Трагедия философского познания в том, что, освободившись от сферы бытия более высокой, от религии, от откровения, оно попадает в еще более тяжкую зависимость от сферы низшей, от положительной науки, от
научного опыта.
Неточные совпадения
В каком смысле возможно расширение
опыта и почему в
научном знании это расширение не достигается, вечно наталкивается на непреодолимые препятствия?
Философия должна питаться и
опытом научным, и
опытом мистическим.
А что, если бы этим занялся серьезный естествоиспытатель, вооруженный знанием, с их замечательным умением обставлять
опыты, с их
научными средствами.
Этот прибор и
опыты, которые Изборскому удалось произвести с его помощью, доставили ему почетную известность в
научном мире…
Все затруднительные вопросы, имеющие более или менее общественный характер (например, переселенческий), они решают подписными листами, но не путем
научного исследования и
опыта, хотя последний путь находится в полном их распоряжении и наиболее соответствует их назначению.
Восток, как это известно, является частью преобладания начал эмоциональных, чувственных над началами интеллекта, разума: он предпочитает исследованию — умозрение,
научной гипотезе — метафизический догмат. Европеец — вождь и хозяин своей мысли; человек Востока — раб и слуга своей фантазии. Этот древний человек был творцом большинства религий, основоположником наиболее мрачной метафизики; он чувствует, но не изучает, и его способность объединять свой
опыт в
научные формы — сравнительно ничтожна.
Способ чистой разводки, употребленный Бокгартом, был очень несовершенный, и его
опыт большого
научного значения не имел.
Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном
опыте веры иметь все содержание данного религиозного учения, подобно тому как нет необходимости для того, чтобы постигнуть природу науки, пройти весь
научный путь человечества в своем личном
опыте, достаточно познать ее на любом частном случае.
Идея творения мира Богом поэтому не притязает объяснить возникновение мира в смысле эмпирической причинности, она оставляет его в этом смысле необъясненным и непонятным; вот почему она совершенно не вмещается в
научное мышление, основывающееся на имманентной непрерывности
опыта и универсальности причинной связи, она остается для него бесполезна и ему чужда, — есть в этом смысле заведомо ненаучная идея.
Когда заканчивается чисто
научная задача систематического собирания материала по истории религии, которое, конечно, безмерно расширяет ограниченный
опыт каждого отдельного человека, тогда неизбежно ставится задача и религиозного дешифрирования, и религиозно-философского истолкования собранных фактов.
Религиозный
опыт в своей непосредственности не есть ни
научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью.
У Наке всегда можно было найти гостей. И я удивлялся — как он мог работать: не только писать
научные статьи, но и производить даже какие-то химические
опыты.
Не в пример моим тогдашним коллегам, редакторам старше меня и
опытом и положением в журналистике, с самого вступления моего в редакторство усиленно стал я хлопотать о двух отделах, которых при Писемском совсем почти не было: иностранная литература и
научное обозрение.