Учение Храма. Часть 1

Коллектив авторов, 1925

Книга «Учение Храма» является продолжением труда, начатого Е.П.Блаватской, и представляет собой Наставления Учителей Мудрости, трудящихся ради поднятия человечества на более высокую ступень эволюции. Диапазон затронутых в ней вопросов необычайно широк – от основополагающих законов Мироздания и духовного совершенствования человека до обычных физических явлений и проблем современной цивилизации. Перевод книги осуществлен в 1954–1956 гг. по просьбе Е. И. Рерих ее сотрудницей и корреспонденткой Е. П. Инге. В полном объеме первый том «Учения Храма» на русском языке публикуется впервые.

Оглавление

Сила утверждения. Наставление 3

Защитникам современной ментальной науки редко приходит в голову, что тренировка силы утверждения, которая пропагандируется некоторыми из их собратьев, может закончиться плачевно как для них самих, так и для тех наивных и невежественных учеников, которые не хотят довольствоваться естественными эволюционными методами пробуждения и удовлетворения желаний и устремлений. Для них спокойные и замедленные процессы естественного роста есть «томление для плоти», вследствие чего многие устремляются qui vive[5] за чем-то новым — за тем, что ускоренно развивает их психические центры.

Бесспорно, используемая надлежащим образом сила утверждения почти не ограничена, но в руках безответственного лица она подобна обоюдоострому мечу, ибо противоположный полюс — сила отрицания — должен проявляться одновременно с силой утверждения, и, если первый не контролировать, последний может оказаться сильнее и одержать верх. Лишь немногие способны на такой контроль из-за особых условий настоящего цикла и тех незаконных целей, ради которых была проституирована духовная сила. Например, употребление слов «я есмь», предшествующее какому-нибудь выраженному желанию или утверждению, связанному с обладанием или контролем над какой-либо формой материи, вроде «я есмь сила» или «я богат», вполне может при надлежащих условиях привести в действие определенные скрытые внутренние силы (или элементалы), способствующие реализации желаемого. Но, как было указано ранее, такое позитивное утверждение неизменно пробуждает негативный аспект утверждающей силы. И если оператор не является опытным оккультистом, умеющим контролировать силы и материю более низких вибраций, нежели те, которые управляют его личным существованием, то негативный аспект силы, пробужденной в стремлении к равновесию, может вынудить его потерять контроль над позитивной, утверждающей силой. Это одна из иллюстраций вечной борьбы между материей и духом.

«Победитель наследует все»; и сила преодоления является силой, управляющей материей, — этим негативным аспектом вечно позитивного. Крайне редко обыкновенный человек XIX столетия способен сознательно отделить эго от физического тела и осуществить процесс слияния личного сознания с Абсолютом. Но именно на такой высоте он должен стоять, прежде чем сможет безопасно или благоразумно вызывать к действию объединенные силы «я есмь» и направлять их к осуществлению какого-либо личного желания, каким бы высоким оно ни казалось; ибо, к сожалению, чистое, ничем не загрязненное желание почти не встречается в этом веке, когда в каждое побуждение очень сильно примешан элемент самости. Только Учителям высших степеней по силам такая геркулесова задача, но даже Им положен свой предел. Личное сознание, проходя через различные планы, или состояния сознания, является полем действия «пар противоположностей» и не может пробудить какой-либо позитивный аспект своей низшей природы без привлечения ее негативного полюса. Оно должно научиться пребывать в равновесии и нейтральном положении на каждом плане жизни, пока не будет достигнута точка безопасности, или точка силы, на данном плане бытия.

Если, упражняясь в утверждающей силе, какой-то человек преуспел в привлечении к себе (ибо сила утверждения является также и силой притяжения) большого богатства, то позитивные силы, пробужденные для накопления этого богатства, приведут в действие и противоположные, или негативные, силы, которые отнимут у него что-нибудь из его природы, являющееся точным эквивалентом полученного богатства; что-то из проявленного либо на внутреннем, либо на внешнем плане его жизни. Это может быть его честь, интеллект, здоровье, зрение или слух — но что бы это ни было, утраченное равновесие должно быть в точности восстановлено, ибо естественный закон не может отклониться с пути строгой справедливости. Если же кто-то приобретает богатство, славу или какое-либо иное так называемое сокровище благодаря естественному эволюционному закону, то есть благодаря труду, то будут проявлены те же самые силы, но в гораздо менее опасной форме, ибо они будут действовать естественно. Произойдет та же самая борьба, но при этом его враги будут уже не так могущественны, а сам он будет гораздо лучше разбираться в приемах их нападения и поэтому будет способен вооружиться против них.

Лишь очень немногие различают истинную мощь, заключенную в словах: «Да будет Воля твоя». Они несут в себе одну из глубочайших оккультных тайн, ибо «Воля» в данном случае совпадает с Законом. Акт Беспредельной Воли приводит в движение естественный закон, который должен в конце концов привлечь желаемое.

Когда оккультист достигает высокой ступени мастерства, усилие его воли соединяет личную силу с силою Беспредельности, что и приводит к осуществлению стоящего за волевым актом желания. Он просто не смог бы пожелать совершить какое-нибудь действие вне гармонии с Божественной Волей. Уже сам факт его желания совершить это действие в достаточной мере свидетельствует, что он действовал по Божественной Воле и служил посредником, или проводником, этой Воли для более низких форм силы и материи, на которые Божественное могущество не может воздействовать непосредственно, без того чтобы не вызвать их изменения в силу более высоких вибраций субстанции Божественной Воли. Это и лежит в основе всех проявлений воли, демонстрируемых Учителями.

Процитированного выше речения Иисуса при распятии более чем достаточно для подтверждения Его утверждения, что Он и Отец — Одно, даже если бы не было других тому свидетельств. То же самое выражение употреблялось и тысячи лет назад в определенных случаях во время Посвящения и всегда предшествовало какой-либо форме распятия.

Подобно действию или приказу воли, существует иная, столь же могущественная форма силы, с которой вы в той или иной степени знакомы и которая так же важна, несмотря на то, что ею пренебрегают в современном оккультизме. Эта сила выражается словом «признательность». Чтобы облегчить ваше понимание, мы будем придерживаться этого хорошо знакомого слова.

В стремлении отказаться от идеи личного Бога многие атрибуты, которые считались неразрывно связанными с таким Богом, но в действительности являлись наиболее мощными Силами Вселенной, были отвергнуты или забыты. Эта особая сила имеет непосредственное отношение к закону спроса и предложения, причем спрос — это позитивный аспект великого закона ассимиляции, обратная сторона которого есть закон предложения. Без излияния, или выявления, этой силы благодарности и признательности, при любом действии воли полное завершение самого действия невозможно. Оно может показаться завершенным вашему ограниченному пониманию, но если бы вы обладали внутренним видением на плане сил, то вы бы знали, что именно из-за вашей неблагодарности завершение действия остается непроявленным или же его результаты сводятся к нулю очередным поворотом колеса жизни.

Некоторые могут спросить, кого или что мы должны благодарить. Для ответа просто обратите ваши мысли внутрь, к Всемогущей Любви, и упражняйтесь в пробуждении этой силы внутри вас. Развившись, она потечет так же естественно, как просьба об исполнении желания или достижении цели.

Скрытый смысл выражения «Да будет Воля Твоя» может быть суммирован словом «бесстрастие» в том смысле, который вкладывается в него сведущими мистиками. Основная причина опасности, кроющейся в упражнении силы утверждения, о которой говорилось выше, лежит в исключении этого принципа и замене его наиболее острым желанием. В то время как высшая, или позитивная, сторона принципа желания благотворна, его низшая, или животная, сторона пагубна. Элементалы низшего желания окружают и тянут вниз неофита, или ученика, который по невежеству или неосторожности вторгся в их сферу, преждевременно пробудив к действию соответствующих добрых элементалов высшего аспекта этого желания. Отсюда ясно, что пока человек не стал абсолютно «бесстрастен» в истинном смысле этого слова и не может от всего сердца сказать «Да будет Воля Твоя», ему следует быть очень осторожным с пробуждением этой ВОЛИ. Я весьма далек от желания умалять или отрицать какую-либо мощь, или атрибут, принадлежащий Абсолюту. Единственное, о чем Я настоятельно прошу вас, — это «естественная жизнь». Личная жизнь каждого из вас должна развиваться естественно и достигнуть таким образом своей цели незапятнанной или неповрежденной, вместо того чтобы быть исковерканной уродливостью и несовершенством. Если бы мы жили только один раз, если бы люди уже никогда не смогли бы вновь испытать радость или боль, то нынешняя безумная погоня за удовлетворением желаний казалась бы более оправданной. Но как только вы начинаете осознавать, что при преждевременном осуществлении какого-либо желания вы неизбежно должны будете отказаться не только от этого желания, но и от всех родственных ему, то, мягко говоря, сочтете такой риск плохой политикой. Когда человек поймет и осознает, что невозможно получить что-либо ценное посредством неценного, что закон «в поте лица твоего заработаешь ты хлеб свой» является неизменным, непреложным и действенным на всех планах бытия; и когда он начнет применять это знание в своей повседневной жизни, ему удастся, наконец, проложить свой путь к источнику всей мощи. И тогда возможность безопасно применять свои развивающиеся способности для обретения полного контроля над высшими формами материи появится столь же неминуемо, как день следует за ночью.

Выражение «в поте лица твоего» является не только символическим, но и буквальным и означает «через использование и контроль над возжженными центрами внутренних оболочек, или тел», ибо они соответствуют позитивным духовным силам.

Труд, вызывающий пот, отвечает душевным мукам, приносящим слезы печали и скорби. Позитивная энергия Духа, или Огня, вызывает негативную силу Духа, которая является Водою Жизни, или Очищением.

Примечания

5

Яростно, энергично (лат.).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я