Тот, кто находится внутри, в самой глубине европейского
процесса познания, а не со стороны благоговейно на него смотрит, постигает внутреннюю трагедию европейского разума и европейской науки, глубокий их кризис, мучительную неудовлетворенность, искание новых путей.
Иногда огромное значение для моего
процесса познания имел незначительный, казалось бы, разговор, фильм, в котором ничего философского не было, или чтение романа.
Значит, в
процессе познания внешнего мира объект трансцендентен в отношении к познающему я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания; следовательно, знание о внешнем мире есть процесс, одною своею стороною разыгрывающий в мире не-я (материал знания), а другой стороной совершающийся в мире «я» (сравнивание)».
Неточные совпадения
Познание не есть только интеллектуальный
процесс, в нем действуют все силы человека, волевое избрание, притяжение и отталкивание от Истины.
История еще не кончилась, мы находимся в середине исторического
процесса, и невозможно научное
познание грядущего.
Я иногда замечаю что-то похожее на самодурство даже в моем
процессе мысли, в моем
познании.
Я много раз пытался понять и осмыслить
процесс своего мышления и
познания, хотя я не принадлежу к людям рефлексии над собой.
Но самое главное то, что мой
процесс мысли и
познания протекал иначе, чем обыкновенно его описывают.
Способ лечения может быть лишь один: отказ от притязаний отвлеченной философии, возврат к мистическому реализму, т. е. к истокам бытия, к живому питанию, к
познанию как функции целостного
процесса жизни.
Эмпирический феноменализм старательно изгоняет живое бытие из
познания, действительность сводит к явлениям в сознании, слишком многое относится на счет абстрагирующего
процесса того самого мышления, силу которого отвергают эмпирики во имя опыта.
Рационализм кантовской и вообще критической философии я вижу в сознательном отвлечении
познания от целостного
процесса жизни.
Разница только в том, что в случае знания о внутреннем мире и объект знания, и
процесс сравнивания его находятся в сфере «я», а при
познании внешнего мира объект находится вне я, а сравнивание его происходит в я.
Один знатный иностранец, посещавший Россию во времена Петра Великого (предоставляю любителям отечественной старины догадаться, кто этот путешественник), рассказывает следующее: «Несмотря на совершенные сим государем преобразования,
процесс, посредством коего управляется здешний народ, столь прост, что не требует со стороны администратора ни высокого ума, ни
познаний.
И «щур», увлекшись, поднялся, зашагал около стен и, размахивая руками, начал выкладывать передо мною свои
познания по хирургической патологии… Омертвение костей черепа, воспаление мозга, смерть и другие ужасы так и сыпались из его рта с бесконечными объяснениями макроскопических и микроскопических
процессов, сопровождающих эту туманную и неинтересную для меня terram incognitam [неизвестную землю, область (лат.).].
Райское состояние означает питание с древа жизни и неведение добра и зла, мы же питаемся с древа
познания добра и зла, живем этим различением и переносим его на тот новый рай, который явится в конце мирового
процесса.
Философия приходит к результатам
познания из самого познавательного
процесса, она не терпит навязывания извне результатов
познания, которое терпит теология.
Мировая гармония без свободы, без
познания добра и зла, не выстраданная трагедией мирового
процесса, ничего не стоит.
Человек по отношению к мировому
процессу является не праздным зрителем, повторяющим в пределах своего духа образно то, что совершается в космосе без его содействия; он является деятельным сотворцом мирового
процесса; и
познание является самым совершенным членом в организме вселенной» (с. 9–10).