Неточные совпадения
В коридоре было темно; они стояли возле лампы. С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал
в его душу,
в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то
идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих
сторон… Разумихин побледнел как мертвец.
То, что я бросил мою
идею и затянулся
в дела Версилова, — это еще можно было бы чем-нибудь извинить; но то, что я бросаюсь, как удивленный заяц, из
стороны в сторону и затягиваюсь уже
в каждые пустяки,
в том, конечно, одна моя глупость.
— Нынче безлесят Россию, истощают
в ней почву, обращают
в степь и приготовляют ее для калмыков. Явись человек с надеждой и посади дерево — все засмеются: «Разве ты до него доживешь?» С другой
стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая
идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут только бы с них достало…
Я выдумал это уже
в шестом классе гимназии, и хоть вскорости несомненно убедился, что глуп, но все-таки не сейчас перестал глупить. Помню, что один из учителей — впрочем, он один и был — нашел, что я «полон мстительной и гражданской
идеи». Вообще же приняли эту выходку с какою-то обидною для меня задумчивостью. Наконец, один из товарищей, очень едкий малый и с которым я всего только
в год раз разговаривал, с серьезным видом, но несколько смотря
в сторону, сказал мне...
А «
идея»? «
Идея» — потом,
идея ждала; все, что было, — «было лишь уклонением
в сторону»: «почему ж не повеселить себя?» Вот тем-то и скверна «моя
идея», повторю еще раз, что допускает решительно все уклонения; была бы она не так тверда и радикальна, то я бы, может быть, и побоялся уклониться.
Даже с практической
стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться
в Среднюю Азию, эту колыбель религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной
идеи, управляющей нашим духовным миром.
Теперь, с другой
стороны, возьмите взгляд самой церкви на преступление: разве не должен он измениться против теперешнего, почти языческого, и из механического отсечения зараженного члена, как делается ныне для охранения общества, преобразиться, и уже вполне и не ложно,
в идею о возрождении вновь человека, о воскресении его и спасении его…
А оправдать его тоже не годится, потому что любители прекрасных
идей и защитники возвышенных стремлений, объявившие материалистов людьми низкими и безнравственными,
в последнее время так отлично зарекомендовали себя со
стороны ума, да и со
стороны характера,
в глазах всех порядочных людей, материалистов ли, или не материалистов, что защищать кого-нибудь от их порицаний стало делом излишним, а обращать внимание на их слова стало делом неприличным.
К. Леонтьев одинокий мечтатель, он стоит
в стороне и выражает обратный полюс тому, на котором формировалась русская
идея.
Он входит
в русскую
идею другими
сторонами своего творчества, как самый замечательный представитель русской религиозной философии XIX
в.
Прежде всего, огромное значение
в соловьевском деле имеет его утверждение профетической
стороны христианства, и
в этом оно более всего входит
в русскую
идею.
—
В одно слово, если ты про эту. Меня тоже такая же
идея посещала отчасти, и я засыпал спокойно. Но теперь я вижу, что тут думают правильнее, и не верю помешательству. Женщина вздорная, положим, но при этом даже тонкая, не только не безумная. Сегодняшняя выходка насчет Капитона Алексеича это слишком доказывает. С ее
стороны дело мошенническое, то есть по крайней мере иезуитское, для особых целей.
Были минуты, что я, под влиянием этой постоянной
идеи, доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался
в противоположную
сторону, надеясь врасплох застать пустоту (néant) там, где меня не было.
Впрочем,
в виду преклонных лет, прежних заслуг и слишком яркой непосредственности Утробина, губернатор снизошел и процедил сквозь зубы, что хотя факт обращения к генерал-губернатору Западного края есть факт единичный, так как и положение этого края исключительное, и хотя засим виды и предположения правительства неисповедимы, но что, впрочем,
идея правды и справедливости, с одной
стороны, подкрепляемая
идеей общественной пользы, а с другой
стороны, побуждаемая и, так сказать, питаемая высшими государственными соображениями.
С одной
стороны, преступление есть осуществление или, лучше сказать, проявление злой человеческой воли. С другой
стороны, злая воля есть тот всемогущий рычаг, который до тех пор двигает человеком, покуда не заставит его совершить что-либо
в ущерб высшей
идее правды и справедливости, положенной
в основание пятнадцати томов Свода законов Российской империи.
Конечно, я понимал, что и против такого капитального соображения не невозможны возражения, но с другой
стороны, что может произойти, если вдруг Осипу Иванычу
в моем скромно выраженном мнении вздумается заподозрить или «превратное толкование», или наклонность к «распространению вредных
идей»!
Торжество той или другой
идеи производит известные изменения
в политических сферах и
в то же время представляет собой торжество журналистики соответствующего оттенка. Журналистика не стоит
в стороне от жизни страны, считая подписчиков и рассчитывая лишь на то, чтобы журнальные воротилы были сыты, а принимает действительное участие
в жизни. Стоит вспомнить июльскую монархию и ее представителя, Луи-Филиппа, чтобы убедиться
в этом.
Он не лжет, не обдает бешеной слюною; но оставьте
в стороне зверообразные формы, составляющие принадлежность ликующей публицистики, — и вы очутитесь перед тем же отсутствием общей руководящей
идеи, перед тою же бессвязностью, с тем лишь различием, что здесь уверенность заменяется бессилием, а ясность речей — недоговоренностью.
—
В том-то и дело, что ничего не знает… ха-ха!.. Хочу умереть за братьев и хоть этим искупить свои прегрешения. Да… Серьезно тебе говорю… У меня это клином засело
в башку. Ты только представь себе картину: порабощенная страна, с одной
стороны, а с другой — наш исторический враг… Сколько там пролито русской крови, сколько положено голов, а
идея все-таки не достигнута. Умереть со знаменем
в руках, умереть за святое дело — да разве может быть счастье выше?
— Мир
идей! — повторила она и отбросила салфетку
в сторону, и лицо ее приняло негодующее, брезгливое выражение. — Все эти ваши прекрасные
идеи, я вижу, сводятся к одному неизбежному, необходимому шагу: я должна сделаться вашею любовницей. Вот что нужно. Носиться с
идеями и не быть любовницей честнейшего, идейнейшего человека — значит не понимать
идей. Надо начинать с этого… то есть с любовницы, а остальное само приложится.
Действительно, небольшая аудиторий
в музее уже была полна. Изборский с внешней
стороны не был хорошим лектором. Порой он заикался, подыскивал слова. Но даже
в эти минуты его наивные глаза сверкали таким внутренним интересом к предмету, что внимание аудитории не ослабевало. Когда же Изборский касался предметов, ему особенно интересных, его речь становилась красивой и даже плавной. Он находил обороты и образы, которые двумя — тремя чертами связывали специальный предмет с областью широких, общих
идей…
Я чувствую, что
в этих новых
идеях новых есть даже что-то возвышенное; но все это не мешает мне видеть и прямую, так сказать, практическую
сторону дела.
Итак, 1) прекрасное как единство
идеи и образа вовсе не характеристическая особенность искусства
в том смысле, какой придается этому слову эстетикою; 2) «единство
идеи и образа» определяет одну формальную
сторону искусства, нисколько не относясь к его содержанию; оно говорит о том, как должно быть исполнено, а не о том, что исполняется.
Но
в нем есть справедливая
сторона — то, что «прекрасное» есть отдельный живой предмет, а не отвлеченная мысль; есть и другой справедливый намек на свойство истинно художественных произведений искусства: они всегда имеют содержанием своим что-нибудь интересное вообще для человека, а не для одного художника (намек этот заключается
в том, что
идея — «нечто общее, действующее всегда и везде»); отчего происходит это, увидим на своем месте.
— То есть вы опять… я опасаюсь, что вы и тут примете
в другую
сторону смысл, то есть смысл речей моих, как вы сами говорите, Антон Антонович. Я только тему развиваю, то есть пропускаю
идею, Антон Антонович, что люди, носящие маску, стали не редки-с и что теперь трудно под маской узнать человека-с…
Он вообще не любил терять праздных слов. Он принадлежал скорее к числу лиц думающих, мыслящих, — хотя, надо сказать, трудно было сделать заключение о точном характере его мыслей, так как он больше ограничивался намеками на различные
идеи, чем на их развитие. При малейшем противоречии граф чаще всего останавливался даже на полумысли и как бы говорил самому себе: «Не ст́оит!» Он обыкновенно отходил
в сторону, нервно пощипывая жиденькие усы и погружаясь
в грустную задумчивость.
И у него, как у Обломова, принимались легко только общие
идеи, а «подробности, сметы и цифры» постоянно оставались
в стороне.
Всеобщее, мысль,
идея — начало, из которого текут все частности, единственная нить Ариадны, — теряется у специалистов, упущена из вида за подробностями; они видят страшную опасность: факты, явления, видоизменения, случаи давят со всех
сторон; они чувствуют природный человеку ужас заблудиться
в многоразличии всякой всячины, ничем не сшитой; они так положительны, что не могут утешаться, как дилетанты, каким-нибудь общим местом, и
в отчаянии, теряя единую, великую цель науки, ставят границей стремления Orientierung [ориентацию (нем.).].
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого — и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела — будет ли то новая
идея, шаг
в науке,
в политике,
в войне — ни группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя», с одной
стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед — с другой.
— Не все то правда, что говорили римляне или греки. Повышенное настроение, возбуждение, экстаз — все то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за
идею от обыкновенных людей, противно животной
стороне человека, то есть его физическому здоровью. Повторяю: если хочешь быть здоров и нормален, иди
в стадо.
Замечательно, что
в сатирических нападках на французов экономическая и внешняя
сторона играет очень видную роль, а собственно
идеи французов не подвергались осмеянию до самого того времени, как политическое движение во Франции заставило их опасаться.
Оставляя, впрочем,
в стороне самого автора, будем следить далее за его
идеями.
Если положить на весы, с одной
стороны, те мысли и сведения, которые
в душе младенца накопляются
в течение десяти недель, а с другой —
идеи и знания, приобретаемые зрелым умом
в течение десяти лет, то перевес окажется, без всякого сомнения, на
стороне первых.
В своей боязливой предусмотрительности она не заметила, что опасность угрожает ей совсем с другой
стороны, и заботилась всего более о том, чтобы не допустить
в народ якобинских
идей, за которые считалось тогда всякое предъявление своих прав лицами низшего сословия.
Пока еще известная
идея находится
в умах, пока еще она только должна осуществиться
в будущем, тут-то литература и должна схватить ее, тут-то и должно начаться литературное обсуждение предмета с разных
сторон и
в видах различных интересов.
Фроиму пришла вдруг
идея. Он подъехал к другому гимназисту, и они вдвоем взбежали на берег. Никто на это не обратил внимания. Через несколько минут они опять спустились рядом на пруд и стали приближаться к Британу. Британ смотрел
в другую
сторону, а когда с берега ему крикнули предостережение, — было уже поздно. Фроим и его сообщник вдруг разбежались
в стороны и
в руках у каждого оказалось по концу веревки. Веревка подсекла Британа, и он полетел затылком на лед, высоко задрав ноги
в больших валенках.
Катерина Матвеевна. А мое воззрение другое, — я нахожу, что чем грубее та среда,
в которой приводится работать, тем больше нужно энергии. Потому что
в силу чего могут измениться эти уродливые отношения, как не
в силу тех
идей и заложений, которые мы внесем
в них. Я сознаю свое влияние над этими людьми и посильно употребляю его. И вы призваны облагородить еще свежую личность Петра. Он с своей
стороны тоже вносит
идеи в эту мертвящую среду. Вот Анатолий Дмитрич так же судит.
В «Бедных людях», написанных под свежим влиянием лучших
сторон Гоголя и наиболее жизненных
идей Белинского, г. Достоевский со всею энергией и свежестью молодого таланта принялся за анализ поразивших его аномалий нашей бедной действительности и
в этом анализе умел выразить свой высоко гуманный идеал.
После царя одно духовенство могло бы иметь влияние на православную Россию. Оно одно представляет
в правительственных сферах старую Русь; духовенство не бреет бороды и тем самым осталось на
стороне народа. Народ с доверием слушает монахов. Но монахи и высшее духовенство, исключительно занятые жизнию загробной, нимало не заботятся об народе. Попы же утратили всякое влияние вследствие жадности, пьянства и близких сношений с полицией. И здесь народ уважает
идею, но не личности.
— Помилуйте! — волновался губернатор, — я из крайней необходимости учреждаю над школой административный надзор, поручаю его человеку, лично известному мне своею благонамеренностью, человеку аттестованному с самой отличной
стороны директором гимназии, человеку способному и прекрасному педагогу, а его преосвященство вмешивается
в дело и видит
в этом распространение каких-то зловредных
идей, а сам вступается за господина, который устраивает антиправительственные демонстрации!
Развитие новой философии
в немецком идеализме отмечено, с одной
стороны, попыткой узников забаррикадироваться
в пещере и сделать ее отверстие для солнца непроницаемым, что совершил Кант
в своем феноменализме, либо дерзновенно прорваться к миру
идей люциферическою самоуверенностью спекулятивного ума (Фихте и Гегель).
Идеи — тела конкретно окачествованы и ни
в каком смысле не повторяют друг друга: каждая
идея ощущает себя по-своему, т. е. имеет индивидуальное тело, есть телесная энтелехия [Говоря о телесности, мы обсуждаем лишь общефилософскую
сторону вопроса, оставляя без внимания разные «планы» телесности.
В разных диалогах Платона подчеркивается и раскрывается по преимуществу то одна, то. другая
сторона идеализма — трансцендентность
идей миру или их имманентность.
Во Христе человечество принесло покаяние и жертву, возродилось и стало соответствовать воле Божией. Оно сделалось иным, и притом стало выше по существу (хотя и не по состоянию), чем было
в раю, насколько новый Адам выше и больше первого. Потому и с этой
стороны должна быть отвергнута оригеновская
идея апокатастасиса, одного лишь восстановления прежнего, без создания нового.
Учение Аристотеля при этом разделяет слабую
сторону учения Платона, именно и
в нем недостаточно ясно различаются Бог и София, Творец и мир
идей.
Встретив отпор со
стороны г. Горданова, чиновник Подозеров агитировал будто бы среди крестьян
в пользу
идей беспорядка, чему здесь знающие демократические наклонности г. Подозерова вполне верят.
Можно даже установить следующий парадокс, играющий немалую роль
в истории религиозных
идей: свобода воли, вечно стоящая перед устрашающей необходимостью делать избрание навязанного ей со
стороны и сверху, порабощала и угнетала человека; настоящее освобождение человека происходило от благодати, а не от свободы воли; человек свободен, когда ему не нужно выбирать.
В те годы ветер стал дуть, как и теперь,
в сторону"переоценки всех ценностей": и государственно-общественных устоев, и экономических, и нравственных идеалов, и мышления, и литературно-художественных
идей, запросов и вкусов.
Попал я через одного француза с первых же дней моего житья
в этот сезон
в пансиончик с общим столом, где сошелся с русским отставным моряком Д. — агентом нашего"Общества пароходства и торговли", образованным и радушным холостяком, очень либеральных
идей и взглядов, хорошо изучившим лондонскую жизнь. Он тоже не мало водил и возил меня по Лондону, особенно по части экскурсий
в мир всякого рода курьезов и публичных увеселений, где"нравы"с их отрицательной
стороны всего легче и удобнее изучать.
И сцена стала служить новым
идеям,
в серьезной драме и комедии ушла дальше скрибовских сюжетов,
в сторону более смелого реализма, а шутка, смех, сатира и то, что французы называют"высвистыванием"(persiflage), получило небывалый успех
в форме тогда только что народившейся оперетки.