Неточные совпадения
Правда, что легкость и ошибочность этого представления о своей вере смутно чувствовалась Алексею Александровичу, и он знал, что когда он, вовсе не думая о том, что его прощение есть
действие высшей силы, отдался этому непосредственному чувству, он испытал больше счастья, чем когда он, как теперь, каждую минуту думал, что в его душе живет Христос и что, подписывая бумаги, он исполняет Его
волю; но для Алексея Александровича было необходимо так думать, ему было так необходимо в его унижении иметь ту, хотя бы и выдуманную, высоту, с которой он, презираемый всеми, мог бы презирать других, что он держался, как за спасение, за свое мнимое спасение.
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою
волю к
действию. К чему, в общем и глубоком смысле, можно свести основное
действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования смысла “фактов”».
Бабушка сострадательна к ней: от одного этого можно умереть! А бывало, она уважала ее, гордилась ею, признавала за ней права на свободу мыслей и
действий, давала ей
волю, верила ей! И все это пропало! Она обманула ее доверие и не устояла в своей гордости!
Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим
действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и
воли.
Я думаю, что беда была не в моей гордости, беда была в том, что я был недостоин высоты этого сна, что он соответствовал моим тайным мыслям и моим мечтам, но не соответствовал силе моей религиозной
воли, моей способности к религиозному
действию.
Признаюсь откровенно, слова эти всегда производили на меня
действие обуха, внезапно и со всею силой упавшего на мою голову. Я чувствую во всем моем существе какое-то страшное озлобление против преступника, я начинаю сознавать, что вот-вот наступает минута, когда эмпирик возьмет верх над идеалистом, и пойдут в дело кулаки, сии истинные и нелицемерные помощники во всех случаях, касающихся человеческого сердца. И много мне нужно бывает силы
воли, чтобы держать руки по швам.
Но сие беззаконное
действие распавшейся натуры не могло уничтожить вечного закона божественного единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке духом злобы порожденного хаоса с новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился дух божий; в течение шести мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною
волею своею действовать на другую и вредить ей; дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной
воли и вечно вновь возгорается в ней.
— Имея в виду эту цель, — формулировал общую мысль Глумов, — я прежде всего полагал бы: статью четвертую"Общих начал"изложить в несколько измененном виде, приблизительно так:"Внешняя благопристойность выражается в
действиях и телодвижениях обывателя; внутренняя — созидает себе храм в сердце его, где, наряду с нею, свивает себе гнездо и внутренняя неблагопристойность, то есть злая и порочная человеческая
воля.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних отрицательных
действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую
волю, не зная, в чем будут состоять требования этой
воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский закон любви, подчинение которому составляет смысл его жизни.
Вы скажете: какое нам дело до того,
волею или неволею воздерживается известный субъект от известных
действий; для нас достаточно и того, что он не совершает их…
Сыновья бросились собирать себе на головы горящие уголья: посоветовавшись между собою и не найдя никаких поводов к несогласному
действию, они объявили матери, что ее добрая
воля была награждать их сестру свыше законной меры, да еще второй раз давать зятю на разживу и поручаться за его долги; что они во всем этом неповинны и отвечать последними остатками состояния не желают, а берут их себе, так как эта малая частица их собственными трудами заработана, а матери предоставляют ведаться с кредиторами покойного зятя, как она знает.
В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее
воли, но по
действию скрытого гальванизма [Явления, связанные с
действием электрического тока.
При этом к достоинствам или недостаткам лица мы часто относим не только самые его
действия, но и последствия этих
действий, может быть вовсе не зависевшие от его
воли.
В самом деле — во всей истории Петра мы видим, что с каждым годом прибавляется у него масса знаний, опытность и зрелость мысли, расширяется круг зрения, сознательнее проявляется определенная цель
действий; но что касается энергии его
воли, решимости характера, мы находим их уже почти вполне сложившимися с самого начала его юношеских
действий.
Это оскорбление есть вина (die Schuld) и отзывается в субъекте тем, что, связанный узами единства, внешний мир весь как одно целое взволновывается
действием субъекта и чрез это отдельный поступок субъекта влечет за собою необозримый и непредусмотримый ряд последствий, в которых субъект уже не узнает своего поступка и своей
воли; тем не менее он должен признавать необходимую связь всех этих последующих явлений со своим поступком и чувствовать себя в ответственности за них.
Привыкая ко всем воинским упражнениям, они в то же самое время слушают и нравоучение, которое доказывает им необходимость гражданского порядка и законов; исполняя справедливую
волю благоразумных Начальников, сами приобретают нужные для доброго Начальника свойства; переводя Записки Юлия Цесаря, Монтекукулли или Фридриха, переводят они и лучшие места из Расиновых трагедий, которые раскрывают в душе чувствительность; читая Историю войны, читают Историю и государств и человека; восхищаясь славою Тюрена, восхищаются и добродетелию Сократа; привыкают к грому страшных орудий смерти и пленяются гармониею нежнейшего Искусства; узнают и быстрые воинские марши, и живописную игру телодвижений, которая, выражая
действие музыки, образует приятную наружность человека.
Она не хотела войны обыкновенной; не хотела жертвовать людьми по
воле случая: хотела
действием превосходного ума предписать закон Року.
Или людям надлежит быть Ангелами, или всякое многосложное Правление, основанное на
действии различных
воль, будет вечным раздором, а народ несчастным орудием некоторых властолюбивцев, жертвующих отечеством личной пользе своей.
И чем более проникались он и благоговейным восторгом к
действиям Екатерины, тем смелее и беспощаднее становилось их обличительное слово против старых злоупотреблений, потому что все доброе и полезное они соединяли с
волею императрицы, а все злое и недостойное разумели как противоборство ее намерениям и желаниям.
Нет сомнения и в том, что они производили хотя некоторое
действие и на тех, которые были исполнителями ее
воли.
Государственная власть соответствовала потребностям народа; в своих
действиях она опиралась на дружину, совет старцев, думу боярскую, городское вече, — и ими уравновешивались ее определения с
волею народа.
Равным образом и все практические последствия дурного развития ума или
воли не должны быть относимы прямо к вине отдельной личности, а должны быть приписаны
действию тех же обстоятельств.
Действия и движения ее стали обозначать более сознания и обдуманности, нежели случайности; она как бы разом обрела и силу
воли, и твердость характера. Преимущества, которыми пользовались перед нею остальные жители избы и которые прежде, можно сказать, были единственным источником ее огорчений, перестали возмущать ее. Она, казалось, поняла настоящее свое положение.
Ибо когда ум,
воля и
действия составят единицу, то раздаятель премудрости дарует уму свет,
воле и
действиям — благословение».
А в общество, между тем, неведомо откуда, сыпались многочисленные произведения подпольной печати. Редкая неделя проходила без какой-нибудь новой прокламации, воззвания, программы
действий, программы требований, ультиматумов, угроз… Тут были и «Великоросс», и «Земля и
Воля», и многое другое.
Гомер видит в них проявление живой
воли божества,
действия реально существующей Судьбы.
Хор все время тайно борется с устремлениями трагического героя, старается подрезать его крылья, подсечь его
волю, доказать ему ненужность и бесплодность всякого
действия.
На наших глазах один за другим отпадают все признаки, которые делают Диониса именно Дионисом. Вместо безвольного слияния с «Первоединым» Ницше страстно и настойчиво требует теперь от человека
воли,
действия, борьбы за свой собственный счет, призывает людей к «верности земле», чтоб возвращен был земле ее смысл, чтоб человек гордо нес на земле свою земную голову и делал дело земли. В «Рождении трагедии» возвратить дионисического человека к делу земли мог только Аполлон своею «иллюзией».
Однако дионисическому эллину не грозила опасность впасть в буддийское отрицание
воли. Острым своим взглядом он видел страшное, разрушительное
действие всемирной истории, видел жестокость природы, ощущал всю истинность мудрости лесного бога Силена — и тем не менее умел жить глубоко и радостно. Его спасала красота.
Самое вступление ее на престол совершилось почти помимо ее
воли; известно, что приверженцам ее немало было труда — склонить цесаревну к решительным
действиям; только страх монастырского заключения заставил беспечную, ленивую и начинавшую уже отцветать красавицу сделать желанный другими, но не ею, решительный шаг.
Но все тут определяется основной духовной установкой, направлением нашей первичной
воли и нашего сознания на
действия и знаки, символизирующие добро, или на реальное осуществление добра, реальное преображение нашего сердца.
Преступление есть безнравственное
действие, имеющее в своем основании злую
волю.
Если не разум человека, то мучительность страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его личности, что личность его есть только видимая часть всей его жизни, что внешняя, видимая им из его личности связь причины и
действия, не совпадает с той внутренней связью причины и
действия, которая всегда известна человеку из его разумного сознания.
Зрелая и свободная
воля направляет свой акт хотения, свое
действие на космическую, божественную жизнь, на богатое содержание жизни, а не на пустоту.
Он сам — как мир человеческий — есть опосредующая
воля, причина действующая, расположенная между этими двумя природами, чтобы служить им связью, средством соединения и воссоединить два
действия, два движения, которые иначе были бы несовместимы» (фр.).]] скрыто исключительное антропологическое сознание, которое трудно найти в официальных церковных учениях и в официальных философских учениях [Замечательно учил Парацельс о творческой роли человека в мире.
Человек кается, обличает себя, хотя
воля к преступлению не перешла ни в какие
действия.
— Теперь настала минута, когда я должен доказать всем, что мой образ
действия изъят от лицемерия и двоедушия. Теперь нужно окончить дело с тою же твердостью, с которою оно было начато. В моих намерениях, в моей решимости ничего не изменилось, и моя
воля отказаться от престола более чем когда-либо непреложна.
Если же есть хоть один закон, управляющий
действиями людей, то не может быть свободной
воли, ибо тогда
воля людей должна подлежать этому закону.
Но стòит только вникнуть в сущность каждого исторического события, т. е. в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что
воля исторического героя не только не руководит
действиями масс, но сама постоянно руководима.
В исторических событиях (где предметом наблюдения суть
действия людей) самым первобытным сближением представляется
воля богов, потом
воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте — исторических героев.
И такое самовольное
действие пчел могло бы нарушить влияние трутней, если бы они не догадались в то самое время, как совершался этот полет, предписать его, так чтобы пчелы не могли думать, что они сделали это по своей
воле и без высшего указания правителей.
С одной стороны, рассуждение показывает, что выражение
воли человека — его словà суть только часть общей деятельности, выражающейся в событии, как, например, в войне или революции; и потому без признания непонятной, сверхъестественной силы — чуда, нельзя допустить, чтобы словà могли быть непосредственною причиной движения миллионов; с другой стороны, если даже допустить, что словà могут быть причиной события, то история показывает, что выражения
воли исторических лиц во многих случаях не производят никакого
действия, т. е., что приказания их часто не только не исполняются, но что иногда происходит даже совершенно обратное тому, что ими приказано.
Казалось бы в этой-то кампании бегства французов, когда они делали всё то, чтò только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, — казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим
действия масс
воле одного человека, описывать это отступление в их смысле.
Боже мой, если это оставление Тобою меня есть
действие Твое, то да будет
воля Твоя; но ежели же я сам причинил сие, то научи меня, что́ мне делать.
В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей
воли умерщвлять себе подобных, ту силу,
действие которой он видел во время казни.