Неточные совпадения
― Вы говорите ―
нравственное воспитание. Нельзя себе представить, как это трудно! Только что вы побороли одну сторону, другие вырастают, и опять
борьба. Если не иметь опоры в религии, ― помните, мы с вами говорили, ― то никакой отец одними своими силами без этой помощи не мог бы воспитывать.
Но совсем неверно было бы сказать, что постановка такой исторической задачи и
борьба за такую историческую ценность есть требование отвлеченной справедливости и определяется исключительными
нравственными преимуществами Англии и России перед Германией.
Борьба, которую ведет так насильнически Германия за мировое преобладание, для нее может быть не менее оправдана и в ней может быть свой
нравственный пафос.
Начали на скорую руку строить оправдания войны и применили самый элементарный прием — перенесение на мировую
борьбу народов привычных категорий
нравственной жизни личности.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей
нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и
борьба Л. Шестова против необходимых законов логики и этики, хотя и при ином отношении к познанию.
— Да какая ж драма? Что ж, вы на сцене изобразите, как он жену бил, как та выла, глядючи на красный платок солдатки, а потом головы им разнесла? Как же это ставить на сцену! Да и борьбы-то
нравственной здесь не представите, потому что все грубо, коротко. Все не борется, а… решается. В таком быту народа у него нет своей драмы, да и быть не может: у него есть уголовные дела, но уж никак не драмы.
Все они нынче возмнили себя представителями
нравственного порядка и
борьбы.
Для большинства научных людей, рассматривающих жизненное
нравственное учение Христа с низшей точки зрения общественного жизнепонимания, учение это есть только весьма неопределенное, нескладное соединение индийского аскетизма, стоического и неоплатонического учения и утопических антисоциальных мечтаний, не имеющих никакого серьезного значения для нашего времени, и всё значение его сосредоточивается для них в его внешних проявлениях: в католичестве, протестантстве, догматах,
борьбе с светской властью.
Пришло время, когда всё усиливающиеся и усиливающиеся злоупотребления правительств и
борьба их между собой сделали то, что от каждого подданного потребовались такие, не только материальные, но и
нравственные жертвы, при которых каждому пришлось задуматься и спросить себя: могу ли я принести эти жертвы?
Он понял, что ему ничего не нужно понимать, что не нужно ни фактов, ни корней, ни нитей, что можно с пустыми руками, с одной доброй волей, начать дело
нравственного возрождения Навозного, сопровождаемое
борьбою а grand spectacle, [Весьма эффектной (фр.).] с истреблениями, разорениями, расточениями и другими принадлежностями возрождающей власти.
Причиной этому, без сомнения, было
нравственное и физическое переутомление, а также давняя привычка к подкожным впрыскиваниям морфия, — привычка, с которой Бобров на днях начал упорную
борьбу.
Но как искусство олицетворяет все в отдельных образах, то обыкновенно
борьба двух требований
нравственного закона представляется в искусстве
борьбою двух лиц.
Я и в мечтах своих подпольных иначе и не представлял себе любви, как
борьбою, начинал ее всегда с ненависти и кончал
нравственным покорением, а потом уж и представить себе не мог, что делать с покоренным предметом.
Но если те еще способны к
борьбе и нередко выбиваются из-под
нравственного гнета, налагаемого на них, то натуры нежные и тонкие всегда склоняются под этим гнетом и очень редко в состоянии бывают подняться.
И как мы были лакомы тогда до всяческих протестов, в которых, однако, выступали на
борьбу не мысли, не идеи против идей, а по преимуществу чванство
нравственным достоинством против мнимой
нравственной низости.
Подпольный человек пишет: «В мечтах своих подпольных я иначе и не представлял себе любви, как
борьбою, начинал ее всегда с ненавистью и кончал
нравственным покорением, а потом уж и представить себе не мог, что делать с покоренным предметом».
Но в
нравственной жизни есть тяжкая забота, забота
борьбы со злом, и есть раздвоенность, раздвоенность мира на «добрых» и «злых».
Совершенное преодоление дуализма и связанной с ним
борьбы ведет к отмиранию того, что в пути мы называли добром и
нравственной жизнью.
Природа
нравственной жизни и добра таковы, что они предполагают дуализм и
борьбу, т. е. мучительный и трудный путь.
Творческая личность ведет
борьбу за первородность, изначальность, чистоту
нравственной совести и
нравственной мысли при постоянном сопротивлении охлажденной коллективной
нравственной совести и мысли, духа времени, общественного мнения и пр.
И в мире всегда происходит столкновение и
борьба социального
нравственного сознания и личного
нравственного сознания.
Это есть
борьба за оригинальность, первородность
нравственных актов.
Русские коммунисты придают возведенной в систему лжи характер
нравственного долженствования и добра во имя осуществления конечной цели мирового коммунизма и во имя
борьбы за свою власть, превратившуюся в самоцель.
Этика Канта есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным
нравственным законом, нравственно-разумной природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его
нравственным опытом, его духовной
борьбой, его судьбой.
Пробуждение дремавшей совести, пробуждение более высокого
нравственного сознания должно вести к
борьбе против кристаллизовавшегося социального зла.
Но исключительная одержимость одной идеей привела к страшному сужению сознания и к
нравственному перерождению, к допущению совершенно безнравственных средств в
борьбе.
Я надеюсь, что вопрос этот будет заново изучен, хотя, признаюсь, я и не имел прямо утилитарной цели; меня как писателя интересовал самый процесс жалкой душевной
борьбы в существе, которое и без того с первых дней сознательной жизни обречено было на
нравственную гибель.
Она живо помнила, какое впечатление производил на нее в Варшаве, в доме Ладомирских, этот человек и сколько
нравственной ломки пришлось ей произвести над собой, чтобы выйти победительницей в
борьбе с нахлынувшим на нее к нему чувством, после подлого поступка с ней Владимира, тем чувством любви, страсти, самое воспоминание о котором она, казалось ей, похоронила навсегда в стенах Рязанского острога.
До того возмущалась этим бессилием ее оскорбленная порядочность, что она обозвала себя всеми ругательными словами, какие только знала, и наговорила себе много обидных, унижающих истин. Так, она сказала себе, что она никогда не была
нравственной, не падала раньше только потому, что предлога не было, что целодневная
борьба ее была забавой и комедией…
Татары также заставляли народ разбегаться, да еще придавали
нравственную силу беглецам, освещая их выход из русского строя знаменем
борьбы с иноверными иноплеменниками.
Графиня молчала, но ее лицо приняло какое-то совершенно несвойственное ей строго-вдумчивое выражение. Видимо, в ней происходила какая-то внутренняя ожесточенная
борьба; безыскусный, правдивый во всех его частях, как по крайней мере была убеждена она, рассказ Минкиной разрушил созданные воображением Натальи Федоровны книжные идеалы. Брызнувшая на нее первая житейская грязь причинила ей не только
нравственное, но и чисто физическое страдание.
Одержав, как ему казалось,
нравственную победу над графом, он возомнил о своем уме и способностях и даже решился вступить в
борьбу с всесильным графом Аракчеевым на почве излюбленной последним заветной идеи будущей несомненной и неисчислимой пользы организуемых им военных поселений, долженствовавших покрыть своею сетью всю Россию, на страх, на самом деле, встрепенувшейся при известии о преобразовании в этом смысле русского военного быта, Европе.
В России должно раздаться истинно свободное слово о том
нравственном одичании и безобразии, до которого мы дошли, и слово это должно возвышаться над
борьбой классов, групп и партий,
борьбой за интересы и за власть, оно должно быть отражением Божественного Слова, на котором только и может быть обоснована святыня свободного слова и свободной мысли, ныне поруганная и раздавленная.
— Я не циник, Вадим Петрович, но в
борьбе с женщиной я признаю законность психофизиологического притяжения, — разумеется, когда нет
нравственных стимулов, в виде детей. А тут происходит явное нападение на вас… in extremis, или вроде того. Воображаю, как бы вам пришлось, если бы вы действительно лежали на одре смерти.
Суждение о том, что род человеческий прекратится, если люди всеми силами будут стремиться к целомудрию, подобно тому, которое сделали бы (да и делают), что род человеческий погибнет, если люди, вместо
борьбы за существование, будут всеми силами стремиться к осуществлению любви к друзьям, к врагам, ко всему живущему. Суждения такие вытекают из непонимания различия двух приемов
нравственного руководства.