Определяя прекрасное как полное проявление идеи в
отдельном существе, мы необходимо придем к выводу: «прекрасное в действительности только призрак, влагаемый в нее нашею фантазиею»; из этого будет следовать, что «собственно говоря, прекрасное создается нашею фантазиею, а в действительности (или, [по Гегелю]: в природе) истинно прекрасного нет»; из того, что в природе нет истинно прекрасного, будет следовать, что «искусство имеет своим источником стремление человека восполнить недостатки прекрасного в объективной действительности» и что «прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного в объективной действительности», — все эти мысли составляют сущность [гегелевской эстетики и являются в ней] не случайно, а по строгому логическому развитию основного понятия о прекрасном.
Неточные совпадения
Теперь, несмотря на странное ощущение, переполнившее все его
существо, он все же стал было различать
отдельные звуки.
У нее были маленькие загорелые руки и босые тонкие ноги, производившие под краем юбки впечатление
отдельных живых
существ, потому что она беспрерывно переминалась или скрещивала их, шевеля пальцами.
На некоторых скалах вполне ясно обрисовано расположение
отдельных слоев; иногда эти слои идут в замечательном порядке, точно это работа не стихийной силы, а разумного
существа, нечто вроде циклопической гигантской кладки.
Не дано знать этого человеку для того, чтобы он душевные силы свои напрягал не на заботу о положении своей
отдельной души в воображаемом другом, будущем мире, а только на достижение в этом мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми
существами и с богом.
В самом деле, зачем человеку лишать себя чего-либо, беспокоиться, тревожиться не для себя, а для человека, которого он не знает, и такого, каких много на свете? Объяснить это можно только тем, что тот, кто делает добро не себе, а другим, знает, что тот, кому он делает добро, не
отдельное от него
существо, а то же самое
существо, каким живет и он, только в другом виде.
Канта — «ноумен» — синоним «вещи в себе».], — Grand Etre О. Конта [Высшее
существо (фр.) — бог «позитивной религии» О. Конта, которым объявляется общество или совокупное человечество и которое должно почитаться каждым
отдельным человеком.].
В антропологии идеализма, натуралистического эволюционизма, социологизма и психопатологии схвачены
отдельные существенные черты — человек есть
существо, носящее в себе разум и ценности, есть
существо развивающееся, есть
существо социальное и
существо больное от конфликта сознания и бессознательного.
Согласно католической антропологии человек сотворен естественным
существом, лишенным сверхъестественных даров созерцания Бога и общения с Богом, и лишь
отдельным актом благодати ему сообщены сверхъестественные дары.
— Ну, а по существу-то, — ведь он оказался прав в конце концов, деньги они внесли. А потом:
отдельные эксцессы, конечно, всегда возможны…
Всё, что знает человек о внешнем мире, он знает только потому, что знает себя и в себе находит три различные отношения к миру: одно отношение своего разумного сознания, другое отношение своего животного и третье отношение вещества, входящего в тело его животного. Он знает в себе эти три различные отношения и потому всё, что он видит в мире, располагается перед ним всегда в перспективе трех
отдельных друг от друга планов: 1) разумные
существа; 2) животныя и растения и 3) неживое вещество.
То же, что я еще не различаю в каждом из этих
существ его особенного отношения к миру, не доказывает того, чтобы его не было, а только то, что то особенное отношение к миру, которое составляет жизнь одного
отдельного паука, удалено от того отношения к миру, в котором нахожусь я, и что потому я еще не понял его, как понял Сильвио Пеллико своего
отдельного паука.
Первый и главный акт нашего познания живых
существ тот, что мы много разных предметов включаем в понятие одного живого
существа, и это живое
существо исключаем из всего другого. И то и другое мы делаем только на основании всеми нами одинаково сознаваемого определения жизни, как стремления к благу себя, как
отдельного от всего мира
существа.
Если я знаю, что лошадь, и собака, и клещ, сидящий на ней, — живые
существа, и могу наблюдать их, то только потому, что у лошади, и собаки, и клеща есть свои
отдельные цели, — цели, для каждого, своего блага. Знаю же я это потому, что таковым, стремящимся к благу, знаю себя.
Если же бы мы не знали, что лошадь желает себе своего и человек своего блага, что того желает каждая
отдельная лошадь в табуне, что того блага себе желает каждая птица, козявка, дерево, трава, мы не видели бы отдельности
существ, а не видя отдельности, никогда не могли бы понять ничего живого: и полк кавалеристов, и стадо, и птицы, и несекомыя, и растения — всё бы было как волны на море, и весь мир сливался бы для нас в одно безразличное движение, в котором мы никак не могли бы найти жизнь.
Мы узнаем, что человек на лошади — не множество
существ и не одно
существо, не потому, что мы наблюдаем все части, составляющие человека и лошадь, а потому, что ни в голове, ни в ногах, ни в других частях человека и лошади мы не видим такого
отдельного стремления к благу, которое мы знаем в себе. И узнаем, что человек на лошади не одно, а два
существа, потому что узнаем в них два
отдельные стремления к благу, тогда как в себе мы знаем только одно.
Такое
существо не превысило бы
отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний.