Неточные совпадения
Даже с практической стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель религиозных
движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной идеи, управляющей нашим
духовным миром.
Столь разнохарактерные явления, как империализм в политике и теософия в
духовной жизни, одинаково симптоматичны для тяготения к выходу за пределы европейской культуры, к
движению с Запада на Восток.
Этого
движения боялись народы Европы, чувствуя себя как бы неготовыми для него, и факт существования Турции с Константинополем у входа Запада на Восток был выражением
духовной незрелости европейских народов.
Духовную и культурную децентрализацию России, которая совершенно неизбежна для нашего национального здоровья, нельзя понимать как чисто внешнее пространственное
движение от столичных центров к глухим провинциям.
Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать, как самостоятельное зло, как источник зла. Глубже лежат
духовное насилие и
духовное убийство. А способы
духовного насилия очень тонки и с трудом уловимы. Иные душевные
движения и токи, иные слова, иные чувства и действия, не имеющие признаков физического насилия, более убийственны и смертоносны, чем грубое физическое насилие и разрушение.
В такой борьбе должна быть приведена в
движение вся совокупность
духовных сил народов.
В первом составе этого
движения, который я считаю лучшим и среди которого были хорошо ко мне относившиеся, многие получили свою первоначальную
духовную формацию от епископов, живших в Сербии, от митрополита Антония и архиепископа Феофана.
Культурно-духовное
движение того времени было своеобразным русским романтизмом, оно менее всего было классическим по своему духу.
Он должен был прежде всего выразить кризис миросозерцания интеллигенции,
духовные искания того времени, идеализм,
движение к христианству, новое религиозное сознание и соединить это с новыми течениями в литературе, которые не находили себе места в старых журналах, и с политикой левого крыла Союза освобождения, с участием более свободных социалистов.
Как я говорил уже, широкие круги левой интеллигенции относились отрицательно и враждебно к «идеалистическому»
движению, выдвигавшему на первый план проблемы
духовной культуры, и по своему миросозерцанию держались за старый позитивизм.
Еще в Берлине я участвовал в кружках
движения в качестве
духовного руководителя.
Истина не падает на нас сверху как какой-то блестящий предмет, она есть также путь в жизнь, она приобретается в
духовной борьбе, в
движении.
Действительное
духовное и освободительное
движение было только в очень небольшой группе.
И все-таки нужно признать, что был разрыв между интересами высшего культурного слоя ренессанса и интересами революционного социального
движения в народе и в левой интеллигенции, не пережившей еще умственного и
духовного кризиса.
Интересно, что в начале XIX в., когда у нас было мистическое
движение и в культурном слое и в народе, Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный
духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Католическое
движение теперь очень сильно, никакие гонения,
духовные и материальные, не могут ослабить его, скорее укрепляют.
Но мало того, что насилие извращает общественное мнение, оно производит в людях еще то пагубное убеждение, что движутся люди не
духовной силой, влекущей их к постигновению истины и осуществлению ее той
духовной силой, которая составляет источник всякого
движения вперед человечества, а насилием, — тем самым действием, которое не только не приближает людей к истине, но всегда удаляет их от нее.
Движение это совершается с двух сторон: и сознательно, вследствие
духовных причин, и бессознательно, вследствие причин материальных.
Движение вперед человечества совершается не так, что лучшие элементы общества, захватив власть, употребляя насилие против тех людей, которые находятся в их власти, делают их лучшими, как это думают и консерваторы и революционеры, а совершается, во-первых, и главное, тем, что люди все вообще неуклонно и безостановочно, более и более сознательно усваивают христианское жизнепонимание, и, во-вторых, тем, что, даже независимо от сознательной
духовной деятельности людей, люди бессознательно, вследствие самого процесса захватывания власти одними людьми и смены их другими, невольно приводятся к более христианскому отношению к жизни.
По торжественной походке и особенной праздничной солидности, лежавшей на каждом
движении Зайончека, можно было легко заметить, что monsieur le pretre находится в некотором
духовном восхищении.
Профессор. А потому, что частицы этого
духовного эфира суть ве что иное, как души живых, умерших и неродившихся, так что всякое сотрясение этого
духовного эфира неизбежно вызывает известное
движение его частиц. Частицы же эти суть не что иное, как души людей, входящие этим
движением в общение между собою.
Малейшее
движение вещества важно для всей природы. Всё море изменяется от одного камня. Точно так же и в
духовной жизни малейшее
движение производит бесконечные последствия. Всё важно.
Эта
духовная память напоминает человеку, поглощенному своим историческим временем, что в прошлом были великие творческие
движения духа и что они должны наследовать вечность, они напоминают также о том, что в прошлом жили конкретные существа, живые личности, с которыми во времени экзистенциальном у нас должна существовать связь не меньшая, чем с живыми.
Социалистическое
движение борется против грубой эксплуатации труда, против экономического рабства трудящихся, но глубинную,
духовную, метафизическую проблему труда оно не поставило даже.
Духовная же жизнь совсем не противоположна жизни душевной и телесной и совсем не отрицает ее, а означает вступление их в иной план бытия, приобретение ими высшей качественности,
движение к высотам, к тому, что есть сверх-жизнь, сверх-природа, сверх-бытие, сверх-Божество.
И человеческая душа нисходит в грешный мир, разделяет судьбу мира и людей, стремится помочь братьям своим, отдает им
духовную энергию, накопленную в
движении души вверх, в стяжании
духовной силы.
Она стала восприимчивой ко всякого рода идеям, к
духовным и социальным
движениям.
В дальнейшем
движение оторвалось от связи с разными формами марксизма и превратилось в борьбу за самостоятельность
духовных ценностей в познании, искусстве, моральной и религиозной жизни.
В этом верхнем слое были
духовные и литературные
движения, в нем подготовлялось
движение декабристов, направленное к освобождению от самодержавия и крепостного права.
Духовная жизнь есть освобождение от рабства, от магической заколдованности человека, от иллюзий сознания и от подавленности бессознательной родовой традицией, от всякого рода табу, мешающих свободному
движению.
Только в начале XX века у нас началось
духовное и идейное
движение, в котором родились души, более родственные Достоевскому.
Это раздвоение и поляризация человеческой природы, это трагическое
движение, идущее в самую
духовную глубину, в самые последние пласты, не связано ли у Достоевского с тем, что он призван был в конце новой истории, у порога какой-то новой мировой эпохи раскрыть в человеке борьбу начал Богочеловеческих и человекобожеских, Христовых и антихристовых, неведомую прежним эпохам, в которых зло являлось в более элементарной и простой форме?
Семитический ветхозаветный трансцендентизм ныне мертвит религиозную жизнь, он выродился в полицейское мероприятие против
движения в
духовном опыте, он питает нетерпимость и осуждение ближнего, растит антихристианские чувства.
Творческая
духовная жизнь не есть
движение по плоскости, это —
движение вертикальное, ввысь и вглубь.
Духовные дали открываются во внутреннем имманентном
движении.
Духовное национальное
движение у нас еще впереди, оно образуется после изжития и осмысления трагического опыта войны и революции.
Такое заключение историков можно объяснить разве только следующим: 1) история пишется учеными, и потому им естественно и приятно думать, что деятельность их сословия есть основание
движения всего человечества, точно так же, как это естественно и приятно думать купцам, земледельцам, солдатам (это не высказывается только потому, что купцы и солдаты не пишут истории), и 2)
духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея, — всё это понятия неясные, неопределенные, под знаменем которых весьма удобно употреблять словà, имеющие еще менее ясного значения и потому легко подставляемые под всякие теории.
Творческое национальное
движение и возрождение предполагает
духовный кризис, обращение к глубоким, божественным источникам жизни.
Как это ни печально, но нужно признать, что церковному собору не предшествовало никакого церковного
движения снизу, никакого накопления творческой
духовной энергии в народе.
С самого первого
движения графа Толстого к пересмотру
духовного вопроса он не встретил ни сочувствия, ни поддержки; все им были недовольны: одни за то, что граф «подбирается под епископов», — другие за то, что он взялся за это дело. В том, что за дело это взялся «он», а не кто иной, видели верное ручательство, что оно «провалится».