Неточные совпадения
Он свои художнические требования переносил в жизнь, мешая их с общечеловеческими, и писал последнюю с натуры, и тут же, невольно и бессознательно, приводил в исполнение
древнее мудрое правило, «познавал самого себя», с ужасом вглядывался и вслушивался в дикие порывы животной, слепой натуры, сам писал ей казнь и чертил новые
законы, разрушал в себе «ветхого человека» и создавал нового.
По
древним французским и германским
законам должник должен был отрабатывать долг кредитору или подвергался аресту в оковах, пока не заплатит долга, а кредитор обязывался должника «кормить и не увечить».
Но пророчество выходило уже из
древнего мира и возвышалось над дохристианскими религиями, над родовыми религиями жертвы и
закона.
[Разумеется, речь идет не о «
Законе Божьем»
древних, а о
законе Единого Государства.]
Но в особенности было для него выгодно отсутствие болей нравственных, от которых его спасал присущий
древнему миросозерцанию
закон предопределения.
Рабочий нашего времени, если бы даже работа его и была много легче работы
древнего раба, если бы он даже добился восьмичасового дня и платы трех долларов за день, не перестанет страдать, потому что, работая вещи, которыми он не будет пользоваться, работая не для себя по своей охоте, а по нужде, для прихоти вообще роскошествующих и праздных людей и, в частности, для наживы одного богача, владетеля фабрики или завода, он знает, что всё это происходит в мире, в котором признается не только научное положение о том, что только работа есть богатство, что пользование чужими трудами есть несправедливость, незаконность, казнимая
законами, но в мире, в котором исповедуется учение Христа, по которому мы все братья и достоинство и заслуга человека только в служении ближнему, а не в пользовании им.
До Петра монета у нас была чрезвычайно безобразна и неправильна, так что весьма легко было подделывать и обрезывать ее, отчего фальшивые монетчики и процветали в
древней Руси, несмотря на строжайшие
законы, обращенные против них.
Напротив — он, по-видимому, с тем и выставлял их, чтобы показать разлад действительного хода дел в
древней Руси с тем, что должно бы быть по
закону.
Природа есть именно существование идеи в многоразличии; единство, понятое
древними, была необходимость, фатум, тайная, миродержавная сила, неотразимая для земли и для Олимпа; так природа подчинена
законам необходимым, которых ключ в ней, но не для нее.
Там, в собрании ваших священных хартий, блюдется на память векам сие собственной руки Ее [От 6 Июня 1763.] начертание, в котором Она говорит с вами как с именитыми отцами
древнего Рима, изъявляя пламенную ревность Свою ко благу России, заклиная вас любовию к отечеству быть достойными орудиями
законов и ставя вам в пример Историю!
Академия Художеств существовала в России едва ли не одним именем; Екатерина даровала ей истинное бытие,
законы и права, взяв ее под личное Свое покровительство, в совершенной независимости от всех других властей; основала при ней воспитательное училище, ободряла таланты юных художников; посылала их в отчизну Искусства, вникать в красоты его среди величественных остатков древности, там, где самый воздух вливает, кажется, в грудь чувство изящного, ибо оно есть чувство народное; где Рафаэль, ученик
древних, превзошел своих учителей, и где Микель Анджело один сравнялся с ними во всех Искусствах.
Самые
законы древней Руси не всегда были хорошо соображены с нуждами народа.
Сей витязь [Сей витязь — Александр Невский.] добродетельный, драгоценный остаток
древнего геройства князей варяжских, заслужив имя бессмертное с верною новогородскою дружиною, храбрый и счастливый между нами, оставил здесь и славу и счастие, когда предпочел имя великого князя России имени новогородского полководца: не величие, но унижение и горесть ожидали Александра во Владимире — и тот, кто на берегах Невы давал
законы храбрым ливонским рыцарям, должен был упасть к ногам Сартака.
Это, говорит, записано в одной
древней индейской книге, мой знакомый бурят» — буряты, народ вроде мордвы — «бурят, говорит, книгу эту читал и тайно мне рассказывал, как было: сошёл Исус во ад и предлагает: ну, Адам, выходи отсюда, зря отец мой рассердился на тебя, и сидишь ты тут неправильно, а настоящее по
закону место твое, человек, в раю.
Как будто сам
древний, седой
закон, смерть карающий смертью, давно уснувший, чуть ли не мертвый в глазах невидящих — открыл свои холодные очи, увидел убитых мужчин, женщин и детей и властно простер свою беспощадную руку над головой убившего.
— «К сему же внидет в люди безверие и ненависть, реть, ротьба [Реть — ссора, вражда. Ротьба — клятва, а также заклятье, вроде «лопни мои глаза», «провалиться мне на сем месте» и пр.], пиянство и хищение изменят времена и
закон, и беззаконнующий завет наведут с прелестию и осквернят священные применения всех оных святых
древних действ, и устыдятся креста Христова на себе носити».
Надо пользоваться учением о
законе жизни прежних
древних мудрых и святых людей, но мы сами должны своим разумом проверить то, чему они учат нас: принять то, что согласно с разумом, и откинуть то, что не согласно с ним.
Древнее насилие клана и рода над человеком, установившее неисчислимое количество табу, запретов и вызывающее страхи и ужасы, из нравственного
закона, каким оно было в
древние времена, переходит в атавистические инстинкты, с которыми должно бороться более высокое нравственное сознание.
Этика
закона, этика сознания, подавляющая подсознание и не знающая сверхсознания, есть порождение
древнего аффекта страха в человеке, и мы, христиане, видим в ней последствие первородного греха.
То, что было сознанием в жизни
древних обществ, установленные
законы, нормы, ограничения, делается потом подсознательным и существует как атавистический инстинкт.
В
древних книгах, в
законах Ману, в Библии, в Талмуде, в Коране жизнь регулирована, подчинена
закону, всюду страх нечистоты, запреты, табу, всюду перегородки и разделительные категории.
Так, напр., инстинкт мести, как говорилось уже, есть наследие
древней социальной жизни, и он связан с
законом.
Нравственное сознание, формулирующее
законы и нормы, сталкивается не только с инстинктом, с подсознательным, с
древней природой, но и с благодатью, с сверхсознанием, с божественным.
Не мысли, о государь, чтобы святой отец нудил тебя оставить веру греческую: нет, он желает единственно, чтобы ты, имея деяние первых соборов и все истинное, все
древнее извеки утвердил в своем царстве, как
закон неизменяемый.
Много было выпито за этим ужином, много было предложено тостов: за процветание искусства, за успех новой артистки и за другие приличные случаи оказии, как и всегда доказывающие не искренность пожеланий, а лишь живучесть
древнего изречения святого князя Владимира: «Руси есть веселие пити». По окончании ужина, дамы удалились, но попойка продолжалась до утра. Сам отличавшийся воздержанностью, Шмуль напился до положения риз и наелся ветчины и трефного мяса, совершенно забыв о Моисеевом
законе.
Кроме того, в самых первых словах, в ссылке на
закон древних: «вам сказано: ненавидь врага», было что-то сомнительное.
У
древних евреев, у пророков, у Исаии — слово
закон, тора, всегда употребляется в смысле вечного, единого, невыраженного откровения — научения бога.
«Прощай врагу твоему, не мсти ему, разве только деланием «ему добра. Исполнив таким образом высший
закон, ты обрящешь «следы
древнего, утраченного тобой величества», кончил он и привстав обнял Пьера и поцеловал его.