Достоевский прямо провозгласил, что русский человек — всечеловек, что дух России —
вселенский дух, и миссию России он понимал не так, как ее понимают националисты.
Национальная религиозная замкнутость и исключительность, отчужденность от западного христианства и резко отрицательное к нему отношение, особенно к миру католическому, — все это находится в явном противоречии со
вселенским духом христианства.
Тот же Достоевский, который проповедовал всечеловека и призывал к
вселенскому духу, проповедовал и самый изуверский национализм, травил поляков и евреев, отрицал за Западом всякие права быть христианским миром.
Большое дело, совершенное Владимиром Соловьевым для русского сознания, нужно видеть прежде всего в его беспощадной критике церковного национализма, в его вечном призыве к
вселенскому духу Христову, к освобождению Христова духа из плена у национальной стихии, стихии натуралистической.
Неточные совпадения
— Печально, когда человек сосредоточивается на плотском своем существе и на разуме, отметая или угнетая
дух свой, начало
вселенское. Аристотель в «Политике» сказал, что человек вне общества — или бог или зверь. Богоподобных людей — не встречала, а зверье среди них — мелкие грызуны или же барсуки, которые защищают вонью жизнь свою и нору.
Дальше Лоскутов очень подробно развивал мысль, что необходимо, на основании абсолютной субстанции
духа, создать новую
вселенскую религию, в которой примирятся все народы и все племена.
Соборность церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже
вселенских соборов, а есть пребывание в общении и любви церковного народа и
Духа Святого.
Национальный организм, всегда представляющий собой бытие партикуляристическое, а не универсальное, не вмещает в себе
вселенского, всечеловеческого
духа, но имеет претензию быть всем и все поглощать.
Не там действует
Дух Св., где по формальным признакам
вселенский собор, а там
вселенский собор, где действует
Дух Св.
Где был подлинный
вселенский собор, а где не подлинный, как, например, «разбойничий», решает церковный народ, т. е. решает
дух соборности.
Духа на
вселенских соборах, но, исходя из них, можно раскрыть цельную систему гнозиса.
Духа в истории мира не было бы соборного действия Промысла, не было бы отблеска Божества на всем, что творится в истории, во
вселенской культуре, в общественности, не было бы космического единства человечества.
«Не мерою дает Бог
духа» [Ин. 3:34.], и, когда огненные языки возгораются над головами, при каких бы внешних обстоятельствах они ни возгорелись, является достоверным, что религиозное сознание становится при этом
вселенским, кафоличным.
Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь
вселенский соборный
дух.
Русский народ из всех народов мира наиболее всечеловеческий,
вселенский по своему
духу, это принадлежит строению его национального
духа.