Неточные совпадения
Он видел, что источником тревоги этой служит
общее всем им
убеждение в своей политической дальнозоркости и предчувствие неизбежной и разрушительной катастрофы.
О будущей жизни он тоже никогда не думал, в глубине души нося то унаследованное им от предков твердое, спокойное
убеждение,
общее всем земледельцам, что как в мире животных и растений ничто не кончается, а постоянно переделывается от одной формы в другую — навоз в зерно, зерно в курицу, головастик в лягушку, червяк в бабочку, желудь в дуб, так и человек не уничтожается, но только изменяется.
Те, для которых эта религия не составляла в самом деле жизненного вопроса, мало-помалу отдалялись, на их место являлись другие, а мысль и круг крепли при этой свободной игре избирательного сродства и
общего, связующего
убеждения.
Все в доме усердно молились, но главное значение молитвы полагалось не в сердечном просветлении, а в тех вещественных результатах, которые она, по
общему корыстному
убеждению, приносила за собой.
Напротив, из ежедневных разговоров матушки с старостой Федотом я вынес
убеждение, что барщина в Малиновце отбывалась, как
общее правило, брат на брата и что случайно забранные у крестьян вперед дни зачитывались им впоследствии.
Наконец надо и то рассуждать: самодур, по
общему сознанию и по его собственному
убеждению, есть начало, центр и глава всего, что вокруг него делается; значит, хоть бы он собственно сам и ничего не делал, но зато деятельность других принадлежит ему.
Вообще надобно сказать, что только с помощью этого
убеждения и поддерживается некоторая жизнь в нашем «темном царстве»: через него здесь и карьеры делаются, и выгодные партии составляются, и капиталы наживаются, и
общее уважение приобретается.
Если эти черты не так ярки, чтобы бросаться в глаза каждому, если впечатление пьесы раздвояется, — это доказывает только (как мы уже замечали в первой статье), что
общие теоретические
убеждения автора, при создании пьесы, не находились в совершенной гармонии с тем, что выработала его художническая натура из впечатлений действительной жизни.
Ну, так как, по-вашему, будет: это извращение понятий и
убеждений, эта возможность такого кривого и замечательного взгляда на дело, есть ли это случай частный или
общий?
Вы знаете, как мужчины самолюбивы, — я знаю это понаслышке, но, как член этого многочисленного стада, боюсь не быть исключением [из]
общего правила. Про женщин не говорю. Кроме хорошего, до сих пор в них ничего не вижу — этого
убеждения никогда не потеряю, оно мне нужно. Насчет востока мы многое отгадали: откровенно говорить теперь не могу, — когда-нибудь поболтаем не на бумаге. Непременно уверен, что мы с вами увидимся — даже, может быть, в Туринске…
Заметно было, однако ж, что все эти аналитические стремления составляли в жизни старика не серьезное
убеждение, а род забавы или отдохновения или, лучше сказать, игру casse-tête, [головоломку (франц.).] не имевшую ничего
общего с его жизнью и никогда не прилагавшуюся на практике.
Главный материал для знакомства с деревенским бытом ему дали собеседования с новыми знакомцами по
общей квартире, но в материале этом было слишком много дано места романическому «несчастному» и упускалось из вида конкретное, упорствующее, не поддающееся
убеждению.
Общее впечатление было в его пользу и рождало
убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются.
И старик присел на краешек ее кровати и начал пересказывать жене свою беседу с предводителем, а затем стал жаловаться на
общее равнодушие к распространяющемуся повсеместно в России
убеждению, что развитому человеку «стыдно веровать».
Так было и в устройстве жизни: более ловкие продолжали отыскивать свое благо, другие сидели, принимались за то, за что не следовало, проигрывали;
общий праздник жизни нарушался с самого начала; многим стало не до веселья; многие пришли к
убеждению, что к веселью только те и призваны, кто ловко танцует.
— Позвольте, — хладнокровно заметил Рудин, — дело очень просто. Вы не верите в пользу
общих рассуждений, вы не верите в
убеждения…
—
Общие рассуждения! — продолжал Пигасов, — смерть моя эти
общие рассуждения, обозрения, заключения! Все это основано на так называемых
убеждениях; всякий толкует о своих
убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними… Эх!
Решить было легко, да исполнить трудно: отец мой знал это очень хорошо; но, сверх его ожиданья и к большому удовольствию, мать моя скоро уступила
общим просьбам и
убеждениям.
Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и
убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как
общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Но судьба поступила с ними безжалостно: она круто перевернула многих из них испытаниями всякого рода,
общими и частными, — и они утвердились в
убеждении, что жизнь беззаконна и нелепа, а только принцип истинен и законен.
Получив понятие об
общем, то есть о постоянных законах, по которым идет история народов, расширив свое миросозерцание до понимания
общих нужд и потребностей человечества, образованный человек чувствует непременное желание перенести свои теоретические взгляды и
убеждения в сферу практической деятельности.
В течение веков византийские
убеждения проникли в массу народа, срослись с существом его и в практической деятельности выразились избытком любви к
общему благу.
В Германии протестантской, — говорит он, —
общая нравственность основывается на
убеждениях философских, получающих свою силу от принципов евангельских; в Германии же католической, наоборот, нравственность основана прямо на религии, подкрепляемой и
убеждениями философскими.
Чтобы понять
общее благо, нужно много основательных и твердых знаний об отношении человека к обществу и ко всему внешнему миру; чтобы полюбить
общее благо, нужно воспитать в себе эти здравые понятия, довести их до степени сердечных, глубочайших
убеждений, слить их с собственным существом своим.
Автор, не выезжая из Москвы 30 лет, написал ее по слухам, а не по собственному личному
убеждению, следствием чего было во-первых то, что он неосновательно обвинял современных писателей в пристрастии и умышленном оскорблении провинциальных жителей, будто бы терпящих напраслины, и во-вторых, то, что все, написанное в защиту провинциального быта, вышло бледно, неверно, высказано без
убеждения и наполнено
общими местами; к тому же и содержание некоторых мелких статей — слишком мелко.
Катерина Матвеевна. Марья Васильевна с Марьей Исаевной имеют свои
убеждения. Для меня странно только то, на каком основании можно обвинять в гнуснейших замыслах человека, не давшего на то никакого права. Этот господин всей жизнью своей доказывает, что цель его есть только
общее дело. Ежели бы этот господин вздумал соединиться с женщиной, то он первым условием поставил бы независимость, как личную, так и имущественную.
Случилось однажды, что казенный студент П-в был сильно заподозрен, но не уличен в поступке весьма неблаговидном; а как он упорно запирался, то подозрение падало на другого студента, совершенно невинного, по
общему нашему
убеждению.
Одно лишь остается неизменным, при спешной ли работе, при многодумной ли проверке каждой страницы, — это
общий характер
убеждений человека, его воззрений на жизнь, его симпатий и антипатий.
Случай этот, показывая, до какой степени
общие интересы и
убеждения уступали место частным расчетам, не представляет в особенно хорошем свете избранное уфимское общество.
Убеждение это до такой степени стало
общим и твердым, что родители, по совету врачей, устраивают разврат для своих детей; правительства же, единственный смысл которых состоит в заботе о благосостоянии своих граждан, учреждают разврат, то есть разрешают существование сословия женщин, долженствующих погибать телесно и душевно для удовлетворения распущенности мужчин.
— Понятие условное-с. Одни понимают его так, другие иначе. Да вот вам, для наглядного сравнения: мать Агафоклея потеряла жениха, пошла в монастырь, всю жизнь осталась верна его памяти, все имение раздала нищим и на старости лет имеет полное право сказать о себе: «я честная женщина»; ну, и наша
общая знакомка Лидинька Затц тоже ведь с полным
убеждением и совсем искренно говорит: «я честная женщина».
— Панове-братья! — с едкой улыбкой возвысил он свой голос. — Неужели и теперь, в такую минуту и ради такого дела, мы в сто тысяч первый раз повторим на себе ту проклятую пословицу, которая гласит, что где два поляка, там три
убеждения?! Если так, то лучше разойдемтесь и ответимте нашим варшавским братьям, что мы свое личное самолюбие предпочитаем
общему делу!
Квартира у нас
общая, чай-сахар
общий, стол
общий, а главное —
убеждения общие.
Это мнение у Гегеля проистекает из
общего его
убеждения, что возможна абсолютная система, которая была бы не философией, а уже самой Софией, и именно за таковую почитал он свою собственную систему.
О будущей жизни он тоже никогда не думал, в глубине души неся то унаследованное им от предков твердое, спокойное
убеждение,
общее всем земледельцам, что, как в мире животных и растений ничто не кончается, а постоянно переделывается от одной формы в другую, — навоз в зерно, зерно в курицу, головастик в лягушку, желудь в дуб, — так и человек не уничтожается, но только изменяется.
— Никогда я не находил препятствия в моих
убеждениях, чтобы приблизиться к народу. И здесь это еще легче, чем где-нибудь. Он молебен служит Фролу и Лавру и ведет каурого своего кропить водой, а я не пойду и скажу ему: извини, милый, я — не церковный… Это он услышит и от всякого беспоповца… В
общем деле они могут стоять бок о бок и поступать по-божески, как это всякий по-своему разумеет.
Меня поддерживало
убеждение в том, что замысел"Жертвы вечерней"не имел ничего
общего с порнографической литературой, а содержал в себе горький урок и беспощадное изображение пустоты светской жизни, которая и доводит мою героиню до полного нравственного банкротства.
Само собою разумеется, что началось следствие, которое привело Докукина к казни. Во все время суда Докукин оставался при своем
убеждении и с ним же умер на плахе. Было немало и других примеров в этом же роде, которые потонули в
общем море тогдашней уголовщины.
Село Грузино и барский дом вместе с его сиятельным владельцем покоилось еще мирным сном — тем «сном на заре», который по
общему, испокон веков сложившемуся
убеждению, является самым сладким.
Если и в настоящее время существует антагонизм между теорией и практикой вследствие коренящегося в значительном числе образованных людей
убеждения, будто теория и практика имеют не одну
общую, а две разные дороги, то в половине прошлого столетия серьезная научная подготовка тем более не считалась нужной для практической военной деятельности.
Зачем он не оставляет меня в полном
убеждении, что между нами ничего
общего быть не может?
После вина Петр Иваныч на вопросы Пахтина о том, какое его мнение о новой литературе, о новом направлении, о войне, о мире (Пахтин умел самые разнородные предметы соединить в один бестолковый, но гладкий разговор), — на эти вопросы Петр Иваныч сразу ответил одною
общею profession de foi, [Кредо (франц.).] и вино ли или предмет разговора, но он так разгорячился, что слезы выступили у него на глазах и что Пахтин пришел в восторг и тоже прослезился и, не стесняясь, выразил свое
убеждение, что Петр Иваныч теперь впереди всех передовых людей и должен стать главой всех партий.
Хотел я сказать, во-первых, то, что в нашем обществе сложилось твердое,
общее всем сословиям и поддерживаемое ложной наукой
убеждение в том, что половое общение есть дело необходимое для здоровья, и что так как женитьба есть дело не всегда возможное, то и половое общение вне брака, не обязывающее мужчину ни к чему, кроме денежной платы, есть дело совершенно естественное и потому долженствующее быть поощряемым.
Убеждение это до такой степени стало
общим и твердым, что родители, по совету врачей, устраивают разврат для своих детей; правительства, единственный смысл которых состоит в заботе о нравственном благосостоянии своих граждан, учреждают разврат, т. е. регулируют целое сословие женщин, долженствующих погибать телесно и душевно для удовлетворения мнимых потребностей мужчин, а холостые люди с совершенно спокойной совестью предаются разврату.