и на принятом пути, они должны ограничиваться более частным, специальным служением: они приводят в сознание масс то, что открыто передовыми деятелями
человечества, раскрывают и проясняют людям то, что в них живет еще смутно и неопределенно.
С каждым из этих людей
человечество делало новый шаг в
развитии правильных, естественных понятий, и по важности этих шагов можем мы определять личное достоинство каждого деятеля.
— Уж именно! И что только такое тут говорилось!.. И о
развитии, и о том, что от погибели одного мальчика
человечеству не стало бы ни хуже, ни лучше; что истинное
развитие обязывает человека беречь себя для жертв более важных, чем одна какая-нибудь жизнь, и все такое, что просто… расстроили меня.
Я сказал, что вопрос — делать добро или зло, каждый решает сам за себя, не дожидаясь, когда
человечество подойдет к решению этого вопроса путем постепенного
развития.
Я отнюдь не хочу сказать, что
человечество, на какой бы низкой степени
развития оно ни стояло, не способно оценивать приносимые жертвы.
Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах
человечества и о необходимости
развития личности, — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов.
Во все времена долгой жизни
человечества заметны два противоположные движения;
развитие одного обусловливает возникновение другого, с тем вместе борьбу и разрушение первого.
Но дух
человечества, нося в глубине своей непреложную цель, вечное домогательство полного
развития, не мог успокоиться ни в одной из былых форм; в этом тайна его трансценденции, его перехватывающей личности (übergreifende Subjectivität).
Благодаря этому оптическому обману дилетанты подходят храбро, без страха истины, без уважения к преемственному труду
человечества, работавшего около трех тысяч лет, чтоб дойти до настоящего
развития.
Таким образом, от идеи своего народа и государства человек, не останавливающийся: в своем
развитии, возвышается посредством изучения чужих народностей до идеи народа и государства вообще и, наконец, постигает отвлеченную идею
человечества, так что в каждом человеке, представляющемся ему, видит прежде всего человека, а не немца, поляка, жида, русского и пр.
В
развитии народов и всего
человечества — сами принципы, признаваемые главнейшими двигателями истории, зависят, несомненно, от того, в каком положении находятся, в ту или другую эпоху, человеческие познания о мире.
Вовсе не думают взглянуть прямо и просто на современное положение народа и на его историческое
развитие, с тем чтобы представить картину того, что им сделано для усвоения общечеловеческих идей и знаний, для применения их к своему быту или что им самим создано полезного для
человечества.
На них-то и обращается прежде всего то чувство любви, которое, естественно, находится в натуре каждого человека и которое в дальнейшем своем
развитии должно обнять собой все
человечество.
О том, как различается череп негров и других низших племён
человечества — от черепа народов образованных, мы полагаем излишним распространяться. Кому не известно странное
развитие верхней части черепа у этих племён, доходящее до того, что у некоторых, напр., у новоголландцев, почти вовсе нет верхних частей мозга? И кому, вместе с тем, неизвестно, что в отношении к
развитию умственных способностей эти племена стоят несравненно ниже народов кавказского племени?
В дальнейшем своём
развитии, соразмерно с приобретением большей опытности
человечеством, общая идея распадается на множество частных и применяется ко всякому отдельному явлению.
Важно общее течение дел, говорят они, важно
развитие народа и
человечества, а не
развитие отдельных личностей.
Я отыскивал его в истории
человечества и в моем собственном сознании, и я пришел к ненарушимому убеждению, что смерти не существует; что жизнь не может быть иная, как только вечная; что бесконечное совершенствование есть закон жизни, что всякая способность, всякая мысль, всякое стремление, вложенное в меня, должно иметь свое практическое
развитие; что мы обладаем мыслями, стремлениями, которые далеко превосходят возможности нашей земной жизни; что то самое, что мы обладаем ими и не можем проследить их происхождения от наших чувств, служит доказательством того, что они происходят в нас из области, находящейся вне земли, и могут быть осуществлены только вне ее; что ничто не погибает здесь на земле, кроме видимости, и что думать, что мы умираем, потому что умирает наше тело, — всё равно что думать, что работник умер потому, что орудия его износились.
И после восемнадцати столетий, совершив один из кругов своего
развития,
человечество опять стремится преобразиться.
Без такого органа было бы, конечно, невозможно то пышное и многоцветное
развитие религии и религий, какое мы наблюдаем в истории
человечества, а также и все ее своеобразие [Нам приятно отметить, что к опытному истолкованию религии приходит в результате всего своего колоссального изучения религий Макс Мюллер (в разных своих сочинениях, см., напр., Natürliche Religion. Leipzig, 1890.
Борьба с бедностью (на языке экономистов «
развитие производительных сил») есть общее трудовое послушание, «проклятием» земли наложенное на
человечество.
Развитие цивилизации сопровождалось угнетением и эксплуатацией огромных масс
человечества, трудящегося народа.
Маркс, поскольку он стоял на эволюционной точке зрения и признавал существование разных этапов в истории, в отношении которых оценка меняется, высоко оценивал миссию буржуазии в прошлом и роль капитализма в
развитии материальной мощи
человечества.
Единство
человечества как некая высшая иерархическая ступень осуществляется через единства национальные, через укрепление и
развитие национальных индивидуальностей.
Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за
развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, чтò есть благо
человечества; так что то, чтò казалось благом, чрез 10 лет представляется злом; и наоборот.