Неточные совпадения
Одним словом, произошло то,
что всегда случается, когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и
в гражданском
смысле незрелым.
И надо сказать правду,
что он действовал
в этом
смысле довольно искусно.
Глуповцы тем быстрее поняли
смысл этого нового узаконения,
что они издревле были приучены вырезывать часть своего пирога и приносить ее
в дар.
Сверх того, он уже потому чувствовал себя беззащитным перед демагогами,
что последние, так сказать, считали его своим созданием и
в этом
смысле действовали до крайности ловко.
Дома он через минуту уже решил дело по существу. Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку. Средства для исполнения первого подвига были обдуманы уже заранее; средства для исполнения второго представлялись ему неясно и сбивчиво. Но так как не было той силы
в природе, которая могла бы убедить прохвоста
в неведении
чего бы то ни было, то
в этом случае невежество являлось не только равносильным знанию, но даже
в известном
смысле было прочнее его.
Вероятнее всего, ему было совестно,
что он, как Антоний
в Египте, ведет исключительно изнеженную жизнь, и потому он захотел уверить потомство,
что иногда и самая изнеженность может иметь
смысл административно-полицейский.
Из рассказа его видно,
что глуповцы беспрекословно подчиняются капризам истории и не представляют никаких данных, по которым можно было бы судить о степени их зрелости,
в смысле самоуправления;
что, напротив того, они мечутся из стороны
в сторону, без всякого плана, как бы гонимые безотчетным страхом.
Глуповцы ужаснулись. Припомнили генеральное сечение ямщиков, и вдруг всех озарила мысль: а ну, как он этаким манером целый город выпорет! Потом стали соображать, какой
смысл следует придавать слову «не потерплю!» — наконец прибегли к истории Глупова, стали отыскивать
в ней примеры спасительной градоначальнической строгости, нашли разнообразие изумительное, но ни до
чего подходящего все-таки не доискались.
— Конституция, доложу я вам, почтеннейшая моя Марфа Терентьевна, — говорил он купчихе Распоповой, — вовсе не такое уж пугало, как люди несмысленные о сем полагают.
Смысл каждой конституции таков: всякий
в дому своем благополучно да почивает!
Что же тут, спрашиваю я вас, сударыня моя, страшного или презорного? [Презорный — презирающий правила или законы.]
Как ни запуганы были умы, но потребность освободить душу от обязанности вникать
в таинственный
смысл выражения"курицын сын"была настолько сильна,
что изменила и самый взгляд на значение Угрюм-Бурчеева.
Левин не отвечал. Сказанное ими
в разговоре слово о том,
что он действует справедливо только
в отрицательном
смысле, занимало его. «Неужели только отрицательно можно быть справедливым?» спрашивал он себя.
— Разумеется, труд. Труд
в том
смысле,
что если бы не было его или других ему подобных, то и дорог бы не было.
Она смотрела так просто, так весело,
что кто не знал ее, как знал муж, не мог бы заметить ничего неестественного ни
в звуках, ни
в смысле ее слов.
Эффект, производимый речами княгини Мягкой, всегда был одинаков, и секрет производимого ею эффекта состоял
в том,
что она говорила хотя и не совсем кстати, как теперь, но простые вещи, имеющие
смысл.
В обществе, где она жила, такие слова производили действие самой остроумной шутки. Княгиня Мягкая не могла понять, отчего это так действовало, но знала,
что это так действовало, и пользовалась этим.
В сущности, понимавшие, по мнению Вронского, «как должно» никак не понимали этого, а держали себя вообще, как держат себя благовоспитанные люди относительно всех сложных и неразрешимых вопросов, со всех сторон окружающих жизнь, — держали себя прилично, избегая намеков и неприятных вопросов. Они делали вид,
что вполне понимают значение и
смысл положения, признают и даже одобряют его, но считают неуместным и лишним объяснять всё это.
— Какой опыт? столы вертеть? Ну, извините меня, дамы и господа, но, по моему,
в колечко веселее играть, — сказал старый князь, глядя на Вронского и догадываясь,
что он затеял это. —
В колечке еще есть
смысл.
Он говорил с нею то,
что обыкновенно говорят
в свете, всякий вздор, но вздор, которому он невольно придавал особенный для нее
смысл.
Теперь Алексей Александрович намерен был требовать: во-первых, чтобы составлена была новая комиссия, которой поручено бы было исследовать на месте состояние инородцев; во-вторых, если окажется,
что положение инородцев действительно таково, каким оно является из имеющихся
в руках комитета официальных данных, то чтобы была назначена еще другая новая ученая комиссия для исследования причин этого безотрадного положения инородцев с точек зрения: а) политической, б) административной,
в) экономической, г) этнографической, д) материальной и е) религиозной; в-третьих, чтобы были затребованы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были
в последнее десятилетие приняты этим министерством для предотвращения тех невыгодных условий,
в которых ныне находятся инородцы, и в-четвертых, наконец, чтобы было потребовано от министерства объяснение о том, почему оно, как видно из доставленных
в комитет сведений за №№ 17015 и 18308, от 5 декабря 1863 года и 7 июня 1864, действовало прямо противоположно
смыслу коренного и органического закона, т…, ст. 18, и примечание
в статье 36.
«Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться
в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего,
что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный
смысл добра, который я властен вложить
в нее!»
— Положим, но труд
в том
смысле,
что деятельность его дает результат — дорогу. Но ведь ты находишь,
что дороги бесполезны.
«И разве не то же делают все теории философские, путем мысли странным, несвойственным человеку, приводя его к знанию того,
что он давно знает и так верно знает,
что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно
в развитии теории каждого философа,
что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный
смысл жизни и только сомнительным умственным путем хочет вернуться к тому,
что всем известно?»
Он был верующий человек, интересовавшийся религией преимущественно
в политическом
смысле, а новое учение, позволявшее себе некоторые новые толкования, потому именно,
что оно открывало двери спору и анализу, по принципу было неприятно ему.
— Кончается, — сказал доктор. И лицо доктора было так серьезно, когда он говорил это,
что Левин понял кончается
в смысле — умирает.
Он знал только,
что сказал ей правду,
что он ехал туда, где была она,
что всё счастье жизни, единственный
смысл жизни он находил теперь
в том, чтобы видеть и слышать ее.
Все члены семьи и домочадцы чувствовали,
что нет
смысла в их сожительстве и
что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более свяэаны между собой,
чем они, члены семьи и домочадцы Облонских.
Чувство это теперь было еще сильнее,
чем прежде; еще менее,
чем прежде, он чувствовал себя способным понять
смысл смерти, и еще ужаснее представлялась ему ее неизбежность; но теперь, благодаря близости жены, чувство это не приводило его
в отчаяние: он, несмотря на смерть, чувствовал необходимость жить и любить.
— Да моя теория та: война, с одной стороны, есть такое животное, жестокое и ужасное дело,
что ни один человек, не говорю уже христианин, не может лично взять на свою ответственность начало войны, а может только правительство, которое призвано к этому и приводится к войне неизбежно. С другой стороны, и по науке и по здравому
смыслу,
в государственных делах,
в особенности
в деле воины, граждане отрекаются от своей личной воли.
— Я и действую, только отрицательно,
в том
смысле,
что я не буду стараться увеличить ту разницу положения, которая существует между мною и им.
Он перечел телеграмму; и вдруг прямой
смысл того,
что было сказано
в ней, поразил его.
— Да хоть бы даже и
в этом
смысле, —
что ж тут такого? — сказал Чичиков.
Дело ходило по судам и поступило наконец
в палату, где было сначала наедине рассуждено
в таком
смысле: так как неизвестно, кто из крестьян именно участвовал, а всех их много, Дробяжкин же человек мертвый, стало быть, ему немного
в том проку, если бы даже он и выиграл дело, а мужики были еще живы, стало быть, для них весьма важно решение
в их пользу; то вследствие того решено было так:
что заседатель Дробяжкин был сам причиною, оказывая несправедливые притеснения мужикам Вшивой-спеси и Задирайлова-тож, а умер-де он, возвращаясь
в санях, от апоплексического удара.
На это Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было,
что именно, неизвестно, но, вероятно,
смысл был таков: «А побрал бы тебя черт с твоим почтением!» Но так как гостеприимство у нас
в таком ходу,
что и скряга не
в силах преступить его законов, то он прибавил тут же несколько внятнее: «Прошу покорнейше садиться!»
Генерал смутился. Собирая слова и мысли, стал он говорить, хотя несколько несвязно,
что слово ты было им сказано не
в том
смысле,
что старику иной раз позволительно сказать молодому человеку ты(о чине своем он не упомянул ни слова).
—
В самом слове нет ничего оскорбительного, — сказал Тентетников, — но
в смысле слова, но
в голосе, с которым сказано оно, заключается оскорбленье. Ты — это значит: «Помни,
что ты дрянь; я принимаю тебя потому только,
что нет никого лучше, а приехала какая-нибудь княжна Юзякина, — ты знай свое место, стой у порога». Вот
что это значит!
Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем,
что приехал на охотничьей лошади, и притворялся,
что очень устал. Может быть, и то,
что у него уже было слишком много здравого
смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою
в Робинзона. Игра эта состояла
в представлении сцен из «Robinson Suisse», [«Швейцарского Робинзона» (фр.).] которого мы читали незадолго пред этим.
Устремив неподвижные взоры
в подкладку стеганого одеяла, я видел ее так же ясно, как час тому назад; я мысленно разговаривал с нею, и разговор этот, хотя не имел ровно никакого
смысла, доставлял мне неописанное наслаждение, потому
что ты, тебе, с тобой, твои встречались
в нем беспрестанно.
— Да как же мог ты выйти, коли не
в бреду? — разгорячился вдруг Разумихин. — Зачем вышел? Для
чего?.. И почему именно тайком? Ну был ли
в тебе тогда здравый
смысл? Теперь, когда вся опасность прошла, я уж прямо тебе говорю!
—
Что такое благороднее? Я не понимаю таких выражений
в смысле определения человеческой деятельности. «Благороднее», «великодушнее» — все это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Все,
что полезно человечеству, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезное! Хихикайте, как вам угодно, а это так!
Рога — это только естественное следствие всякого законного брака, так сказать, поправка его, протест, так
что в этом
смысле они даже нисколько не унизительны…
«Черт возьми! — продолжал он почти вслух, — говорит со
смыслом, а как будто… Ведь и я дурак! Да разве помешанные не говорят со
смыслом? А Зосимов-то, показалось мне, этого-то и побаивается! — Он стукнул пальцем по лбу. — Ну
что, если… ну как его одного теперь пускать? Пожалуй, утопится… Эх, маху я дал! Нельзя!» И он побежал назад, вдогонку за Раскольниковым, но уж след простыл. Он плюнул и скорыми шагами воротился
в «Хрустальный дворец» допросить поскорее Заметова.
Не
в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах,
в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления,
чем в точном
смысле…
Я
в том
смысле,
что тут надо бы поболее точности, так сказать, более наружной определенности: извините во мне естественное беспокойство практического и благонамеренного человека, но нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там,
что ли, какие?..
— Довольно верное замечание, — ответил тот, —
в этом
смысле действительно все мы, и весьма часто, почти как помешанные, с маленькою только разницей,
что «больные» несколько больше нашего помешаны, потому тут необходимо различать черту. А гармонического человека, это правда, совсем почти нет; на десятки, а может, и на многие сотни тысяч по одному встречается, да и то
в довольно слабых экземплярах…
— А
что отвечал
в Москве вот лектор-то ваш на вопрос, зачем он билеты подделывал: «Все богатеют разными способами, так и мне поскорей захотелось разбогатеть». Точных слов не помню, но
смысл,
что на даровщинку, поскорей, без труда! На всем готовом привыкли жить, на чужих помочах ходить, жеваное есть. Ну, а пробил час великий, тут всяк и объявился,
чем смотрит…
Слышал он, как и все,
что существуют, особенно
в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч. и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал
смысл и значение этих названий до нелепого.
— А
что ж, оно
в строгом
смысле, пожалуй,
что и среда, — с удивительною важностью заметил Порфирий, — преступление над девочкой очень и очень даже можно «средой» объяснить.
Вопрос, почему он пошел теперь к Разумихину, тревожил его больше,
чем даже ему самому казалось; с беспокойством отыскивал он какой-то зловещий для себя
смысл в этом, казалось бы, самом обыкновенном поступке.
— Это все равно-с, — ответил Порфирий Петрович, холодно принимая разъяснение о финансах, — а впрочем, можно вам и прямо, если захотите, написать ко мне,
в том же
смысле,
что вот, известясь о том-то и объявляя о таких-то моих вещах, прошу…
Думали,
что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения, — мысль не только неосновательная, но даже и совершенно противная здравому юридическому
смыслу: ибо, если отрицание подсудимого не приемлется
в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности.
— Кукшина, Eudoxie, Евдоксия Кукшина. Это замечательная натура, émancipée [Свободная от предрассудков (фр.).]
в истинном
смысле слова, передовая женщина. Знаете ли
что? Пойдемте теперь к ней все вместе. Она живет отсюда
в двух шагах. Мы там позавтракаем. Ведь вы еще не завтракали?