Неточные совпадения
Левин видел, что в вопросе этом уже высказывалась мысль, с которою он был несогласен; но он продолжал излагать свою мысль, состоящую в том, что русский рабочий имеет совершенно особенный от других
народов взгляд на землю. И чтобы доказать это положение, он поторопился прибавить, что, по его мнению, этот взгляд Русского
народа вытекает из сознания им своего призвания заселить огромные, незанятые пространства на
востоке.
Нет, я вижу, уголка в мире, где бы не запрашивали неслыханную цену. Китаец запросил за каменные изделия двадцать два доллара, а уступил за восемь. Этой слабости подвержены и просвещенные, и полупросвещенные
народы, и, наконец, дикари. Кто у кого занял: мы ли у
Востока, он ли у нас?
Потом сказали мы хозяевам, что из всех
народов крайнего
Востока японцы считаются у нас, по описаниям, первыми — по уменью жить, по утонченности нравов и что мы теперь видим это на опыте.
Наконец мы, более или менее, видели четыре нации, составляющие почти весь крайний
восток. С одними имели ежедневные и важные сношения, с другими познакомились поверхностно, у третьих были в гостях, на четвертых мимоходом взглянули. Все четыре
народа принадлежат к одному семейству если не по происхождению, как уверяют некоторые, производя, например, японцев от курильцев, то по воспитанию, этому второму рождению, по культуре, потом по нравам, обычаям, отчасти языку, вере, одежде и т. д.
Показываться
народу, как вам известно, считается для верховной власти неприличным на
Востоке.
Этого движения боялись
народы Европы, чувствуя себя как бы неготовыми для него, и факт существования Турции с Константинополем у входа Запада на
Восток был выражением духовной незрелости европейских
народов.
Я думал, что мировая война выведет европейские
народы за пределы Европы, преодолеет замкнутость европейской культуры и будет способствовать объединению Запада и
Востока.
Многим
народам Европы Германия показалась более страшной, чем Россия, более чуждой, чем
Восток.
Историческая судьба русского
народа была жертвенна, — он спасал Европу от нашествий
Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для свободного развития.
Государственную и культурную жизнь
народов Европы всегда беспокоили мировые пространства, неизведанность и неизжитость
Востока и Юга.
Снегурочка, Мизгирь, царь Берендей, Лель и весь
народ. Все с ожиданием смотрят на
восток и при первых лучах солнца запевают.
Одно время К. Леонтьев верил, что на
Востоке, в России, возможны еще культуры цветущей сложности, но это не связано у него было с верой в великую миссию русского
народа.
Вера в русский
народ принуждает нас думать, что Запад не в силах выйти из кризиса без истины, хранящейся на
Востоке, в восточном православии, в восточной мистике, в восточном созерцании Божества.
Мировая история разрешится лишь совместными силами
Востока и Запада, и каждый великий
народ имеет тут свою миссию.
Тальберга редакция «Вестника Европы» говорит, что «мы едва ли найдем другой пример колонизаторских способностей, какие представил русский
народ в своем прошедшем, когда он овладевал всем европейским
Востоком и Сибирью», и при этом почтенная редакция ссылается на труд покойного проф.
— Учредителю плавания я рек: — Да корабли мои рассеются по всем морям, да узрят их неведомые
народы; флаг мой да известен будет на Севере,
Востоке, Юге и Западе.
На святом Афоне знают, что туляки —
народ самый выгодный, и если бы не они, то темные уголки России, наверно, не видали бы очень многих святостей отдаленного
Востока, а Афон лишился бы многих полезных приношений от русских щедрот и благочестия.
Это наше общее, общерусское: у
народа мысль на
восток заскакивает, а у нас, образованных, вперёд, на запад, и отсюда великое, не сознаваемое нами горе, мучительнейшее горе и стояние на одном месте многие века.
Над ним ясные небеса… кругом толпится
народ… радость на всех лицах… тихое, очаровательное пение раздается в храмах господних; вдали, сквозь тонкий туман на северо-востоке, из-за стен незнакомой ему святой обители показывается восходящее солнце…
— Бесправные, под страхом лишиться свободы и жизни, они сделали грандиозное дело — ведь это благодаря им вспыхнул к жизни весь
восток! [Имеется в виду революция 1905–1907 годов в России и ее влияние на развитие освободительного движения среди восточных
народов.]
Созидание Москвы и патриархальная неурядица московского уклада отзывались на худом
народе крайне тяжело; под гнетом этой неурядицы создался неистощимый запас голутвенных, обнищалых и до конца оскуделых худых людишек, которые с замечательной энергией тянули к излюбленным русским человеком украйнам, а в том числе и на
восток, на Камень, как называли тогда Урал, где сибирская украйна представлялась еще со времен новгородских ушкуйников [Ушкуйники (от «ушкуй» — плоскодонная ладья с парусами и веслами) — дружины новгородцев в XI–XV вв., отправлявшиеся по речным и североморским путям с торговыми и военными целями.
Торговля, отрасль государственного благосостояния, была особенным предметом Ее внимания. Она даровала ей все способы цвести и распространяться: Она даровала ей свободу. Гавани открылись для вывоза богатых произведений России, богатых своею необходимостию для других
народов. Обрадованное купечество могло уже по воле меняться товарами с Китаем, с
Востоком и с Европою [Указ 1762 г., Августа 10.].
Чудесные дела Екатерины могли быть увенчаны новым чудом; война Персидская могла иметь предмет важный; могла открыть путь в Россию несметным богатствам
Востока; могла успокоить
народы мятежные, которые под влиянием счастливейшего неба служат примером бедствий; могла…
Они, во-первых, приписывают его почему-то древней Руси преимущественно пред новою; во-вторых, кроме христианства, примешивают еще к делу Византию и
Восток в противоположность Западу; в-третьих, формальное принятие веры смешивают с действительным водворением ее начал в сердцах
народа.
Песенный язык родился где-то далеко, в неведомых глубинах Средней Азии, откуда великое смешение
народов бросило жалкий осколок какого-то племени на дальний северо-восток.
А вот жестокость к рабам и раболепие пред владыками, столь свойственное нашему дворянству, это от
Востока вместе с «обломовщиной», типичной для всех классов нашего
народа. Верно также, что бесчисленная масса «лишних людей», всевозможных странников, бродяг, Онегиных во фраках, Онегиных в лаптях и зипунах, людей, которыми владеет «беспокойство, охота к перемене мест», это одно из характернейших явлений русского быта, — тоже от
Востока и является не чем иным, как бегством от жизни, от дела и людей.
«С
Востока — лучшие дворянские традиции, с их бытом, приветом и милыми „закоулочками“, с „затишьем“ и „лишними людьми“ захолустных уездов». Да, то, что Розанов называет «лучшими традициями дворянства», — это с
Востока. Но либеральные идеи дворянства, его культурность, любовь к искусствам, заботы о просвещении
народа, — это от Запада, от Вольтера, от XVIII века.
Естественно, что при таких условиях русский
народ должен был отстать от Запада в своем духовном росте, и естественно, что в нем должны были укрепиться начала
Востока, обезличивающие душу.
«В противоположность первому, пассивному, это — активное состояние ума, это ум молодости, ум, чаще встречающийся среди западных
народов, в то время как первый есть ум дряхлого
Востока».
Еще дальше идет Беха-Улла [Беха-улла Мирза Хуссейн Али — основатель бехаизма, иранского религиозно-политического течения, возникшего в середине XIX в. уже после подавления восстания бабидов и ориентированного на соединение науки и религии, отрицавшего религиозный и национальный фанатизм мусульманского
Востока.], автор «Китабе-Акдес», в своей беседе с Э. Г. Броуном: «Мы же даем, — говорит он, — чтобы все
народы пришли к единой вере, и люди стали братьями; чтобы рознь религиозная перестала существовать и уничтожено было различие национальностей.
Слишком огромными пространствами приходилось овладевать русскому
народу, слишком велики были опасности с
Востока, от татарских нашествий, от которых он охранял и Запад, велики были опасности и со стороны самого Запада.
В душе русского
народа происходила борьба
Востока и Запада, и борьба эта продолжается в русской революции.
Приняв из рук судьбы страннический посох на пороге пресвитерской хижины, он соединил его потом со скипетром величайшего из государей, начертывал им военные планы, мировые
народам и царям и уставы на вековую жизнь империи, указывал череду на престол и, наконец, положил этот посох так скромно, так печально, на
Востоке, в тундрах Сибири!..
В русском
народе нарушено должное отношение между мужским и женским началом, между духом и душой. И это — источник всех болезней нашего религиозного и национального сознания. С изумительной силой интуитивного проникновения изображена жуткая стихия русского
народа в романе Андрея Белого «Серебряный голубь». Россия не Запад, но и не
Восток. Она есть великий Востоко-Запад, встреча и взаимодействие восточных и западных начал. В этом сложность и загадочность России.
Они сознавали себя несущими свет с
Востока, который должен просветить пребывающие в «буржуазной» тьме
народы Запада.
В русском
Востоке открывается огромный мир, который может быть противопоставлен всему миру Запада, всем
народам Европы.
Стòит только признать, что цель волнений европейских
народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на
восток и с
востока на запад составляют общую сущность этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
История истекшего тысячелетия должна была им показать, что такой шаг назад невозможен; что если вся область к
востоку от Эльбы и Заале, некогда заселенная целой семьей родственных между собой славянских
народов, сделалась немецкой, то этот факт указывает только историческую тенденцию и вместе с тем физическую и интеллектуальную способность немецкой нации подчинять себе своих старых восточных соседей, поглощать и ассимилировать их; что эта ассимилирующая тенденция немцев всегда служила и еще служит одним из могущественнейших средств распространения западноевропейской цивилизации на
восток европейского континента» (курсив мой — Н. Б.) (стр. 116-117).
История на каждом шагу доказывает это. Брожение
народов запада, в конце прошлого века, и стремление их на
восток объясняется ли деятельностью Людовиков XIV-го, XV-го и XVI-го, их любовниц, министров, жизнью Наполеона, Руссо, Дидерота, Бомарше и других?
Александр Первый, для движения
народов с
востока на запад и для восстановления границ
народов, был также необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Русская революционная интеллигенция, вся изъеденная застарелыми болезнями, отравившая
народ злобными нигилистическими чувствами и мыслями, начала кричать, что в «революционной демократии» раскрывается какая-то неслыханная и невиданная на Западе правда, брезжит свет с
Востока.
В 1789-м году поднимается брожение в Париже; оно растет, разливается и выражается движением
народов с запада на
восток.
Для нас осталось непонятным движение
народов с запада на
восток, без всякой цели, без предводительства, с толпой бродяг, с Петром Пустынником.
Но между человеком, который говорит, что
народы Запада пошли на
Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее и других планет.
Совершается противодвижение с
востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на
восток. Те же попытки движения с
востока на запад в 1805 — 1807 — 1809-м годах предшествуют большому движению; то же сцепление в группу огромных размеров; то же приставание серединных
народов к движению; тоже колебание в середине пути и та же быстрота, по мере приближения к цели.
Несколько раз движение это направляется на
восток, приходит в столкновение с противодвижением с
востока на запад; в 12-м году оно доходит до своего крайнего предела — Москвы, и, с замечательною симметрией, совершается противодвижение с
востока на запад, точно так же, как и в первом движении, увлекая за собой серединные
народы.
Движение русского
народа на
восток, в Казань и Сибирь, выражается ли в подробностях больного характера Иоанна ІV-го и его переписки с Курбским?
Основной, существенный факт европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских
народов с запада на
восток и потом с
востока на запад.
Для того чтобы
народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтоб они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственною группой
востока; 2) чтоб они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать обманы, грабежи и убийства, имеющие совершиться при этом движения.
В наше время не может не быть ясно для всех мыслящих людей то, что жизнь людей, — не одних русских людей, но всех
народов христианского мира, с своей, всё увеличивающейся нуждой бедных и роскошью богатых, с своей борьбой всех против всех, революционеров против правительств, правительств против революционеров, порабощенных народностей против поработителей, борьбы государств между собою, запада с
востоком, с своими всё растущими и поглощающими силы
народа вооружениями, своей утонченностью и развращенностью, — что жизнь такая не может продолжаться, что жизнь христианских
народов, если она не изменится, неизбежно будет становиться всё бедственнее и бедственнее.