Дикости в проявлениях жизни общественной, разноголосица во всех сферах общества, фанфаронство общим и народным делом, вопросительный знак значительной части дворянства пред новым экономическим бытом, финансовый кризис, зловещие тучи на окраинах, государственные затруднения, неумелость, злорадство, апатия к серьезному здравомысленному делу, непонимание прямых
народных интересов, подпольная интрига и козни, наплыв революционных прокламаций и брань, брань, одна повальная брань в несчастной полунемотствующей литературе и, наконец, в виде паллиативы, эта безумная и развратная оргия канкана, — вот общая картина того положения, в котором застал Россию 1862 год.
Неточные совпадения
— «Любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к
народному благу парализовала любовь к истине, уничтожила
интерес к ней». «Что есть истина?» — спросил мистер Понтий Пилат. Дальше! «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, — бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна, своими штыками, охраняет нас от ярости
народной…»
Может, в конце прошлого и начале нашего века была в аристократии закраинка русских иностранцев, оборвавших все связи с
народной жизнью; но у них не было ни живых
интересов, ни кругов, основанных на убеждениях, ни своей литературы.
Оба брата Киреевских стоят печальными тенями на рубеже
народного воскресения; не признанные живыми, не делившие их
интересов, они не скидывали савана.
Исключительный
интерес представляет письмо Ф. Баадера к министру
народного просвещения гр. Уварову.
Наша философия должна развиться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих
интересов нашего
народного и частного бытия».
Но часто мы видим в истории, что или государственные
интересы вовсе не сходятся с
интересами народных масс, или между государством и народом являются посредники — вроде каких-нибудь сатрапов, мытарей и т. п., — не имеющие, конечно, силы унизить величие своего государства, но имеющие возможность разрушить благоденствие народа.
Вместе с тем сильно выказывается во всех историях пренебрежение к
народной жизни, в пользу каких-нибудь исключительных
интересов.
Народная жизнь исчезает среди подвигов государственных, войн, междоусобий, личных
интересов князей и пр., и только в конце тома помещается иногда глава «о состоянии России».
Разумеется, везде, где можно было, во всех этих книжках высказывался взгляд односторонний, не имевший никаких других
интересов, кроме своих собственных, [взгляд той партии, к которой принадлежал автор; разумеется само собою и то, что ни та, ни другая партия не заботилась ни о каких других
интересах, кроме своих собственных] и что до
народного блага им дела не было.
Если и трактуются предметы, прямо касающиеся народа и для него интересные, то трактуются опять не с общесправедливой, а с человеческой, не с
народной точки зрения, а непременно видах частных
интересов той или другой партии, того или другого класса.
Но и при этом изменении остались следы общего характера прежней поэзии:
народные песни не скоро потеряли свой простой, естественный характер, не скоро увлеклись чуждыми
интересами, и до сих пор в них замечают следы первоначальной простоты естественных условий быта.
Образ жизни его изменился; ученые филологические труды прекратились; другие люди стали посещать его; другие мысли и заботы наполняли его ум и душу, и живое воспоминание только что разыгранной исполинской драмы, в которой сам он был важным действующим лицом и двигателем
народного духа святой Руси, — подавило его прежние
интересы; но он встретил меня и брата с прежним радушием и с видимым удовольствием; Дарья Алексевна — также.
Много раз приходилось нам слышать от людей, искренно желающих
народного блага, выражение сожаления о том, что народ наш живет так разрозненно, так мало проникнут сознанием общих
интересов.
И в самом деле, как много представляется пессимистами фактов и соображений, которые приводят к чрезвычайно мрачным заключениям о быте и характере
народных масс и заставляют почти отчаяться в возможности их успехов на поприще нравственных и общественных
интересов.
Он обратился к
народному источнику и стал изображать жизнь не в идиллическом и сказочном ее
интересе, но так, как она есть, с ее действительными радостями и горестями, со всем, что есть в ней высокого, пошлого и смешного…
Старик Иосаф был прежде всего твердый русский человек, который презирал всякую кривду, всякое шатание житейское, как умственное, так и нравственное, шел неуклонно своим прямым пугем, паче зеницы ока оберегая русские
интересы православной русской церкви и своей многочисленной паствы; он охотно благословлял и содействовал открытию воскресных и
народных школ, но не иначе как под руководством священников или людей лично ему известных; к нему шел за советом и помощью всякий, действительно нуждающийся в совете либо в помощи, и никогда не получал себе отказа.
В изъявлении
народной воли должна раскрыться какая-то объективная правда, а не средняя линия перекрещивающихся и борющихся
интересов.
Если бы издания эти не гнались за беллетристикой, а говорили толково о том, как идут в городах те дела и занятия, до которых есть
интерес сельским людям, ходящим в городские заработки или имеющим там детей в учреждении или в услужении, то это сделало бы
народные листки полезными народу и он оценил бы их полезное значение.
Безобразная ложь выкрикивать, что партия
народной свободы — буржуазная, что она защищает
интересы капиталистов, что в ней заложено семя контрреволюции.
Но то стихийное массовое движение, которое именуется у нас социальным, не вдохновляется сейчас идеей социального целого, идеей регулирующей и организующей всю нашу
народную хозяйственную жизнь; в нем явно преобладают
интересы личные и групповые в ущерб целому, в нем нет самоограничения, в нем слишком много корыстного и захватного.