Неточные совпадения
Упрямец! ускакал!
Нет ну́жды, я тебя нечаянно сыскал,
И просим-ка со мной, сейчас, без отговорок:
У князь-Григория теперь
народу тьма,
Увидишь человек нас сорок,
Фу! сколько, братец, там ума!
Всю ночь толкуют, не наскучат,
Во-первых, напоят шампанским на убой,
А во-вторых, таким вещам научат,
Каких, конечно, нам не выдумать с тобой.
Народу было пропасть, и в кавалерах не было недостатка; штатские более теснились вдоль стен, но военные танцевали усердно, особенно один из них, который прожил недель шесть в Париже, где он выучился разным залихватским восклицаньям вроде: «Zut», «Ah fichtrrre», «Pst, pst, mon bibi» [«Зют», «Черт возьми», «Пст, пст, моя крошка» (фр.).] и т.п. Он произносил их в совершенстве, с настоящим парижским шиком,и в то же время говорил «si j’aurais» вместо «si j’avais», [Неправильное употребление условного наклонения вместо прошедшего: «если б я имел» (фр.).] «absolument» [Безусловно (фр.).] в смысле: «непременно», словом, выражался на том великорусско-французском наречии, над которым так смеются французы, когда они не имеют
нужды уверять нашу братью, что мы говорим на их языке, как ангелы, «comme des anges».
Теперь ему было ясно, как день, что главная причина народной
нужды, сознаваемая и всегда выставляемая самим
народом, состояла в том, что у
народа была отнята землевладельцами та земля, с которой одной он мог кормиться.
По счастью, в самое это время Кларендону занадобилось попилигримствовать в Тюльери.
Нужда была небольшая, он тотчас возвратился. Наполеон говорил с ним о Гарибальди и изъявил свое удовольствие, что английский
народ чтит великих людей, Дрюэн де Люис говорил, то есть он ничего не говорил, а если б он заикнулся —
День клонится к вечеру. Уже солнце село. Уже и нет его. Уже и вечер: свежо; где-то мычит вол; откуда-то навеваются звуки, — верно, где-нибудь
народ идет с работы и веселится; по Днепру мелькает лодка… кому
нужда до колодника! Блеснул на небе серебряный серп. Вот кто-то идет с противной стороны по дороге. Трудно разглядеть в темноте. Это возвращается Катерина.
Как бы то ни было, но мы подоспели с своею деловою складкой совершенно ко времени, так что начальство всех возможных ведомств приняло нас с распростертыми объятиями. В его глазах уже то было важно, что мы до тонкости понимали прерогативы губернских правлений и не смешивали городских дум с городовыми магистратами. Сверх того, предполагалось, что, прожив много лет в провинции, мы видели лицом к лицу
народ и, следовательно, знаем его матерьяльные
нужды и его нравственный образ.
Окунувшись в тину провинциальной жизни, мы вовсе не думали ни о матерьяльных
нуждах, ни о нравственном образе
народа.
— Все, кому трудно живется, кого давит
нужда и беззаконие, одолели богатые и прислужники их, — все, весь
народ должен идти встречу людям, которые за него в тюрьмах погибают, на смертные муки идут. Без корысти объяснят они, где лежит путь к счастью для всех людей, без обмана скажут — трудный путь — и насильно никого не поведут за собой, но как встанешь рядом с ними — не уйдешь от них никогда, видишь — правильно все, эта дорога, а — не другая!
Произведения его фабрик, его промышленности первенствуют на всех рынках; нет
нужды, что он сам одет в рубище: он видит только, что его торговля овладела целым миром, все ему удивляются, все завидуют, и вот, в порыве законной гордости, он восклицает:"О, какой я богатый, довольный и благоденствующий
народ!"
Одно состояние, нажитое торговлей предметами, необходимыми для
народа или развращающими
народ, или биржевыми операциями, или приобретением дешевых земель, которые потом дорожают от
нужды народной, или устройством заводов, губящих здоровье и жизни людей, или посредством гражданской или военной службы государству, или какими-либо делами, потворствующими соблазнам людей, — состояние, приобретаемое такими делами не только с разрешения, но с одобрения руководителей общества, скрашенное при этом показною благотворительностью, без сравнения более развращает людей, чем миллионы краж, мошенничеств, грабежей, совершенных вне признанных законом форм и подвергающихся уголовному преследованию.
B-17-x, ввиду того, что: 1) цель, преследуемая всеми обществами мира, состоит в установлении юридического порядка между
народами; что 2) нейтрализация путем международных договоров составляет шаг к такому юридическому положению и к уменьшению числа стран, в которых будет возможна война, — конгресс предложил расширить правила о нейтрализации и выразил желание, чтобы все договоры о нейтрализации, уже существующие в настоящее время, оставались и вперед в силе или, в случае
нужды, были дополнены в том смысле, чтобы нейтралитет был распространен на всё государство или чтобы были уничтожены крепости, представляющие для всякого нейтралитета скорее опасность, чем ручательство.
— А то с чего же! Без
нужды да воровать! Тут стыда не оберешься! Я вот давно уж хочу тебя спросить: отчего между благородными меньше этого воровства, нежели, например, между нашим братом, простым
народом?
Непролазная грязь на дорогах, морозы, метели, расстояния громадные,
народ грубый, дикий, кругом
нужда, болезни, а при такой обстановке тому, кто работает и борется изо дня в день, трудно сохранить себя к сорока годам чистеньким и трезвым…
Народ собрался сюда с нескольких губерний, говорит на нескольких языках и наречиях, но все это разнообразие великой нивелирующей силой
нужды подогнано под один основной тип жалкого, оборванного бурлака.
Нововведения Петра не были насильственным переворотом в самой сущности русской жизни; напротив, многие из них были вызваны действительными
нуждами и стремлениями
народа и вытекали очень естественно из хода исторических событий древней Руси.
Казалось, благоденствие должно было водвориться в государстве прочно и невозмутимо; в
народе должно было утвердиться довольство; с каждым годом все должно было улучшаться и совершенствоваться силою внутреннего, самобытного развития; не предстояло, по-видимому, ни малейшей
нужды в уклонении от прежнего пути; тем менее могла представляться надобность в каких-нибудь преобразованиях.
Он не видел брата уже четыре года; последнее свидание с Никитой было скучно, сухо: Петру показалось, что горбун смущён, недоволен его приездом; он ёжился, сжимался, прячась, точно улитка в раковину; говорил кисленьким голосом не о боге, не о себе и родных, а только о
нуждах монастыря, о богомольцах и бедности
народа; говорил нехотя, с явной натугой. Когда Пётр предложил ему денег, он сказал тихо и небрежно...
По
нужде, я могу быть даже другом
народа.
— Православные! Вот, жил разбойник, обижал
народ, грабил его… Смутился совестью, пошёл душу спасать, — захотел послужить
народу буйной силою своей и — послужил! И ныне вы среди разбойников живёте, грабят они вас усердно, а чем служат вашей
нужде? Какое добро от них видите?
Легко Законодателю управлять
народом грубым и полудиким, которого
нужды, понятия и страсти малочисленны; которого душа недеятельна и разум дремлет.
Через них мы знали все
нужды и все заботы жизни их родных и друзей на деревне и учились жалеть
народ.
Народ и
нужды нет. Полагая, что они приготовляют там что ни на есть «комедное», оставляли их в покое, дабы не мешать и скорее насладиться зрелищным удовольствием. В городе Глухове все умирало, то есть так только говорится, а надобно разуметь — мучились от нетерпения увидеть скорее представительную потеху.
— Он точно думает, что мы какие-нибудь персоны, — сказал чванно Кузьма. — Какая
нужда? А может, москали и в самом деле добрый
народ! Вот так нам и везде будет. Не пропадем на чужой стороне! — заключил Кузьма, смеясь от чистого сердца.
Страшись сначала много успевать,
Страшись
народ к победам приучать,
Чтоб в слабости своей он признавался,
Чтоб каждый миг в спасителе нуждался,
Чтоб он тебя не сравнивал ни с кем
И почитал
нуждою — принужденья...
Получив понятие об общем, то есть о постоянных законах, по которым идет история
народов, расширив свое миросозерцание до понимания общих
нужд и потребностей человечества, образованный человек чувствует непременное желание перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности.
Точка зрения, разумеется, остается та же, отвлеченно-возвышенная, без малейшего приноровления к народным
нуждам и воззрениям, без всякого живого взгляда на жизненные отношения, производящие то или другое явление в
народе.
Они могли явиться только в позднейшую эпоху, принесшую к нам много восточных понятий, усердно распространявшихся в
народе книжниками, которые столь же плохо понимали требования поэтической истины, как и
нужды русского
народа.
Неужели они не видели, что в простом
народе есть свои
нужды, свои стремления, есть нищета и горе житейское, а не призрачное?
Но его поэзии недостает всесторонности взгляда; простой класс
народа является у него в уединении от общих интересов, только с своими частными житейскими
нуждами; оттого песни его, при всей своей простоте и живости, не возбуждают того чувства, как, например, песни Беранже.
Книжная словесность, вынесенная к нам из Византии, старалась, конечно, внести в
народ свои идеи, но, как чуждая народной жизни, она могла только по-своему искажать то, что было живого в
народе, и не в состоянии была, ни проникнуться истинными его
нуждами, ни спуститься до степени его понимания.
Что же касается до взгляда на
народ, его
нужды и отношения, то Державин подвинулся немного со времен Ломоносова или даже Симеона Полоцкого.
Но как скоро общество или
народ очнется и почувствует, хотя смутно, свои естественные
нужды, станет искать средств для удовлетворения своим потребностям — и литература тотчас является служительницею его интересов.
Совсем не то у Кольцова. Он сам испытал все
нужды простого
народа, сам жил с ним, сам был в том же положении, в каком живут наши простолюдины. Поэтому и в стихотворениях Кольцова русские люди являются настоящими, а не выдуманными существами.
Наши
нужды настоятельнее, без удовлетворения их труднее прожить, нежели без удовлетворения того, к чему стремятся теперь европейские
народы.
О сочувствии к простому
народу, о любви к нему, о понимании его
нужд и интересов не могло быть и речи.
И слова князя Владимира, что «Руси есть веселие пити», и вековой обычай, и суровый климат, и недостаточное питание, и тяжкий физический труд, и беспрерывная
нужда и скорбь, и недостаток образованности, и отсутствие невинных развлечений, доступных
народу, — все способствует развитию в мужике наклонности к водке…
Собирает он казачий круг, говорит казакам такую речь: «Так и так, атаманы-молодцы, так и так, братцы-товарищи: пали до меня слухи, что за морем у персиянов много тысячей крещеного
народу живет в полону в тяжелой работе, в великой
нужде и горькой неволе; надо бы нам, братцы, не полениться, за море съездить потрудиться, их, сердечных, из той неволи выручить!» Есаулы-молодцы и все казаки в один голос гаркнули: «Веди нас, батька, в бусурманское царство русский полон выручать!..» Стенька Разин рад тому радешенек, сам первым делом к колдуну.
И тем, кто не слушал, мой также привет!
Дай Бог полевать им не даром!
Дай князю без горя прожить много лет,
Простому
народу без
нужды и бед,
Без скорби великим боярам...
Царь согласился и отдал им землю. Строгоновы послали приказчиков собирать
народ. И сошлось к ним много гуляющего
народа. Кто приходил, тем Строгоновы отводили землю, лес, давали скотину и никаких оброков не брали, только живи, и когда
нужда, выходи с
народом биться с татарами. Так и заселилась эта земля русским
народом.
Интеллигенты-народники хотели слиться с
народом, хотели просвещать
народ, послужить крестьянам в их насущных
нуждах и интересах.
Эти люди видят в богатых, не как обыкновенные старинные нищие, людей, спасающих свою душу милостыней, а разбойников, грабителей, пьющих кровь рабочего
народа; очень часто такого рода нищий сам не работает и всячески избегает работы, но во имя рабочего
народа считает себя не только вправе, но обязанным ненавидеть грабителей
народа, то есть богатых, и ненавидит их всей силой своей
нужды, и если просит, а не требует, то только притворяется.
Мерик. Счастье… Счастье за спиной ходит… Его не видать… Коли локоть укусишь, и счастье увидишь… Одна глупость… (Оглядывает скамьи и
народ.) Словно привал арестантский… Здорово,
нужда!
Суждения же губернатора о собирании податей, необходимых для удовлетворения
нужд людей, занятых благоустройством
народа, были совершенно свободны от каких бы то ни было соображений о самоварах, телках, овцах, холстах, отбираемых от деревенской бедноты, не было уже ни малейшего сомнения о пользе своей деятельности.
Все притворялись богобоязненными, а сами жили совсем не по-христиански: все злопамятствовали, друг друга ненавидели, а к низшим, бедным людям не имели сострадания; сами утопали в роскоши и нимало не стыдились того, что простой
народ в это самое время терзался в мучительных
нуждах.
— Лара! — вскричал король. — Клянусь, завтра же я пускаюсь в дальний путь. Завтра же я начинаю объезжать свое королевство. Там, где я увижу голод и
нужду, там должно воцариться довольство и радость. Клянусь тебе, волшебница Лара, я утру слезы моего
народа!
И ты из окон твоей золотой кареты видел только золото да парчу, но не видел правды, не видел того, что ты должен был видеть, не видел
нужды и скорби твоего
народа…
Обыкновенно при вести, что он идет, запирались лавки и
народ, стараясь укрыться от встречи с ужасным оговорителем и крича: «Языка, Языка ведут!» — бежал опрометью, кто куда попал.] и вместе нынешний проводник, швед, имеет
нужду в отдыхе: он свое дело сделал.
— Да, да! — вскричал король. — Обрати меня в птицу, милая Лара. Я хочу видеть
нужды и скорби моего
народа!
Ответ же мой на третий вопрос, — как сделать, чтоб
нужда не повторялась, состоит в том, что для этого нужно, не говорю уже уважать, а перестать презирать, оскорблять
народ обращением с ним, как с животным, нужно дать ему свободу исповеданья, нужно подчинить его общим, а не исключительным законам, а не произволу земских начальников; нужно дать ему свободу ученья, свободу чтенья, свободу передвижения и, главное, снять то позорное клеймо, которое лежит на прошлом и теперешнем царствовании — разрешение дикого истязания, сечения взрослых людей только потому, что они числятся в сословии крестьян.
«Необходимо, чтобы
народ узнал
нужду и сам бы сократил свои расходы, — говорят представители администрации, — а то теперь всё, что требуется земствами, всё, что говорится в собраниях, передается в искаженном виде
народу, и крестьяне надеются на такую помощь, которую они не могут получить.