Неточные совпадения
Когда он был на воле, он работал для, той цели, которую он себе поставил, а именно: просвещение, сплочение рабочего, преимущественно крестьянского народа; когда же он был
в неволе, он
действовал так же энергично и практично для сношения с внешним
миром и для устройства наилучшей
в данных условиях жизни не для себя только, но и для своего кружка.
Поэтому
в истории
мира и человека могут
действовать иррациональные силы, темная свобода, порождающая необходимость и насилие.
У нас
в Москве,
в допетровскую старину, такие же почти драматические представления, из Ветхого Завета особенно, тоже совершались по временам; но, кроме драматических представлений, по всему
миру ходило тогда много повестей и «стихов»,
в которых
действовали по надобности святые, ангелы и вся сила небесная.
Этого я не мог вынести, и отчаянный бой закипел между нами. Размолвка наша
действовала на других; круг распадался на два стана. Бакунин хотел примирить, объяснить, заговорить, но настоящего
мира не было. Белинский, раздраженный и недовольный, уехал
в Петербург и оттуда дал по нас последний яростный залп
в статье, которую так и назвал «Бородинской годовщиной».
Но свет не
действовал ночью, и ночь была вся во власти враждебного, иного
мира, который вместе с темнотой вдвигался
в пределы обычной жизни.
Церковь не есть Царство Божье, церковь явилась
в истории и
действовала в истории, она не означает преображения
мира, явления нового неба и новой земли.
И весь
мир, весь природный порядок есть замкнутое помещение,
в котором закономерно
действуют данные
в нем силы.
В основе
мира лежит Разум, который одинаково
действует и
в субъективной действительности мышления, и
в объективной действительности бытия.
В газетах все надежды на
мир, а Кронштадт Иванов укрепляет неутомимо — говорит, что три месяца работает как никогда. Иногда едва успевает пообедать. С ним
действует и брат Павла Сергеевича… Сердечно целую Таню, которую я знаю, а Н. Д. посылаю и свой и всех нас дружеский привет…
Но я вам сказал уже, что следственной части не люблю, по той главной причине, что тут живой материял есть. То ли дело судейская часть! Тут имеешь дело только с бумагою; сидишь себе
в кабинете, никто тебя не смущает, никто не мешает; сидишь и
действуешь согласно с здравою логикой и строгою законностью. Если силлогизм построен правильно, если все нужные посылки сделаны, — значит, и дело правильное, значит, никто
в мире кассировать меня не
в силах.
Выражения сочувствия могут радовать (а впрочем, иногда и растравлять открытые раны напоминанием о бессилии), но они ни
в каком случае не помогут тому интимному успокоению, благодаря которому, покончивши и с деятельностью, и с задачами дня, можешь сказать:"Ну, слава богу! я покончил свой день
в мире!"Такую помощь может оказать только «дружба», с ее предупредительным вниманием, с обильным запасом общих воспоминаний из далекого и близкого прошлого; одним словом, с тем несложным арсеналом теплого участия, который не дает обильной духовной пищи, но несомненно
действует ублажающим образом.
Я думаю, не было существа
в мире, которое бы могло
подействовать на него одним авторитетом.
И они бы
действовали успешно, так как уверенность
в мире, я не говорю сам «
мир», а «полная уверенность
в мире», вызвала бы
в людях развращенность и упадок, более разрушительно действующие, чем самая страшная война.
В ком видеть хоть сколько-нибудь порядочного человека или женщину?» — спрашивал он сам себя и при этом невольно припоминал слова Миклакова, который как-то раз доказывал ему, что тот, кто не хочет обманываться
в людях, должен непременно со всяким человеком
действовать юридически и нравственно так, как бы он
действовал с величайшим подлецом
в мире.
Действуя, он переносит во внешний
мир свою волю и тем самым приходит
в столкновение с законом необходимости, владычествующим во внешнем
мире.
Но вскоре начинаешь сживаться с тем
миром, который он изображает, невольно признаешь законность и естественность всех выводимых им явлений, сам становишься
в положение действующих лиц и как-бы чувствуешь, что на их месте и
в их положении иначе и нельзя, да как будто и не должно
действовать.
Но человек призван не
в одну логику — а еще
в мир социально-исторический, нравственно свободный и положительно-деятельный; у него не одна способность отрешающегося пониманья, но и воля, которую можно назвать разумом положительным, разумом творящим; человек не может отказаться от участия
в человеческом деянии, совершающемся около него; он должен
действовать в своем месте,
в своем времени —
в этом его всемирное призвание, это его conditio sine qua non.
Они могут — и должны быть полезнее всех Академий
в мире,
действуя на первые элементы народа; и смиренный учитель, который детям бедности и трудолюбия изъясняет буквы, арифметические числа и рассказывает
в простых словах любопытные случаи Истории, или, развертывая нравственный катехизис, доказывает, сколь нужно и выгодно человеку быть добрым,
в глазах Философа почтен не менее Метафизика, которого глубокомыслие и тонкоумие самым Ученым едва вразумительно; или мудрого Натуралиста, Физиолога, Астронома, занимающих своею наукою только некоторую часть людей.
Натура бросает нас
в мир, как
в темный, дремучий лес, без всяких идей и сведений, но с большим запасом любопытства, которое весьма рано начинает
действовать во младенце, тем ранее, чем природная основа души его нежнее и совершеннее.
Пегий был дамский портной и, следуя влечению природы, принес с собою из
мира в команду свою портновскую иглу с вощеной ниткой и ножницы, и немедленно же открыл мастерскую и пошел всей этой инструментиной
действовать.
Самое отношение к
миру теряется, человек
действует заодно и как одно с
миром, сознание заволакивается туманом; час заклятия становится часом оргии; на нашем маловыразительном языке мы могли бы назвать этот час — гениальным прозрением,
в котором стерлись грани между песней, музыкой, словом и движением, жизнью, религией и поэзией.
Фроим сообщил нам об этом событии за несколько дней до свадьбы. «Пока мы читаем и рассуждаем, — писал он, обращаясь к Дробышу, — „старая жизнь“ делает свое дело. Ты думал, что можно рассуждать вечно, а Зильберминц
действовал. Маня для нас потеряна: она уходит
в другой, старый, „не наш“
мир. Жаль. Девочка умная…»
Действуя же бургонским точно таким же образом, то есть отправляя его через желудок
в вены и оттуда
в голову, выходит результат совсем иной: человек делается мрачен, несообщителен, более склонен к ревности, нежели к любви, к раскаянию, нежели к наслаждению, к плачу о грехах
мира сего, нежели к снисхождению, — для меня тут ключ к психотерапии, и вот я десятый год, не щадя ни издержек, ни здоровья, занимаюсь постоянно изучением действия на умственные способности вышеозначенных медикаментов и разных других.
Ясно, что при обстоятельствах, менее благоприятных для спокойного саморазвития и самосовершенствования, при существовании непосредственных враждебных столкновений с
миром Станкевич не побоялся бы отстаивать свои убеждения и
действовать против злых
в пользу добрых:
в этом он умел находить, как мы видим, собственное наслаждение.
В том, что исторический опыт до сих пор не давал хороших результатов для учения о добродетели, виновато то ложное предположение, что побуждение, выведенное из понятия долга, будто бы слишком слабо и отдаленно, а что сильнее
действует на душу более близкое побуждение, проистекающее из расчета на выгоды, которых надо ждать отчасти
в этом, а также и
в будущем
мире за исполнение закона.
Однако, будучи питаемо им, оно имеет подлинное бытие, хотя и не безосновное, ибо основа его
в вечности, но все же реальное и самобытное, ибо здесь
действует творческая сила Бога,
в ничто воздвигающая
мир;
в миротворении,
в теофании, происходит и теогония.
Однако справедливо утверждать, что
мир содержится
в Боге, и
в мире действует Бог.
Бемизм есть динамический спинозизм, концепция же отношения Бога к
миру у обоих одна и та же [Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и
действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет свободную причину всех вещей; что все существует
в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из абсолютной природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества…
Выражение, что Бог правит
миром как разум, было бы неразумно, если бы мы не принимали, что оно относится и к религии и что божественный дух
действует в определении и образовании последней…
«Когда здоровая природа человека
действует, как целое, когда он чувствует себя
в мире, как
в одном великом, прекрасном, достойном и ценном целом, когда гармоническое чувство благоденствия наполняет его чистым, свободным восхищением, — тогда мировое Целое, если бы оно могло ощущать само себя, возликовало бы, как достигшее своей цели, и изумилось бы вершине собственного становления и существа».
Эту мертвенную слепоту к жизни мы видели у Достоевского. Жизненный инстинкт спит
в нем глубоким, летаргическим сном. Какое может быть разумное основание для человека жить, любить,
действовать, переносить ужасы
мира? Разумного основания нет, и жизнь теряет внутреннюю, из себя идущую ценность.
Если все от Бога и все направляется Богом ко благу, если Бог
действует и
в чуме, и
в холере, и
в инквизиции, и
в пытках,
в войнах и порабощениях, то это при последовательном продумывании должно вести к отрицанию существования зла и несправедливости
в мире.
В воле к могуществу
действуют центробежные силы
в человеке, обнаруживается неспособность владеть собой и противиться власти объектного
мира.
Бог же
действует лишь
в свободе, лишь
в субъективности, Он не
действует в объективном и детерминированном
мире.
И задача заключается
в том, чтобы
в борьбе с капитализмом восстановить это онтологическое ядро, это духовно-личное отношение к
миру вещей и материальных ценностей, эту интимную связь личности с
миром,
в котором она призвана
действовать.
Иногда человек должен преодолевать сострадание,
действовать безжалостно, причинять страдание, чтобы избежать большего страдания
в мире.
Бог
действует на совесть
в человеке, пробуждает совесть, т. е. воспоминание о высшем, горнем
мире.
Бог, очевидно,
действовал и
в античном языческом
мире, но по-иному, через природу, а не через историю, как
в еврейском народе.
Основной этический парадокс
в том, что различение добра и зла, т. е. самое возникновение нашего добра, связано с грехопадением, а
в мире греховном и падшем никогда
в чистом виде не
действует добро.
Прямолинейный абсолютизм
в нравственных оценках и действиях ложен уже потому, что он забывает о существовании мировой среды,
в которой находится человек, он хотел бы
действовать так, как будто существует только нравственный закон и норма, но не существует
мира.
С абсолютной, нормативной точки зрения война есть зло, но с относительной точки зрения она может быть злом наименьшим и даже благом вследствие того, что абсолютные нравственные начала
действуют в темной и греховной среде
мира.
В мире действуют три принципа — Промысел, т. е. сверхмирный Бог, свобода, т. е. человеческий дух, судьба, рок, т. е. природа, осевшая, отвердевшая из меонической, темной свободы.
Похоть наживы и корысти и похоть сладострастия и половых наслаждений разрушительно
действуют на душевную жизнь и создают свои фантазмы, свои
миры,
в которых человек живет вместо реального
мира Божьего.
— Конечно. И нужно было, чтоб огонь ударил
в небо и чтоб лава полилась по
миру. А что грязь и смрад, — так что же делать! Неужели ты думаешь, что, если бы все от нас зависело, мы не
действовали бы иначе? Дисциплинированные, железные рабочие батальоны, пылающие самоотверженною любовью к будущему
миру, обдуманная, планомерная реорганизация строя на новых началах… Эх, да смешно говорить! Ей-богу, как будто институтки
в белых пелериночках, — и разговаривай с ними серьезно!
— Нет, Сима, — серьезно и веско сказал Теркин, — я
в эти дела вмешиваться не буду. Мать твоя вольна
действовать, как ей совесть указывает. По
миру она не пойдет… У нас есть чем обеспечить ее на старости.
Напрасно Гекер сводит литургическую жизнь церкви к внешнему обряду, к чему-то вроде суеверной магии, а то время как
в ней есть духовная глубина, есть отображение небесной жизни, Учение Хомякова о церкви, т. е. учение о соборности и свободе, представляется Гекеру утопией, которая нигде никогда не была реализована, только потому, что для него реальность исчерпывается эмпирической данностью, что он не способен понять существования идейного
в онтологическом смысле
мира, который находится за
миром эмпирическим, противополагается ему и вместе с тем
действует в нем.
Внешний
мир действует на всех людей одинаково, но впечатления людей, поставленных даже
в совершенно тожественные условия, до бесконечности разнообразны, и по числу получаемых и могущих быть дробимыми до бесконечности впечатлений, и по силе их.
Человек умер, но его отношение к
миру продолжает
действовать на людей, даже не так, как при жизни, а
в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как всё живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов.
Основное свойство человека более или менее любить одно и не любить другое не происходит от пространственных и временных условий, но, напротив, пространственные и временные условия
действуют или не
действуют на человека только потому, что человек, входя
в мир, уже имеет весьма определенное свойство любить одно и не любить другое.
Христос умер очень давно, и плотское существование Его было короткое, и мы не имеем ясного представления о Его плотской личности, но сила Его разумно-любовной жизни, Его отношение к
миру — ничье иное,
действует до сих пор на миллионы людей, принимающих
в себя это Его отношение к
миру и живущих им.