Национальная религиозная замкнутость и исключительность, отчужденность от западного христианства и резко отрицательное к нему отношение, особенно к миру католическому, — все это находится в явном противоречии со
вселенским духом христианства.
Достоевский прямо провозгласил, что русский человек — всечеловек, что дух России —
вселенский дух, и миссию России он понимал не так, как ее понимают националисты.
Тот же Достоевский, который проповедовал всечеловека и призывал к
вселенскому духу, проповедовал и самый изуверский национализм, травил поляков и евреев, отрицал за Западом всякие права быть христианским миром.
Большое дело, совершенное Владимиром Соловьевым для русского сознания, нужно видеть прежде всего в его беспощадной критике церковного национализма, в его вечном призыве к
вселенскому духу Христову, к освобождению Христова духа из плена у национальной стихии, стихии натуралистической.
Неточные совпадения
— Печально, когда человек сосредоточивается на плотском своем существе и на разуме, отметая или угнетая
дух свой, начало
вселенское. Аристотель в «Политике» сказал, что человек вне общества — или бог или зверь. Богоподобных людей — не встречала, а зверье среди них — мелкие грызуны или же барсуки, которые защищают вонью жизнь свою и нору.
Дальше Лоскутов очень подробно развивал мысль, что необходимо, на основании абсолютной субстанции
духа, создать новую
вселенскую религию, в которой примирятся все народы и все племена.
Соборность церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже
вселенских соборов, а есть пребывание в общении и любви церковного народа и
Духа Святого.
Национальный организм, всегда представляющий собой бытие партикуляристическое, а не универсальное, не вмещает в себе
вселенского, всечеловеческого
духа, но имеет претензию быть всем и все поглощать.
Не там действует
Дух Св., где по формальным признакам
вселенский собор, а там
вселенский собор, где действует
Дух Св.